Проведение проверок устранения нарушения земельного законодательства

Орган муниципального земельного контроля осуществляет проверки исполнения предписаний, вынесенных на основании материалов проверок, проведенных муниципальными инспекторами.

В течение 15 дней с момента истечения срока устранения нарушения земельного законодательства, установленного Предписанием, органом муниципального земельного контроля проводится повторная (внеплановая) проверка устранения нарушения земельного законодательства.

Проверка исполнения Предписания проводится в рамках первичной проверки и не требует вынесения Распоряжения о проведении проверки соблюдения земельного законодательства.

По результатам проведенной проверки муниципальным инспектором составляется Акт.

В случае неустранения нарушения земельного законодательства вместе с Актом составляется Уведомление о необходимости прибыть в Управление для составления протокола об административном правонарушении. Уведомление вручается под роспись землепользователю или его законному представителю.

В случае устранения нарушения земельного законодательства в целях подтверждения устранения нарушения земельного законодательства к Акту прилагаются: фототаблица, обмер площади земельного участка и иная информация, подтверждающая устранение нарушения земельного законодательства (оформленные правоустанавливающие документы и т.д.).

Полученные в ходе проверки исполнения Предписания Акт и материалы проверки с сопроводительной запиской в 5-дневный срок направляются соответствующему государственному инспектору, вынесшему Предписание, для рассмотрения и принятия решения.

При поступлении материалов проверки из органа муниципального земельного контроля государственный инспектор в присутствии лица, в отношении которого была проведена проверка исполнения Предписания, рассматривает материалы проверки и в случае выявления достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении в составе административного дела направляется на рассмотрение в суд (мировой суд).

По результатам рассмотрения административного дела судебный акт направляется в орган муниципального земельного контроля.

4. Производственный земельный контроль.

Статья 73. Производственный земельный контроль

1. Производственный земельный контроль осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке.

2. Лицо, использующее земельный участок, обязано предоставить сведения об организации производственного земельного контроля в специально уполномоченный орган государственного земельного контроля в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Производственный земельный контроль призван быть самым массовым и действенным, поскольку должен осуществляться десятками миллионов землевладельцев или созданными по их поручению земельной, землеустроительной, агрохимической, мелиоративной, экологической и иными подразделениями и службами предприятия, учреждения, организации.

Как и иные формы земельного контроля, производственный контроль ставит своей целью проверку соблюдения нормативов качества землепользования, охраны земли и всей окружающей среды, выполнения требований земельного, экологического законодательства, планов и мероприятий по охране земли, природы, оздоровлению окружающей среды.

Этот производственный или внутриведомственный, внутрипроизводственный контроль организуется и осуществляется собственником, владельцем, пользователем, арендатором земельного участка или находящегося на нем предприятия и не подвергается подробному, конкретному законодательному регулированию.

Землевладелец отвечает перед обществом за состояние находящегося в его ведении земельного участка и связанной с ним окружающей среды, за выполнение требований земельного и экологического законодательства, за соблюдение установленных нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

Именно как землеобладатель предприятие организует выполнение своего экологического долга перед обществом - это проблема прежде всего самого предприятия и владельца земельного участка. Он может осуществлять производственный земельный контроль сам либо возлагать обязанности по охране земли и окружающей среды на отдельных должностных лиц предприятия; создавать специальную службу или лабораторию по охране окружающей среды; устанавливать систему поощрений и наказаний в области землепользования, охраны окружающей среды; заключать договоры со специализирующимися на земельном контроле организациями; принимать иные меры контроля и воздействия для обеспечения требуемого законопослушного поведения.

Известны случаи принятия положений о премировании и депремировании работников за соответствующее выполнение или невыполнение своих производственных земельных и экологических обязанностей, об осуществлении внутризаводского земельного и экологического контроля. Особенно это важно для ресурсопотребляющих организаций, оказывающих значительное воздействие на состояние земельного участка и окружающую среду, подвергаемых регулярным государственным проверкам, выявляющим серьезные земельные и экологические правонарушения.

Для профилактики этих правонарушений на предприятиях принимаются планы и программы, направленные на снижение загрязнений земли и ее поверхностного слоя - почвы: проверка выполнения этих мероприятий является важной стороной производственного земельного и экологического контроля. Там, где налажен надлежащий производственный контроль, уменьшается необходимость государственного контроля, реже предъявляются претензии общества и государства к земельному и экологическому состоянию предприятия.

Как и другие виды земельного контроля, производственный земельный контроль может иметь несколько стадий:

1) информационно-правовая при сборе материалов. Проверка законности оснований землепользования, выявление межевых и иных разделительных знаков, обследование фактического состояния и целевого землепользования, установление неиспользуемых или ненадлежаще используемых земель;

2) принятие решения по результатам проведенного контроля. Основывается на данных проверок и обследований путем анализа материалов. Решение может быть предварительным с проведением дополнительных проверок или окончательным, единоличным или комиссионным;

3) исполнение решения. В российских условиях наиболее значимая часть земельного контроля, так как наложение дисциплинарной, материальной и иных форм ответственности за земельные правонарушения не всегда получает поддержку общественного мнения.

2. Несмотря на то, что земельный участок включается в гражданский, имущественный оборот с определенными ограничениями, предусмотренными в ст. 129 и 209 ГК, участок является первейшей частью окружающей природной среды (см. ст. 1 ЗК), поэтому обществу не безразличны состояние и организация производственного земельного контроля. Вследствие этого постановлением Правительства РФ определяется порядок предоставления в государственные органы исполнительной власти сведений об организации производственного земельного контроля лицом, использующим земельный участок*(116).

Некоторые методы, формы, направления производственного контроля, которые могут быть использованы при осуществлении земельного контроля, регулируются актами Правительства РФ, ведомственными актами.

Примером может служить:

Правила
организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте
(утв. постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 263)
(с изменениями от 1 февраля 2005 г.)

См. также Методические рекомендации РД 04-355-00 по организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, утвержденные приказом Госгортехнадзора РФ от 26 апреля 2000 г. N 49

1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", устанавливают порядок организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, обязательный для выполнения всеми юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими эксплуатацию опасных производственных объектов (далее соответственно именуются - производственный контроль, эксплуатирующая организация), а также федеральными органами исполнительной власти и Российской академией наук, имеющими подведомственные опасные производственные объекты, и регулируют отношения в этой сфере деятельности.

См. Правила устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек), утвержденные постановлением Госгортехнадзора РФ от 11 июня 2003 г. N 87

См. Правила безопасности для производств фосфора и его неорганических соединений (утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 9 июня 2003 г. N 78

См. Правила безопасности в прокатном производстве (ПБ 11-519-02), утвержденные постановлением Госгортехнадзора РФ от 28 ноября 2002 г. N 68

См. Общие правила промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, утвержденные постановлением Госгортехнадзора РФ от 18 октября 2002 г. N 61-А

См. Положение о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр, утвержденное постановлением Госгортехнадзора РФ от 22 мая 2001 г. N 18

См. Инструкцию по маркшейдерскому учету объемов горных работ при добыче полезных ископаемых открытым способом, утвержденную постановлением Госгортехнадзора РФ от 6 июня 2003 г. N 74

См. Правила охраны недр, утвержденные постановлением Госгортехнадзора РФ от 6 июня 2003 г. N 71

См. Общие правила безопасности для металлургических и коксохимических предприятий и производств, утвержденные постановлением Госгортехнадзора РФ от 21 июня 2002 г. N 35

См. Правила промышленной безопасности в производстве растительных масел методом прессования и экстракции, утвержденные постановлением Госгортехнадзора РФ от 30 декабря 2002 г. N 72

2. Требования промышленной безопасности включают в себя условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

См. Правила охраны недр, утвержденные постановлением Госгортехнадзора РФ от 6 июня 2003 г. N 71

См. Правила охраны недр при переработке минерального сырья, утвержденные постановлением Госгортехнадзора РФ от 6 июня 2003 г. N 70

Доведение требований промышленной безопасности до эксплуатирующих организаций, а также до федеральных органов исполнительной власти и Российской академии наук, имеющих подведомственные опасные производственные объекты, обеспечивает Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

3. Каждая эксплуатирующая организация на основании настоящих Правил разрабатывает положение о производственном контроле с учетом профиля производственного объекта.

Положение о производственном контроле утверждается руководителем эксплуатирующей организации при обязательном согласовании с территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а в отношении эксплуатирующих организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право осуществлять в пределах своих полномочий отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, - также с этими федеральными органами исполнительной власти.

4. Производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий.

5. Ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти и Российская академия наук обеспечивают деятельность по организации и осуществлению производственного контроля на подведомственных им опасных производственных объектах.

6. Основными задачами производственного контроля являются:

а) обеспечение соблюдения требований промышленной безопасности в эксплуатирующей организации;

б) анализ состояния промышленной безопасности в эксплуатирующей организации, в том числе путем организации проведения соответствующих экспертиз;

в) разработка мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности и предотвращение ущерба окружающей среде;

г) контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

д) координация работ, направленных на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и ликвидации их последствий;

е) контроль за своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, ремонтом и поверкой контрольных средств измерений;

ж) контроль за соблюдением технологической дисциплины.

7. Производственный контроль в эксплуатирующей организации осуществляют назначенный решением руководителя организации работник или служба производственного контроля.

8. Функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, рекомендуется возлагать:

на одного из заместителей руководителя эксплуатирующей организации - если численность занятых на опасных производственных объектах работников составляет менее 150 человек;

на специально назначенного работника - если численность занятых на опасных производственных объектах работников составляет от 150 до 500 человек;

на руководителя службы производственного контроля - если численность занятых на опасных производственных объектах работников составляет более 500 человек.

9. Работник, ответственный за осуществление производственного контроля, должен иметь:

высшее техническое образование, соответствующее профилю производственного объекта;

стаж работы не менее 3 лет на соответствующей работе на опасном производственном объекте отрасли;

удостоверение, подтверждающее прохождение аттестации по промышленной безопасности.

10. Обязанности и права работника, ответственного за осуществление производственного контроля, определяются в положении о производственном контроле, утверждаемом руководителем эксплуатирующей организации, а также в должностной инструкции и заключаемом с этим работником договоре (контракте).

11. Работник, ответственный за осуществление производственного контроля, обязан:

а) обеспечивать проведение контроля за соблюдением работниками опасных производственных объектов требований промышленной безопасности;

б) разрабатывать план работы по осуществлению производственного контроля в подразделениях эксплуатирующей организации;

в) проводить комплексные и целевые проверки состояния промышленной безопасности, выявлять опасные факторы на рабочих местах;

г) ежегодно разрабатывать план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на основании результатов проверки состояния промышленной безопасности и аттестации рабочих мест;

д) организовывать разработку планов мероприятий по локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий;

е) организовывать работу по подготовке проведения экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов;

ж) участвовать в техническом расследовании причин аварий, инцидентов и несчастных случаев;

з) проводить анализ причин возникновения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах и осуществлять хранение документации по их учету;

и) организовывать подготовку и аттестацию работников в области промышленной безопасности;

к) участвовать во внедрении новых технологий и нового оборудования;

л) доводить до сведения работников опасных производственных объектов информацию об изменении требований промышленной безопасности, устанавливаемых нормативными правовыми актами, обеспечивать работников указанными документами;

м) вносить руководителю организации предложения:

о проведении мероприятий по обеспечению промышленной безопасности;

об устранении нарушений требований промышленной безопасности;

о приостановлении работ, осуществляемых на опасном производственном объекте с нарушением требований промышленной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью работников, или работ, которые могут привести к аварии или нанести ущерб окружающей природной среде;

об отстранении от работы на опасном производственном объекте лиц, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших своевременно подготовку и аттестацию по промышленной безопасности;

о привлечении к ответственности лиц, нарушивших требования промышленной безопасности;

н) проводить другие мероприятия по обеспечению требований промышленной безопасности.

12. Работник, ответственный за осуществление производственного контроля, обеспечивает контроль за:

а) выполнением условий лицензий на виды деятельности в области промышленной безопасности;

б) строительством или реконструкцией опасных производственных объектов, а также за ремонтом технических устройств, используемых на опасных производственных объектах, в части соблюдения требований промышленной безопасности;

в) устранением причин возникновения аварий, инцидентов и несчастных случаев;

г) своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, ремонтом и поверкой контрольных средств измерений;

д) наличием сертификатов соответствия требованиям промышленной безопасности на применяемые технические устройства;

е) выполнением предписаний Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов, а также соответствующих федеральных органов исполнительной власти по вопросам промышленной безопасности.

13. Работник, ответственный за осуществление производственного контроля, имеет право:

а) осуществлять свободный доступ на опасные производственные объекты в любое время суток;

б) знакомиться с документами, необходимыми для оценки состояния промышленной безопасности в эксплуатирующей организации;

в) участвовать в разработке и пересмотре деклараций промышленной безопасности;

г) участвовать в деятельности комиссии по расследованию причин аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах;

д) вносить руководителю организации предложения о поощрении работников, принимавших участие в разработке и реализации мер по повышению промышленной безопасности.

14. Эксплуатирующие организации представляют информацию об организации производственного контроля в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а эксплуатирующие организации, подведомственные указанным в пункте 3 настоящих Правил федеральным органам исполнительной власти, - также в эти федеральные органы исполнительной власти или в их территориальные органы. Информация по планам на текущий год и по итогам прошедшего года представляется в сроки, устанавливаемые соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

15. В информации об организации производственного контроля должны содержаться следующие сведения:

а) план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год;

б) организация системы управления промышленной безопасностью;

в) фамилия работника, ответственного за осуществление производственного контроля, его должность, образование, стаж работы по специальности, дата последней аттестации по промышленной безопасности;

г) количество опасных производственных объектов с описанием основных потенциальных источников опасности и возможных последствий аварий;

д) выполнение плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, результаты проверок, устранение нарушений, выполнение предписаний Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

е) план мероприятий по локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий;

ж) копии договора страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

з) состояние оборудования, применяемого на опасном производственном объекте и подлежащего обязательной сертификации;

и) освидетельствование и контрольные испытания опасных производственных объектов;

к) план проведения контрольно-профилактических проверок на следующий год;

л) оценка готовности работников эксплуатирующей организации к действиям во время аварии;

м) описание аварий и несчастных случаев, происшедших на опасном производственном объекте, анализ причин их возникновения и принятые меры;

н) подготовка и аттестация руководителей, специалистов и других работников, занятых на опасных производственных объектах, в области промышленной безопасности.

Литература:

Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть: учеб. для студентов вузов. / Отв. ред. Е.А. Суханов. - 3-е изд., перераб. и доп. — М.: «Волтерс Клувер», 2006. — 720 с. / СПС «КонсультантПлюс».

Жариков Ю.Г. Земельное право России. Учебник для вузов. М.: «Кнорус», 2006. - 480 с. / СПС «КонсультантПлюс».

Земельное право России. Учебник по специальности «Правоведение»/ Под ред. В.В. Петрова. М., 1995. - 300 с.

Земельное право России. Практикум:Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. А.К. Голиченкова. М.: «Городец», 2007. - 352 с.

Крассов О.И. Земельное право: Учебник. М.: «Юристъ», 2007. - 671 с. // СПС «КонсультантПлюс».

Сыродоев Н.А. Земельное право. Курс лекций: учеб. пособие. – М.: Проспект, 2009. – 368 с.

Харьков В.Н. Земельное право: учебно-методические материалы (учебное пособие). - Тула: Изд-во ТулГУ, 2010. – 120 с.

Лекция XI. Юридическая ответственность за земельные правонарушения (2 ч.)

1. Понятие юридической ответственности за земельные правонарушения.

2. Основания ответственности: юридические и фактические.

3. Виды юридической ответственности за земельные правонарушения.

4. Земельные споры.

5. Иные правовые формы защиты земельных прав.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: