Преобразование отношений собственности в России

План:

Понятие разгосударствления и приватизации собственности.

Этапы приватизации России конца 20ого века

Методы и формы приватизации собственности в России.

Одной из главных задач перехода к рынку является проведение разгосударствления и приватизации собственности.

Разгосударствление - представляет собой снятие с государства функции прямого хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, но без изменения характера собственности.

Приватизация – смена собственника посредством передачи или продажи на различных условиях государственной собственности экономическим субъектам, которые используют ее в дальнейшем в хозяйственной деятельности, неся полную имущественную ответственность за ее результаты.

Приватизация как способ преобразования собственности должна осуществляться на основе экономической целесообразности.

Приватизация в современной России началась с октября 1992 года и прошла несколько этапов:

Ваучерная приватизация - ставилась задача покончить с господством государственной собственности. За этот период было разгосударствлено 70% промышленных предприятий. Доля государственной собственности в стране упала до 35%.

С 1 июля 1994 года – денежная приватизация. Имущество государственных и муниципальных предприятий стало продаваться за деньги. Для этого организуются продажи предприятий или их акций на аукционах (публичных открытых торгах) конкурсах. Главная задача второго этапа – способствовать появлению новых эффективных собственников.

Методы приватизации в России

Массоваяприватизация – путем выдачи ваучеров. Этот метод позволяет сравнительно быстро распределить государственную собственность среди большого числа граждан. Население России получило свыше 146 млн. приватизационных чеков. Из ваучерной приватизации были исключены: земля, жилой фонд, совхозы и ряд промышленных предприятий. Всего свыше 35 процентов собственности России.

Передача или льготная продажа государственных активов приватизируемого предприятия. Данный метод было социально наиболее приемлемым и обеспечил бесконфликтное в целом первичное распределение государственной собственности.

Приватизация методом прямых продаж государственным активом. Преимуществом этого метода является поступление как доходов в бюджет, так и инвестиций в приватизируемое предприятие.

Формы приватизации России:

Продажа на аукционе. Аукцион – продажа с публичного торга (от покупателя при этом не требуется выполнение каких-либо условий по отношению к объектам приватизации).

Коммерческий конкурс – открытые аукционные торги или закрытый тендер (предложения, поступающие при проведении торгов). Право собственности передается покупателю, предложившему максимальную цену.

Инвестиционный конкурс (инвестиционные торги) – продажа государственных и муниципальных предприятий, при осуществлении со стороны покупателей инвестиционных программ. Право собственности покупает тот, кто предложил максимальный объем инвестиций.

Аренда с выкупом. Договор аренды имущества с последующим его выкупом, что ведет к перераспределению прав собственности.

Акционирование – трансформация муниципальных и государственных предприятий, в открытые или закрытые акционерные общества, путем эмиссий (выпуска) и продажи акций. Предусматривалось 3 варианта акционирования, отличающиеся друг от друга долей голосующих акций, остающихся у трудового коллектива. Большинство предприятий избрал 2ой при котором у предприятия оставался 51% процент голосующих акций.

Рынок, функции и классификация. Микроэкономика.

План:

Понятие рынка

Структура рынка

Функции рынка.

Недостатки рыночного механизма.

В литературе понятие «рынок» употребляется в различных вариантах и по этому вопросу существует множество точек зрения:

Рынок – это место, где совершаются торговые сделки.

Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения.

Рынок- это форма взаимоотношений хозяйствующих субъектов, самостоятельно принимающих экономические решения.

Понятие рынок правомерно определять в узком и широком смысле:

В узком смысле рынок – это отношение купли-продажи. Эти отношения охватывают лишь сферу обращения, обмена.

В широком смысле рынок – это отношение между людьми охватывающие все стадии товарного производства: производство, распределение, обмен и потребление.

Рынок существовал не всегда! Он складывается в ходе становления товарного производства и является его важнейшим элементом. Условиями возникновения товарного производства и рынка являются:

Общественное разделение труда

Частная собственность на средства производства.

Первоначальный обмен носил случайный характер и имел вид прямого товарообмена. Такой вид обмена называется бартером – прямым обменом товаров без посредничества денег.

Формула прямого товарного обмена:

Товар (Т)

При расширении обмена возникли серьезные затруднения, поскольку бартер не давал возможности владельцу товара выбирать необходимые ему блага, продавца и время покупки, требуя множества промежуточных торговых сделок. Поэтому в дальнейшем возник товарно-денежный обмен, состоящий из двух не синхронных актов продажи и купли Т – Д – Т (товар, деньги, товар)

Возможности бартера (ограничения) были преодолены, благодаря использования денег. Деньги возникли не как продукт соглашения между людьми, а как результат их естественной хозяйственной жизни.

Виды изменения денег

Деньгами м.б. все что угодно (что признается людьми). Главное что бы были функции:

Мера стоимости, измерение стоимости товара

Оплата в процессе обмена – средство обращения

Сохранение стоимости на будущее – средство сбережения, или накопления.

Рынок не является результатом человеческого разума – это продукт процесса самоорганизации. Рыночный механизм носит безличностный характер. Каждый из разрозненных производителей и потребителей действует, преследуя свой личный интерес. Ориентиром для них является лишь повышение цен или понижение, сто ведет к прибыли или к убытку. Рыночные цены информируют, координируют и мотивируют поведение участников рынка. В этом заключается принцип «невидимой руки рынка» (Адам Смит). Субъектами рыночных отношений являются домашние хозяйства предприятия (фирма), банк и государства. Отношения между ними формируют рыночную среду.

Домашнее хозяйство – экономическая единица, которая обеспечивает производство человеческого капитала, стремится к максимальному удовлетворению потребности ин6дивида.

Предприятие – экономическая единица, которая использует факторы производства для изготовления продукции, с целью ее продажи; стремится к максимизации прибыли; самостоятельно принимает решения.

Банк - финансово-кредитное учреждение регулирующее движение денежной массы необходимой для нормального функционирования рынка.

Государство – представлено правительственными учреждениями, которые осуществляют юридическую и политическую власть для обеспечения контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Объектами рыночного хозяйства являются товары и услуги: труд, земля, капитал, деньги, ценные бумаги, государственный льготы и субсидии, информация, технологии, социальные выплаты.

Кругооборот экономики между домашними домохозяйствами и предприятиями фирмами.

ДОМ товары Предприятие

Платежи

 
 


Зарплата


Рабочая сила

 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: