Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства

Современная Гуманитарная Академия

Современная Гуманитарная Академия



предварительного внесудебного порядка рассмотрения некоторых земельных споров:

а) требования, предъявленные со стороны соседей или
садоводческого, огороднического, дачного некоммерческого
объединения граждан к прохождению границ приватизируемых садовых,
огородных и дачных земельных участков (ст. 28 ФЗ РФ "О
садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих
объединениях граждан"). В этом случае спор подлежит обязательному
внесудебному рассмотрению комиссией по подготовке материала для
приватизации;

б) споры между Российской Федерацией, субъектами Российской
Федерации, муниципальными образованиями о разграничении
государственной собственности на землю должны разрешаться
заинтересованными сторонами с использованием согласительных
процедур. В случае недостижения согласованного решения, спор
разрешается в суде (ст. 7 ФЗ РФ, "О разграничении государственной
собственности на землю");

в) споры могут разрешаться в третейском суде до принятия дела к
производству судом.

Несоблюдение досудебной (претензионной) процедуры разрешения земельного спора влечет отказ в принятии соответствующего искового заявления судьей суда общей юрисдикции или оставление без рассмотрения иска, поданного в арбитражный суд (ст. 135 ГПК РФ, ст. 4 АПК Российской Федерации).

Право судебной защиты прав и свобод граждан и их объединений гарантировано ст.47 Конституции РФ. Защита нарушенных или оспоренных гражданских и земельных прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, судами общей юрисдикции, арбитражными или третейскими-судами.

В 200.2. г. процессуальное законодательство претерпело существенные изменения. Приняты Арбитражный процессуальный кодекс РФ1 (действует с 1 сентября 2002 г.), за исключением положений, для которых Законом установлены иные и порядок введения, Гражданский процессуальный кодекс РФ2 (действует с 1 февраля 2003 г.), а также Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 102 - ФЗ "О третейских,,.судах в Российской Федерации"3.

В новом процессуальном законодательстве, в основном, сохраняется,порядок определения подведомственности споров между судами, исходя из субъектного состава участвующих в деле сторон. В суде общей юрисдикции рассматриваются споры, если хотя бы одной из сторон являются граждане, за исключением граждан, занимающихся

1 СЗ РФ. 2002., № 30 ст. 3012

2 СЗ РФ. 2002., № 46 ст. 4532.

3 СЗ РФ. 2002., № 30 ст. 3019.

Современная Гуманитарная Академия


предпринимательской деятельностью, в том числе ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство.

Спор, возникший между юридическими лицами, либо юридическими лицами и гражданами, использующими земельный участок для осуществления предпринимательской деятельности (фермерами), относится к подведомственности Арбитражного суда. При этом Арбитражный суд будет рассматривать дела с участием граждан -предпринимателей только в том случае, если спорный земельный участок используется для осуществления предпринимательской деятельности.

Если же по своему статусу гражданин является предпринимателем (например, фермером), но просит признать его право на садовый или дачный участок, то такой спор, как обычный спор с участием граждан, подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Вместе с тем, в настоящее время к подведомственности арбитражных судов отнесены и некоторые другие дела, сторонами в которых могут быть, в частности, образования, не имеющие статус юридического лица, и граждан, не имеющих статус, индивидуального предпринимателя (ст. 27 АПК РФ). Применительно к сфере земельных отношений это могут быть, например, дела об оспаривании ненормативных актов (решений) органов государственной власти, не имеющих статус юридического лица, о привлечении собственников земельных участков и других земельных правообладателей к административной ответственности и др. Ранее в практике арбитражных судов встречались случаи прекращения.производства по делам о признании недействительными актов государственных органов по тем основаниям, что эти органы не являются, юридическими лицами и, следовательно, не могут быть ответчиками по делу. Сейчас этот пробел в законодательстве закрыт..

К специальной компетенции.арбитражных судов отнесены также споры между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающих из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров (ст. 33 АПК РФ). Также споры могут касаться земельных участков, внесенных участниками в уставный капитал хозяйственного общества или товарищества либо переданных юридическому лицу в аренду. Теперь эти споры рассматриваются в арбитражных судах.

Защита конституционных.прав-граждан и их объединений в том числе права на землю) осуществляется также Конституционным Судом РФ.

Как следует из ст. 125 Конституции РФ, ст. 96 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации" № 1-ФКЗ (с последующими изменениями и

Современная Гуманитарная Академия


дополнениями),1 граждане вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобами на нарушение их прав и свобод законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле/ И такие обращения граждан по делам (касаются прав на земельные участки) уже встречались в практике Конституционного Суда РФ.

Согласно ст. 64 ЗК РФ и Федеральному закону Российской Федерации "О третейских судах в Российской Федерации" от 24 июля 2002 г2, земельные споры могут рассматриваться в третейских судах. Третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства рассматривать любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом. Данный суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать, передавать на его разрешение спор, разрешение" третейского суда исполняется добровольно, в порядке и сроки, которые установлены им. Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется по правилам исполнительного производства на основе выданного компетентным судом исполнительного листа.

Земельные споры могут рассматриваться'мировым судьей. Согласно ст. 3 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17 декабря 1998 г3, и ст. 23 ГПК РФ, мировой судья рассматривает в первой инстанции в числе других дел дела об определении порядка пользования земельными строениями и другим недвижимым имуществом. В компетенцию мирового судьи входит рассмотрение дел о разделе между супругами совместно нажитого имущества и дел по имущественным спорам, в том числе земельных участков по цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда, установленной надень подачи заявления.

Земельные споры классифицируются в зависимости от содержания разногласий по поводу реализации правоотношений на:

1. Споры о признании права на земельный участок (ст. 12ГКРФИ 59 ЗК). Судебное-решение, установившее право на землю, является юридическим основанием,, при наличии регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном^ ФЗ РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"4.

Необходимость в- признании права возникает тогда, когда два или несколько лиц считают себя собственниками (владельцами, пользователями, арендаторами) одного земельного участка. Спор о праве на земельный участок может возникнуть, например, в случаях,

, 1СЗ РФ. 1994., № 13, ст. 1447; 2001 № 7 ст. 607. " ', 2СЗ РФ. 2002., №30, ст. 3019.

3 СЗ РФ. 1998., № 51 ст. 6270.

4 СЗ РФ. 1997., № 30, ст. 3594.

Современная Гуманитарная Академия


когда отец еще при жизни продал земельный участок постороннему лицу, а сын, не зная об этом, считает, что земельный участок перешел к нему после смерти отца по наследству. С заявлениями о признании права могут обращаться в суд и лица, у которых по каким-либо причинам отсутствуют документы на земельный участок, либо эти документы вызывают сомнения, а у данного лица возникает необходимость в совершении сделки с земельным участком. В таких случаях сначала необходимо признать право лица (право собственности, право аренды), затем на основании судебного решения зарегистрировать это право, а затем уже совершать сделки.

О юридическом признании права на земельный участок может идти речь и тогда, когда право возникает в силу приобретательной давности либо перерегистрации одного вида прав в другой. В этих и других подобных случаях спор между хозяйствующими субъектами может разрешить только суд, равно как только он может установить факт, имеющий юридическое значение (факт приобретения права на землю за давностью владения,и др.) в порядке ст. 264-268 ГПК РФ либо ст. 217-222 АПК РФ.

Приобретательная давность возникает в том случае, если конкретное лицо в соответствии с ГК РФ добросовестно, открыто и непрерывно в течение 15 лет владело земельным участком "как своим собственным".

2. Споры о присуждении исполнения определенного действия в пользу
заинтересованного участника земельных правоотношений или воздержания
от его исполнения.

В этом случае суд должен установить, существует ли в действительности оспоренное право и каково его содержание.

3. Споры об изменении или прекращении земельных правоотношений -
решаются путем судебного установления по вопросам толкования
юридических фактов, являющихся основаниями изменения или
прекращения земельных правоотношений (например, решение об
изъятии у собственника земельного участка для государственных или
муниципальных нужд, с которым собственник не согласен, либо с ним
не достигнуто соглашение о выкупной цене, или других условий выкупа;
государственный орган, принявший такое решение, может предъявить
в суд иск о выкупе земельного участка в течение 2 лет с момента
направленного собственнику участка уведомления о предстоящем
изъятии земельного участка).

Земельные споры необходимо отграничивать от дел, возникающих из административно-правовых отношений:

а) дел по жалобам на действия или решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий илюмх объединений, должностных лиц (например, судебное обжалование действий, ущемляющих права и законные интересы лиц, не присутствующих при проведении землеустроительных работ на

Современная Гуманитарная Академия


местности, либо решений исполнительных органов государственной власти, или органов местного самоуправления об установлении ограничений прав на землю);

б) дел по жалобам на действия органов и должностных лиц,
осуществляющих государственный земельный контроль, в связи с
нарушением административных взысканий за допущенные нарушения
земельного законодательства;

в) дел об оспаривании законности нормативно-правовых актов,
регулирующих земельные отношения {ст. 13 ГК РФ, ст. 61 ЗК РФ).

Процессуальная специфика перечисленных дел состоит в особом порядке их возбуждения, рассмотрения и исполнения вынесенных по ним судебных решений.

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства является одним из основных методов правовой охраны земель.

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства представляет собой систему принудительных мер, применяемых к физическим и юридическим лицам в случае их неправомерного поведения как субъектов земельного права на землю, а также к лицам, которые, не являясь правообладателями земельных участков, нарушили земельное законодательство.

Правовым основанием для привлечения к юридической ответственности является совершение земельного правонарушения.

Земельное правонарушение - это конкретное действие или
бездействие, которое противоречит нормам земельного
законодательства.;..•.-

В земельном законодательстве различаются дисциплинарные правонарушения - дисциплинарные проступки (например, пахота не поперек, а вдоль склона; повреждение сельхозтехники); административные правонарушения - административные проступки (складирование тары вблизи строений с нарушением правил землепользования, экологической, пожарной и иной безопасности; потрава посевов); гражданские правонарушения - деликты (причинение имущественного вреда). Общественно опасные правонарушения, предусмотренные в Уголовном кодексе России, называются преступлениями, за них назначается уголовное наказание. ' Санкции, налагаемые за земельные правонарушения, подразделяются на карательные.(наложение штрафа, изъятие земельного участка), правовосстановительные (возврат самовольно занятого участка, отмена незаконного акта по земельному вопросу), компенсационные ^возмещение вреда).


Правовые санкции за земельные правонарушения содержатся в актах как земельного, так и ряда других отраслей права. Для применения санкций, содержащихся в актах административного, уголовного, гражданского, трудового законодательства, необходимо, чтобы нарушение земельного законодательства было одновременно и нарушением правовых норм соответствующей отрасли права.

, Предусмотренные в законодательстве санкции за земельные правонарушения применяются неоднозначно. Санкции земельного права распространяются только на субъектов земельных правоотношений, уголовного законодательства - только на граждан и должностных лиц, санкции, налагаемые в административном порядке, ориентированы на всех виновных в совершении..земельных правонарушений, в том числе и юридических лиц. Среди мер ^правовой ответственности есть такие, которые могут быть наложены только на виновных должностных (сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда) или только на юридических (.возмещение; вреда, причиненного работником при исполнении служебных обязанностей) лиц. В то время как санкции уголовного и административного права за земельные правонарушения.применяются на альтернативной основе, санкции других отраслей могут применяться за одно-и то же нарушение одновременно. Так, за самовольное занятие земеяь при наличии оснований, указанных в законе, могут быть применены одновременно меры ответственности, предусмотренные гражданским законода­тельством - о возмещении вреда, земельным законодательством - об изъятиисамовольно занятого участка, а также нормы административного или уголовного законодательства.

К нарушителям земельного законодательства в соответствии с ЗК РФ применяются следущие виды юридической ответственности: административная, уголовная, дисциплинарная, имущественная (гражданско-правовая) и специальная (земельно-правовая).

Административно-правовая ответственность за нарушение земельного
законодательства применяется в форме административного штрафа,
налагаемого на правонарушителя (граждан,: юридических лид,
должностных лиц независимо от формы собственности и подчиненности)
в соответствии с нормами Кодекса Российской. Федерации об
административных правонарушениях (от 30 декабря 2001 г. № 195 ФЗ,
вступивший в силу с 1 июля 2002-г.) ч •,

В, отличие от ЗК РСФСР 1991,т. положения Земельного кодекса Российской Федерации об ответственности за земельные правонарушения не содержат конкретных составов в административном порядке за их нарушение соответствующими виновными лицами.,

Новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ввел специальные нормы об административной ответственности за земельные правонарушения. Из них наиболее распространенными являются следующие:




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: