double arrow

Нормативная цена земли

В случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в статье 65 Земельного кодекса РФ, применяется нормативная цена земли.

В соответствии с Законом РФ "О плате за землю" нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Нормативная цена земли введена для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка (статья 25).

В настоящее время порядок определения нормативной цены земли установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 г. N 319 "О порядке определения нормативной цены земли"

В ряде нормативных правовых актов прямо предписывается применение нормативной цены земли.

Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ предусмотрено, что за предоставление садовых, огородных и дачных земельных участков в собственность может взиматься плата в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации, но не выше нормативной цены земельных участков, за исключением случаев продажи земельных участков на аукционе. При предоставлении земельных участков на ином вещном праве плата не взимается (п. 6 статьи 14).

Однако не во всех случаях вовлечения земельных участков в гражданский оборот применяется нормативная цена земли.

Исключением являются случаи бесплатного приобретения земельных участков в собственность (см.: п. 5 статьи 20, п. 3 статьи 21, п. 2 статьи 28, п. 2 статьи 33, п. 4 статьи 63 Земельного кодекса РФ; п. 4 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"), продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, а также случаи применения рыночной стоимости земельного участка.

Рыночная стоимость земли – оценка земли как недвижимого имущества.

Случаи установления рыночной стоимости земельного участка определены в Земельном кодексе РФ. Один предусмотрен для реквизиции земельного участка (статья 51), второй - при выкупе земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд (статья 63).

Собственнику земельного участка при изъятии его для государственных или муниципальных нужд наряду с гарантиями, предусмотренными пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть возмещена рыночная стоимость земельного участка, если ему не предоставлен бесплатно в собственность равноценный земельный участок (п. 4 ст. 63 ЗК).

См.: Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Распоряжением Минимущества России от 6 марта 2002 г. N 568-р утверждены Методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков.

Методические основы оценки рыночной стоимости земельных участков:

Рыночную стоимость имеют те земельные участки, которые способны удовлетворять потребности пользователя (потенциального пользователя) в течение определенного времени (принцип полезности).

Рыночная стоимость земельного участка зависит от спроса и предложения на рынке и характера конкуренции продавцов и покупателей (принцип спроса и предложения).

Рыночная стоимость земельного участка не может превышать наиболее вероятные затраты на приобретение объекта эквивалентной полезности (принцип замещения).

Рыночная стоимость земельного участка зависит от ожидаемой величины, срока и вероятности получения дохода от земельного участка за определенный период времени при наиболее эффективном его использовании без учета доходов от иных факторов производства, привлекаемых к земельному участку для предпринимательской деятельности (принцип ожидания).

Рыночная стоимость земельного участка изменяется во времени и определяется на конкретную дату (принцип изменения).

Рыночная стоимость земельного участка зависит от изменения его целевого назначения, разрешенного использования, прав иных лиц на земельный участок, разделения имущественных прав на земельный участок.

Рыночная стоимость земельного участка зависит от его местоположения и влияния внешних факторов (принцип внешнего влияния).

Рыночная стоимость земельного участка определяется исходя из его наиболее эффективного использования, то есть наиболее вероятного использования земельного участка, являющегося физически возможным, экономически оправданным, соответствующим требованиям законодательства, финансово осуществимым и в результате которого расчетная величина стоимости земельного участка будет максимальной (принцип наиболее эффективного использования). Наиболее эффективное использование земельного участка определяется с учетом возможного обоснованного его разделения на отдельные части, отличающиеся формами, видом и характером использования. Наиболее эффективное использование может не совпадать с текущим использованием земельного участка.

При определении наиболее эффективного использования принимаются во внимание:

целевое назначение и разрешенное использование;

преобладающие способы землепользования в ближайшей окрестности оцениваемого земельного участка;

перспективы развития района, в котором расположен земельный участок;

ожидаемые изменения на рынке земли и иной недвижимости;

текущее использование земельного участка.

Литература:

Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть : учеб. для студентов вузов. / Отв. ред. Е.А. Суханов. - 3-е изд., перераб. и доп. — М. : «Волтерс Клувер», 2006. — 720 с. / СПС «КонсультантПлюс».

Жариков Ю.Г. Земельное право России. Учебник для вузов. М.: «Кнорус», 2006. - 480 с. / СПС «КонсультантПлюс».

Земельное право России. Учебник по специальности «Правоведение»/ Под ред. В.В. Петрова. М., 1995. - 300 с.

Земельное право России. Практикум:Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. А.К. Голиченкова. М.: «Городец», 2007. - 352 с.

Крассов О.И. Земельное право: Учебник. М.: «Юристъ», 2007. - 671 с. // СПС «КонсультантПлюс».

Сыродоев Н.А. Земельное право. Курс лекций: учеб. пособие. – М.: Проспект, 2009. – 368 с.

Харьков В.Н. Земельное право: учебно-методические материалы (учебное пособие). - Тула: Изд-во ТулГУ, 2010. – 120 с.

Лекция XIII. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения (2 ч.)

1. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения.

2. Субъекты прав на земли сельскохозяйственного назначения, их права и обязанности.

3. Особенности возникновения и прекращения земельных прав и обязанностей в отношении земель сельскохозяйственного назначения.

4. Использование земель сельскохозяйственного назначения. Особенности использования сельскохозяйственных угодий.

5. Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения.

6. Правовой режим земель сельскохозяйственных предприятий, кооперативов, ассоциаций.

7. Правовой режим земель крестьянских хозяйств.

1. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения.

Земли сельскохозяйственного назначения занимают 406 млн. га, что составляет примерно 23,8% общей площади земель РФ.

Земли сельскохозяйственного назначения составляют наиболее важную часть земельного фонда государства и подлежат особой охране. К ним отнесены ценные земли, обладающие плодородным слоем - почвой, необходимым для производства с/х продукции.

Главная цель правового регулирования использования земель сельскохозяйственного назначения – обеспечение нормального функционирования сельскохозяйственного товарного производства в России.

На это в принципе должны быть направлены все нормы, устанавливающие порядок владения, пользования и распоряжения земельными участками в аграрном секторе.

Понятие правового режима земель

Общепризнанным является представление о правовом режиме земель как совокупности правовых норм, определяющих сущность и состав элементов этого понятия: права собственности на землю, прав на землю лиц - несобственников земельных участков, управления в сфере использования и охраны земель, правовой охраны земель. Нередко в состав данного понятия включаются также и меры ответственности за нарушение земельного законодательства.

Правовой режим земель определяется совокупностью правил их использования, включения в гражданский оборот, охраны, учета, мониторинга, установленных земельным, градостроительным, лесным, водным, природоохранным законодательством и законодательством о недрах, и распространяется на земли определенной категории.

Общими элементами правового режима земель являются многообразие форм (субъектов) собственности, платность пользования земельными участками. Особенности правового режима отдельных категорий земель и видов земель могут заключаться в запрещении приватизации тех или иных земель, установлении налоговых льгот для определенных видов и категорий земель, особых правовых способов охраны и т.д.

Основными элементами понятия «правовой режим» применительно к земле, а также другим природным объектам являются: право собственности на землю, иные права на землю, управление использованием и охраной земель, правовая охрана земель и меры ответственности за нарушение земельного законодательства.

Практическое значение понятия состоит в том, что его употребление дает возможность определить порядок использования и охраны определенной категории земель, то есть установить особенности содержания права собственности в отношении категории земель, возможности использования земель на основании соответствующих титулов, особенности управления использованием и охраной земель и т.д.

Использование этого понятия применительно к земельному участку означает определение содержания конкретных прав и обязанностей лиц, которые используют участок на законных основаниях.

Правовыми средствами определения содержания элементов понятия «правовой режим» являются установление основного целевого назначения земель путем их подразделения на соответствующие категории, зонирование и ограничения прав лиц, использующих земельные участки.

Правовой режим земель (всех земель, отдельных категорий и их видов) представляет собой определение в законодательстве содержания права собственности, иных прав на земельные участки, управления использованием и охраной земель, мер по охране земель, выражающееся в правах и обязанностях лиц, использующих земельные участки, посредством установления основного целевого назначения земель, территориального зонирования, ограничения прав, публичных сервитутов и установления разрешенного использования.

ЗК дает понятие ПРЗ путем закрепления правовых средств определения его содержания:

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7).


Сейчас читают про: