Рациональное использование земли предполагает наличие количественного и качественного критериев.
Количественный критерий рационального использования земель выражается в двух параметрах:
1) экономное использование земли, которое достигается разумным размещением производственных мощностей и иных объектов на земле без превышения установленных нормативными актами пределов отвода;
2) рациональное совмещение размещаемых объектов.
Качественный критерий рационального использования земель выражается в сохранении производительной силы земли как основного средства производства: бережном отношении к почвенному покрову, как наиболее плодородной части земли; повышении уровня плодородия земель; отводе для несельскохозяйственных целей непригодных для сельского хозяйства или малопродуктивных земель; осуществлении мер по охране почв от водной и ветровой эрозии, загрязнения, заражения и других негативных последствий.
Правовое обеспечение рационального использования земель выражается в совокупности правовых форм и методов, в том числе и принудительного характера, направленных на создание условий для наиболее эффективного использования земель.
Содержание рационального использования земель включает основные требования, предъявляемые к землевладельцам, землепользователям, собственникам земельных участков, в том числе арендаторам, в данной сфере. Эти требования следует рассматривать в неразрывной связи с требованиями по охране земель, поскольку они находятся в диалектической связи и органическом единстве.
Содержащиеся в эколого-правовых и земельно-правовых нормах правовые меры по обеспечению охраны, восстановлению, улучшению состояния и рациональному использованию природных объектов, ресурсов и комплексов подразделяются на:
— предупредительные;
— запретительные;
— восстановительные;
— карательные.
Так, в статье 89 Кодекса о земле содержатся предупредительные меры: необходимость благоустраивать и эффективно использовать землю, земельные участки; сохранять плодородие почв и иные полезные свойства земель; защищать земли от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами, химическими и радиоактивными веществами, иных вредных воздействий; предотвращать зарастание сельскохозяйственных земель древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями) и сорняками и др.
Статья 13 Кодекса о земле определяет меры запретительного характера, когда устанавливается запрет на передачу в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций земельных участков, относящихся к землям, например, природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.
Нормы земельного законодательства о возмещении убытков, причиняемых изъятием или временным занятием земельных участков, сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества, ограничением (обременением) прав на земельные участки, в том числе установлением земельных сервитутов, (статья 75 Кодекса о земле), а также о возврате самовольно занятых земельных участков и приведении их в пригодное для использования состояние за счет самовольно занявших эти участки лиц (статья 72 Кодекса о земле) относятся к восстановительным мерам. Сюда же относятся нормы статьи 103 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», в соответствии с которой юридические лица, граждане, должностные лица, причинившие вред окружающей среде вследствие нарушения ими природоохранного законодательства, обязаны возместить его в соответствии с законодательством.
К карательным мерам можно отнести нормы, содержащиеся в земельном законодательстве, в соответствии с которыми лица несут гражданскую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, если они:
• самовольно заняли земельные участки;
• подвергли порче сельскохозяйственные и другие земли, загрязнили их химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами, сточными водами;
• засорили земли строительными, бытовыми и другими отходами, отбросами;
• разместили, запроектировали, построили, ввели в эксплуатацию объекты, отрицательно влияющие на состояние земель; не использовали земельные участки или использовали их не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены;
• не выполнили требования природоохранного режима использования земель;
• не выполнили условия снятия, хранения и нанесения плодородного слоя почвы;
• несвоевременно возвратили временно занимаемые земли или не выполнили обязанности по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению;
• уничтожили, самовольно перенесли межевые знаки границ землепользовании и землевладений;
• исказили сведения, содержащиеся в земельно-кадастровой книге сельского (поселкового) исполнительного и распорядительного органа, города, района, государственной регистрации, учета и оценки земель.
Под охраной земель понимается система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту их от вредных антропогенных воздействий, а также на воспроизводство и повышение плодородия почв, продуктивности земель.
В юридической литературе достаточно глубоко разработано понятие «правовая охрана земель». Так, Ф. X. Адиханов считает, что сущность правовой охраны земель сельскохозяйственного назначения, в конечном счете, сводится к обеспечению правовыми средствами принципов приоритета права сельскохозяйственного землепользования и рационального использования земель этой категории. По мнению О. И. Крассова, между охраной права землепользования и землей как природным объектом существует прямая связь. Исходя из анализа понятий правовой охраны конкретных природных объектов и природных ресурсов, можно сделать вывод, что правовая охрана земель — это совокупность правовых средств, направленных на обеспечение сохранения, восстановления земель и улучшения их состояния.
В силу статьи 89 Кодекса о земле охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к землям как к сложным природным образованиям (экосистемам) с учетом зональных и региональных особенностей земель, целей и характера их использования. Основными целями охраны земель являются:
— предотвращение деградации и нарушения земель, других неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности;
— улучшение и восстановление земель, подвергшихся деградации или нарушению;
— создание механизма учета и проверки экологического состояния земель;
— обеспечение землепользователей экологическими нормативами режимов оптимального использования земельных участков.
Для реализации указанных целей землепользователи должны осуществлять мероприятия по рациональной организации земель, восстановлению и повышению плодородия почв, других качеств и свойств земли.
Новое земельное законодательство устанавливает конкретное содержание мероприятий по рациональному использованию и охране земель. Такие меры предусмотрены, в частности, в статье 89 Кодекса о земле. Так, землепользователи обязаны:
— благоустраивать и эффективно использовать земельные участки;
— сохранять плодородие почв и иные полезные свойства земель;
— защищать земли от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами, химическими и радиоактивными веществами, иных вредных воздействий;
— предотвращать зарастание сельскохозяйственных земель древесно-кустарниковой растительностью и сорняками;
— сохранять торфяно-болотные почвы при использовании сельскохозяйственных земель, предотвращать процессы минерализации торфяников;
— проводить консервацию деградированных земель, если невозможно восстановить их исходное состояние;
— восстанавливать деградированные, в том числе рекультивировать, нарушенные земли;
— снимать, сохранять и использовать плодородный слой земель при проведении работ, связанных с добычей полезных ископаемых и строительством.
Правовые меры, связанные с охраной земель, содержатся в нормах и других отраслей законодательства. Так, статья 52 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусматривает меры ответственности за неиспользование земель и несоблюдение требований природоохранного режима их использования. Например, неиспользование земель в течение одного года без уважительных причин, несоблюдение требований природоохранного режима их использования, а также невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и иных процессов, ухудшающих состояние почв, либо использование земель не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены, влечет наложение штрафа на граждан в размере от одной до трех базовых величин и на должностных лиц — от трех до десяти базовых величин.
В силу статьи 53 Кодекса об административных правонарушениях порча земель, загрязнение их химическими и искусственными радиоактивными веществами, производственными и иными отходами и сточными водами при отклонении от норм действующего законодательства влечет наложение штрафа на граждан в размере от одной до десяти минимальных заработных плат, а на должностных лиц — от пяти до двадцати пяти минимальных заработных плат; засорение земель строительными, бытовыми и другими отходами и отбросами влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от одной до трех минимальных заработных плат, а на должностных лиц — от трех до десяти базовых величин.
В Кодексе о земле установлены экологические требования к проектированию, размещению, строительству и вводу в эксплуатацию объектов, строений и сооружений, влияющих на состояние земель. При производстве указанных работ, а также вводе в эксплуатацию реконструируемых объектов, внедрении новых технологий, отрицательно влияющих на состояние земель, должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по охране земель, В противном случае, как определено в статье 91 Кодекса о земле, должностные лица, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, в соответствии с их компетенцией имеют право «вносить в установленном порядке предложения о приостановлении проведения проектно-изыскательских, строительных работ, мелиоративных мероприятий и иных работ, осуществляемых без документов, удостоверяющих права на соответствующие земельные участки, или с иными нарушениями законодательства об охране и использовании земель, об установлении ограничений (обременении) прав на земельные участки, в том числе земельных сервитутов, о прекращении прав на земельные участки».
Вопросы использования и охраны земель в Республике Беларусь регулируются актами конституционного, административного и земельного законодательства. Среди них: Конституция Республики Беларусь (статьи 13, 46, 55); Кодекс Республики Беларусь о земле; КоАП; законы Республики Беларусь; декреты и указы Президента Республики Беларусь; постановления Правительства; приказы и инструктивные материалы Минприроды, Госкомимущества и других органов государственного управления.