Лекция № 15 общности, социальные категории

Раздел 6. Межличностные отношения.

Тема. Психология малой группы. (2 ч).

1. Понятие группы в психологии. Классификация групп.

2. Влияние группы на личность и межличностное влияние. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

3. Понятие этноса и этнической группы. Понятие менталитета. Особенности различных этнических группы. Этнические конфликты и способы их урегулирования.

ГРУППА (англ. group) -1. Некоторое количество предметов или организмов (индивидов), объединенных на основании их пространственной близости друг другу и/или к.-л. реальных связей между ними. Это понятие применяется и в отношении животных

2. Группа (социальная) — два или более человека, которые взаимодействуют друг с другом, осознают свою групповую принадлежность и участвуют в совместной деятельности. В зрелых группах существуют свои традиции и нормы. Группой не является толпа (агрегат) — временное скопление людей, которые не участвуют в совместной деятельности. С т. зр. данного определения, группой не является большая или малая совокупность людей, которые хотя и осознают свою принадлежность к одной совокупности (общности, социальные категории), но не взаимодействуют друг с другом и не участвуют в совместной деятельности (напр., возрастные, половые, расовые и т. п. общности). Выделяется большое количество типов групп: напр., малые и большие; первичные и вторичные; формальные и неформальные; группы сверстников и разновозрастные группы; ин-группа и аут-группа; семейные, учебные, трудовые, психотерапевтические и т. д.; легальные и нелегальные; референтные (эталонные). По понятным причинам в социальной психологии термин «группа» используется нередко без определения «социальная».

3. Математическое понятие.

Полноценное самораскрытие членов группы возможно только после того, как группа пройдет через основные этапы группового процесса: знакомство участников; ощущение фрустрации из-за отсутствия структуры; первые попытки самораскрытия и сопротивление этому; описание прошлых, более безопасных событий и чувств; открытое выражение негативных переживаний; выражение любых переживаний, возникающих «здесь и теперь»; попытки исследования личностно значимых тем и проявления самопринятия; основная встреча.

ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА (англ. group dynamics)— условное название социально-психологических исследований, посвященных проблемам формирования и развития групп,факторам, влияющим на их сплоченность и эффективность.

СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ (англ. social identity)— один из процессов социальной идентификации,который состоит в том, что по мере того как внутри группы отношения все более стабилизируются, идентификация ее членов становится более деперсонализированной, индивидуальные свойства становятся психологически относительно менее важными, чем общие групповые свойства. Социальная идентификация организует социальный мир в группы и определяет самого человека как члена одних групп, но не других. Амер. психолог Дж. Джексон (Jay W. Jackson, 1999) считает, что многие индивидуально-психологические явления, сопутствующие социальной идентификации, м. б. рассмотрены в след. координатах: 1) рост привлекательности группы для ее члена, выражающийся в его позитивных чувствах по поводу пребывания в группе; 2) деперсонализация — размышление о себе больше в терминах неотъемлемого члена группы («Мы») и меньше в терминах уникального индивидуума («Я»); 3) восприятие зависимости себя от группы — вера в то, что собственное благополучие и благополучие группы связаны между собой, а также возникновение чувства собственного долга в построении позитивных отношений с членами группы; 4) ощущение межгрупповой конкуренции — восприятие др. группы как конкурирующей с собственной группой.

СОЦИАЛЬНАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ (англ. social facilitation) один из эффектов «группы»,состоящий в том, что активность индивида повышается в условиях ее осуществления в «группе» по сравнению с обычным уровнем этой же активности при индивидуальном осуществлении. Чаще всего социальная фасилитация обнаруживается в ситуации соревнования с др. членами «группы». Данный эффект замечен не только у людей, но и у животных, напр. в пищевом поведении (у насекомых, рыб, кур, крыс и др.). Впервые факт социальной фасилитации был научно зафиксирован в исследовании Нормана Триплетта (Triplett, 1898), который измерял, насколько велосипедисты увеличивают скорость в присутствии др. велосипедистов.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРАЗИТИРОВАНИЕ (англ. social loafing;от loaf — бездельничать, лодырничать) — многократно подтвержденный экспериментально факт, состоящий в том, что люди, стремящиеся к максимальной производительности в условиях групповой работы, в итоговом результате (продукте) которой объединены и неразличимы их индивидуальные вклады, прилагают меньшие усилия, чем в случае индивидуального выполнения такой же работы. Этот эффект наблюдался как в физических, так и в интеллектуальных видах деятельности. То, что целое не равно сумме своих частей, известно давно, но получается, что оно не всегда лучше и больше этой суммы. Иначе говоря, в группе,несмотря на все старания ее членов, последним не удается достичь своих максимальных показателей. (Аналогичный эффект, или дефект, «группы» известен под именем «коллективной безответственности»: чем меньше «группа», тем больше вероятность, что кто-то из ее членов окажет помощь постороннему человеку, нуждающемуся в ней; нужно, однако, заметить, что в исследованиях этого направления обычно использовались агрегаты, а не подлинные группы.)

Т. о., следует говорить скорее о неспособности (чем о склонности)людей максимально выкладываться в условиях коллективной работы. Очевидно, есть люди, которые вообще не годятся для командных соревнований, но м. б. успешными в условиях индивидуальных соревнований. Синонимы: социальная леность, социальный паразитизм.

СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП (англ. stereotype;от греч. stereos — твердый + typos — отпечаток) — устойчивое, категоричное и крайне упрощенное представление (мнение, суждение) о к.-л. явлении, группе, исторической личности, распространенное в данной социальной среде (син. социальный штамп); усваивается индивидом в процессе социализации. В этом значении термин «стереотип» ввел амер. социолог У. Липпманн (Lippmann) в книге «Общественное мнение» (1922). Хотя стереотип по определению имеет социальное происхождение и распространение, атрибут «социальный» позволяет дифференцировать это понятие от др. значений термина «стереотип» (полиграфический стереотип; стереотипное поведение инстинктивного или условно-рефлекторного типа, динамический стереотип;ритуал). Однако термин «социальный стереотип» может пониматься и в более узком смысле: как стереотипное представление о социальной группе или общности (и ее членах). В этом смысле различают социальные (напр., этнические) автостереотипы (представления о своей группе) и гетеростереотипы (представления о др. группах). Т. о., социальный стереотип — это штампы сознания, вырабатываемые социальной средой и приписывающие те или иные дескриптивные, ценностные и прескриптивные значения социальным группам и их типичным представителям. Социальный стереотип (как правило, гетеростереотип), ассоциированный с негативным отношением (эмоционально-оценочным компонентом) к той или иной группе, называется «предубеждением» (Предрассудок).

АТРИБУЦИЯ (англ. attribution)— в социальной психологии — «реальный» когнитивный процесс понимания и объяснения поведения др. людей и своего собственного. Суть атрибуции заключается в наделении людей качествами, которые не м. б. результатом социальной перцепции, поскольку не присутствуют в явном виде во внешнем, доступном наблюдателю поведении, а атрибутируются (приписываются) им. Т. о., атрибуция— попытка интерпретировать социальный объект, понять его поведение в условиях дефицита информации путем домысливания. При этом атрибуция отличается от абстрактного объяснения абстрактного поведения, которое дает профессионал-психолог, и представляет собой те когнитивные процессы, которые протекают в самой жизни в миллионах человеческих голов и которые изучаются в когнитивной социальной психологии. По сравнению с исследованиями восприятия человека человеком в исследованиях атрибуции произошло как бы повышение коэффициента интеллектуальности изучаемых явлений. Простейшая классификация А. делит их на ситуационные и диспозиционные, что не совпадает полностью с др. делением: на внешние и внутренние атрибуции.

Началом теоретического и эмпирического культивирования атрибуции послужили работы Ф. Хайдера (1958), Е. Джонса и К. Е. Дэвиса (1965), Х. Келли (1967), а уже в конце 1970-х гг. атрибуция входила в трио наиболее популярных областей социально-психологических исследований (наряду с группами и аттитюдами).Исторически разработка понятия атрибуция началась с попыток объяснить, как люди объясняют себе мотивы чужого и своего поведения (атрибуция каузальная),однако вскоре произошло расширение термина и выход за пределы каузальности. Современное понятие атрибуции охватывает приписывание различных психических свойств (личностных характеристик, способностей) наблюдаемых человеком людей (включая и его самого), умозаключения (часто неосознаваемые) о вероятных причинах их поведения и прогнозирование вероятности различных действий и их результатов в будущем. При этом сам объект атрибутирования также расширился: им м. б. любой др. человек, сам субъект, группа и вообще любой некто, поведение которого мы наблюдаем (от лабораторной крысы до президента США).

