План:
Понятие разгосударствления и приватизации собственности.
Этапы приватизации России конца 20ого века
Методы и формы приватизации собственности в России.
Одной из главных задач перехода к рынку является проведение разгосударствления и приватизации собственности.
Разгосударствление - представляет собой снятие с государства функции прямого хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, но без изменения характера собственности.
Приватизация – смена собственника посредством передачи или продажи на различных условиях государственной собственности экономическим субъектам, которые используют ее в дальнейшем в хозяйственной деятельности, неся полную имущественную ответственность за ее результаты.
Приватизация как способ преобразования собственности должна осуществляться на основе экономической целесообразности.
Приватизация в современной России началась с октября 1992 года и прошла несколько этапов:
Ваучерная приватизация - ставилась задача покончить с господством государственной собственности. За этот период было разгосударствлено 70% промышленных предприятий. Доля государственной собственности в стране упала до 35%.
|
|
С 1 июля 1994 года – денежная приватизация. Имущество государственных и муниципальных предприятий стало продаваться за деньги. Для этого организуются продажи предприятий или их акций на аукционах (публичных открытых торгах) конкурсах. Главная задача второго этапа – способствовать появлению новых эффективных собственников.
Методы приватизации в России
Массоваяприватизация – путем выдачи ваучеров. Этот метод позволяет сравнительно быстро распределить государственную собственность среди большого числа граждан. Население России получило свыше 146 млн. приватизационных чеков. Из ваучерной приватизации были исключены: земля, жилой фонд, совхозы и ряд промышленных предприятий. Всего свыше 35 процентов собственности России.
Передача или льготная продажа государственных активов приватизируемого предприятия. Данный метод было социально наиболее приемлемым и обеспечил бесконфликтное в целом первичное распределение государственной собственности.
Приватизация методом прямых продаж государственным активом. Преимуществом этого метода является поступление как доходов в бюджет, так и инвестиций в приватизируемое предприятие.
Формы приватизации России:
Продажа на аукционе. Аукцион – продажа с публичного торга (от покупателя при этом не требуется выполнение каких-либо условий по отношению к объектам приватизации).
Коммерческий конкурс – открытые аукционные торги или закрытый тендер (предложения, поступающие при проведении торгов). Право собственности передается покупателю, предложившему максимальную цену.
|
|
Инвестиционный конкурс (инвестиционные торги) – продажа государственных и муниципальных предприятий, при осуществлении со стороны покупателей инвестиционных программ. Право собственности покупает тот, кто предложил максимальный объем инвестиций.
Аренда с выкупом. Договор аренды имущества с последующим его выкупом, что ведет к перераспределению прав собственности.
Акционирование – трансформация муниципальных и государственных предприятий, в открытые или закрытые акционерные общества, путем эмиссий (выпуска) и продажи акций. Предусматривалось 3 варианта акционирования, отличающиеся друг от друга долей голосующих акций, остающихся у трудового коллектива. Большинство предприятий избрал 2ой при котором у предприятия оставался 51% процент голосующих акций.
Рынок, функции и классификация. Микроэкономика.
План:
Понятие рынка
Структура рынка
Функции рынка.
Недостатки рыночного механизма.
В литературе понятие «рынок» употребляется в различных вариантах и по этому вопросу существует множество точек зрения:
Рынок – это место, где совершаются торговые сделки.
Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения.
Рынок- это форма взаимоотношений хозяйствующих субъектов, самостоятельно принимающих экономические решения.
Понятие рынок правомерно определять в узком и широком смысле:
В узком смысле рынок – это отношение купли-продажи. Эти отношения охватывают лишь сферу обращения, обмена.
В широком смысле рынок – это отношение между людьми охватывающие все стадии товарного производства: производство, распределение, обмен и потребление.
Рынок существовал не всегда! Он складывается в ходе становления товарного производства и является его важнейшим элементом. Условиями возникновения товарного производства и рынка являются:
Общественное разделение труда
Частная собственность на средства производства.
Первоначальный обмен носил случайный характер и имел вид прямого товарообмена. Такой вид обмена называется бартером – прямым обменом товаров без посредничества денег.
Формула прямого товарного обмена:
Товар (Т)
При расширении обмена возникли серьезные затруднения, поскольку бартер не давал возможности владельцу товара выбирать необходимые ему блага, продавца и время покупки, требуя множества промежуточных торговых сделок. Поэтому в дальнейшем возник товарно-денежный обмен, состоящий из двух не синхронных актов продажи и купли Т – Д – Т (товар, деньги, товар)
Возможности бартера (ограничения) были преодолены, благодаря использования денег. Деньги возникли не как продукт соглашения между людьми, а как результат их естественной хозяйственной жизни.
Виды изменения денег
Деньгами м.б. все что угодно (что признается людьми). Главное что бы были функции:
Мера стоимости, измерение стоимости товара
Оплата в процессе обмена – средство обращения
Сохранение стоимости на будущее – средство сбережения, или накопления.
Рынок не является результатом человеческого разума – это продукт процесса самоорганизации. Рыночный механизм носит безличностный характер. Каждый из разрозненных производителей и потребителей действует, преследуя свой личный интерес. Ориентиром для них является лишь повышение цен или понижение, сто ведет к прибыли или к убытку. Рыночные цены информируют, координируют и мотивируют поведение участников рынка. В этом заключается принцип «невидимой руки рынка» (Адам Смит). Субъектами рыночных отношений являются домашние хозяйства предприятия (фирма), банк и государства. Отношения между ними формируют рыночную среду.
|
|
Домашнее хозяйство – экономическая единица, которая обеспечивает производство человеческого капитала, стремится к максимальному удовлетворению потребности ин6дивида.
Предприятие – экономическая единица, которая использует факторы производства для изготовления продукции, с целью ее продажи; стремится к максимизации прибыли; самостоятельно принимает решения.
Банк - финансово-кредитное учреждение регулирующее движение денежной массы необходимой для нормального функционирования рынка.
Государство – представлено правительственными учреждениями, которые осуществляют юридическую и политическую власть для обеспечения контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.
Объектами рыночного хозяйства являются товары и услуги: труд, земля, капитал, деньги, ценные бумаги, государственный льготы и субсидии, информация, технологии, социальные выплаты.
Кругооборот экономики между домашними домохозяйствами и предприятиями фирмами.
ДОМ товары Предприятие
Платежи
Зарплата
Рабочая сила