Фактически под атрибуцией понимается как процесс, так и его результат, при этом последний м. б. как истинным, так и ложным. Харольд Келли сформулировал нормативно-описательные критерии, которые люди обычно используют при решении атрибутивных задач. Он утверждал, — и целый ряд исследований это подтвердил, — что люди обычно пользуются своим опытом о различимости поведения (как повел бы себя данный человек в др. обстоятельствах), согласованности поведения (как тот же человек вел себя в таких же обстоятельствах раньше) и единодушии (как действовали бы др. люди в аналогичных обстоятельствах). При этом причина поведения приписывается тем факторам, с которыми ожидается ковариация (принцип ковариации причин и следствий). Нередко у человека нет никакой информации для оценки различимости, согласованности и единодушия, и тогда он использует правило дисконтирования (уценки). Оно заключается в дисконтировании (уменьшении) значения той или иной объяснительной причины на величину влияния др. потенциальных причин.

В большинстве случаев в процессе атрибуции люди прибегают к одной из этих практик атрибуции и получают вполне пригодные для обыденной жизни результаты, однако был выделен ряд исключений, типичных случаев ошибочных атрибуции. К ним относятся: 1) фундаментальная ошибка атрибуции; 2) тенденциозность деятеля-наблюдателя (при объяснении одного и того же поведения действующий субъект склонен к ситуационным атрибуциям., а наблюдатель — к диспозиционным); 3) тенденцию людей при объяснении поведения (особенно собственного) к диспозиционным атрибуции в случае успеха и к ситуационным — в случае неуспеха; 4) чрезмерная уверенность в предсказаниях, основанных на диспозициях. В ситуациях неопределенности атрибуция в большой степени определяются убеждениями и предрассудками человека.

Свидетельством популярности и значимости идеи атрибуции можно считать разработку т. н. «атрибутивных» теорий для объяснения др. психических явлений (напр., теория эмоций С. Шехтера и Д.. Сингера, теория Д. Бема о самопознании аттитюдов).

Принято выделять 4 потенциальные функции атрибуции: 1) социально приспособительную (утилитарную, адаптивную, инструментальную): мы действуем в соответствии с определенными атрибуциями, потому что в данной среде нам это выгодно, приносит пользу; 2) когнитивную: атрибуции упрощают нашу ориентацию в мире, позволяют легко категоризировать и оценивать происходящие события; 3) выражения (экспрессивно-оценочную): проявляясь в мнениях и поведении, атрибуция способствует самовыражению личности; 4) психологической защиты: атрибуции предохраняют личность от внутренних конфликтов, поддерживают самооценку.

В 1942 г. М. Смит разработал т. н. 3-компонентную структуру атрибуции, выделив: а) когнитивный (осознание объекта атрибуции, выражаемое обычно в убеждении или мнении, нередко основанном на социальном стереотипе);б) аффективный (эмоциональная оценка объекта атрибуции, переживание симпатии или антипатии к нему, что тоже м. б. продиктовано стереотипом); в) поведенческий (конативный,отражающий диспозицию к действию) компоненты. Многими эмпирическими исследованиями обнаружена возможность рассогласования как между отдельными компонентами атрибуции, так и между атрибуциями. и реальным поведением. Так, Ричард Ла Пьер (LaPier, 1933) выявил у 90% исследованных владельцев ресторанов и отелей явно выраженную негативную атрибуцию относительно обслуживания китайцев, что практически в 100% случаев противоречило реальному их поведению (т. н. парадокс Ла Пьера).Н. Рокич усложнил структуру атрибуций, предположив одновременное существование 2 атрибуции.

Совокупность атрибуций человека, взаимосвязанных между собой и отличающихся от др. его атрибуций, называют кластером атрибуции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: