Содержание вредных веществ в отработавших газах
Состав отработавших газов (ОГ)
Влияние на человека отработавших газов автомобилей
По воздействию на организм человека компоненты отработавших газов (табл. 4) подразделяются на:
токсичные — оксид углерода, оксиды азота, оксиды серы, углеводороды, альдегиды, свинцовые соединения;
канцерогенные — бенз(а)пирен;
раздражающего действия — оксиды серы, углеводороды.
Влияние перечисленных компонентов отработанных газов на организм человека зависит от их концентрации в атмосфере и продолжительности воздействия.
Двигатели | Состав отработавших газов, % | |||||||
н2о (пар) | со2 | СО | СХНУ | Сажа | ||||
Бензиновые | 74—77 | 0,3—0,8 | 3-5,5 | 5-12 | 5-10 | До 0,8 | 0,2-3 | До 0,4 |
Дизельные | 76-78 | 2—18 | 0,5-4 | 1-10 | 0,02-5 | До 0,5 | До 0,5 | До 1,1 |
Состав выбросов | 0,15 | 0,5 | - | |||||
Масса выбросов при пробеге 15000 км за год | 15т | 0,6 т | 1т | 2,275 т | 1т | 30 кг | 100 кг | - |
Оксид углерода— газ без цвета и запаха.При вдыхании проникает в кровь и образует комплексное соединение с гемоглобином — карбоксигемоглобин. Оксид углерода реагирует с гемоглобином в 210 раз быстрее, чем кислород, что приводит к развитию кислородной недостаточности. Признаками кислородной недостаточности являются нарушения в центральной нервной системе, поражение дыхательной системы, снижение остроты зрения. Увеличенные среднесуточные концентрации оксида углерода способствуют возрастанию смертности лиц с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
|
|
Оксид углерода в воздухе в зависимости от степени концентрации вызывает:
• слабое отравление через 1 ч (С = 0,05 об. %);
• потерю сознания через несколько вдохов (С = 1 об. %).
Оксиды азота — смесь различных оксидов: NO2, N2O3, N2O4.
Наибольшую опасность представляет NO2.
Воздействие оксидов азота на человека приводит к нарушению функций легких и бронхов. Воздействию оксидов азота в большей степени подвержены дети и люди, страдающие сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Оксиды азота в воздухе в зависимости от концентрации вызывают:
• раздражение слизистых оболочек носа и глаз (С = 0,001 об.%);
• начало кислородного голодания (С = 0,001 об. %);
• отек легких (С = 0,008 об. %).
Сернистый ангидрид— бесцветный газ с резким запахом, хорошо растворяется в воде, образуя сернистую кислоту. Длительное воздействие даже относительно низких концентраций сернлеваний, способствует возникновению бронхитов, астмы и других респираторных заболеваний.
Сернистый ангидрид в воздухе в зависимости от степени концентрации вызывает:
• раздражение слизистой оболочки глаз, кашель (С = 0,001 % об.);
|
|
• раздражение слизистой оболочки горла (С = 0,002 об. %);
• отравление через 3 мин (С = 0,004 об. %);
• отравление через 1 мин (С = 0,01 об. %).
Углеводороды — группа соединений типа СХНУ. Обладают неприятным запахом. В результате фотохимических реакций углеводородов с оксидами азота образуется смог.
Бензапирен — полициклический и ароматический углеводород (ПАУ). При нормальных атмосферных условиях — кристаллический продукт, плохо растворимый в воде. Попадая в организм человека, ПАУ постепенно накапливается до критических концентраций и стимулирует образование злокачественных опухолей.
Сажа — твердый фильтрат отработавших газов, состоящий в основном из частиц углерода. Непосредственной опасности для человека не представляет. Влияние сажи проявляется в неприятном ощущении загрязненности воздуха. Сажа является адсорбентом канцерогенных веществ (ПАУ до 2 %) и способствует усилению влияния других токсических компонентов, например сернистого ангидрида.
Соединения свинца появляются в отработавших газах в случаях применения тетраэтилсвинца — антидетонационной присадки к бензинам. Свинец способен накапливаться в организме, попадая в него через дыхательные пути, с пищей и через кожу. Поражает центральную нервную систему и кроветворные органы.
истого ангидрида увеличивает смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, способствует возникновению бронхитов, астмы и других респираторных заболеваний.
Сернистый ангидрид в воздухе в зависимости от степени концентрации вызывает:
• раздражение слизистой оболочки глаз, кашель (С = 0,001 % об.);
• раздражение слизистой оболочки горла (С = 0,002 об. %);
• отравление через 3 мин (С = 0,004 об. %);
• отравление через 1 мин (С = 0,01 об. %).
Углеводороды — группа соединений типа СХНУ. Обладают неприятным запахом. В результате фотохимических реакций углеводородов с оксидами азота образуется смог.
Бензапирен — полициклический и ароматический углеводород (ПАУ). При нормальных атмосферных условиях — кристаллический продукт, плохо растворимый в воде. Попадая в организм человека, ПАУ постепенно накапливается до критических концентраций и стимулирует образование злокачественных опухолей.
Сажа — твердый фильтрат отработавших газов, состоящий в основном из частиц углерода. Непосредственной опасности для человека не представляет. Влияние сажи проявляется в неприятном ощущении загрязненности воздуха. Сажа является адсорбентом канцерогенных веществ (ПАУ до 2 %) и способствует усилению влияния других токсических компонентов, например сернистого ангидрида.
Соединения свинца появляются в отработавших газах в случаях применения тетраэтилсвинца — антидетонационной присадки к бензинам. Свинец способен накапливаться в организме, попадая в него через дыхательные пути, с пищей и через кожу. Поражает центральную нервную систему и кроветворные органы.
Для многих крупных городов характерно превышение предельно допустимой концентрации оксида углерода в 20 — 30 раз, с чем врачи связывают высокую смертность от инфаркта миокарда.
Концентрация оксидов азота в городах увеличивается в 10 — 100 раз. Поступающие в атмосферу оксиды азота сохраняются в ней в течение 3 — 4 дней. В результате фотохимических реакций на солнечном свету оксида азота образуется диоксид азота NO2, который вместе с углеводородами является причиной образования токсических туманов, называемых смогами.
Продолжительность существования сернистого газа в атмосфере — в пределах 10 ч. Выбросы SO2 являются причиной выпаде-
Вредное вещество ОГ | Содержание в ОГ ДВС | |
Дизели | Бензиновые | |
Оксид углерода | 0,005-0,5 об.% | 0,25-10 Об. % |
Оксиды азота в пересчете на азот | 0,004-0,5 об.% | 0,01-0,8 об. % |
Сернистый ангидрид | 0,003-0,05 об. % | — |
Углеводороды в пересчете на углерод | 0,01-0,5 об.% | 0,27-0,3% |
Бенз(а)пирен | До 10 мкг/м3 | До 20 мкг/м3 |
Сажа | До 1,1 г/м3 | До 0,4 г/м3 |
Соединения свинца | — | Выбрасывается до 85 % соединений свинца (от количества введенного в бензин с ТЭС) |
ния сернокислотных осадков, способствующих закислению почвы, воды и разрушению облицовки зданий.
|
|
Содержание углекислого газа в воздухе не нормируется. Продолжительность существования СО2 в атмосфере 4 года. Возрастание концентрации оксида углерода опасно возникновением парникового эффекта, который приводит к возрастанию температуры воздуха у поверхности Земли (см. главу 10).
Высокое содержание свинца в организме человека приводит к хроническому отравлению свинцом.
Основными источниками поступающей в атмосферу Земли пыли являются: тепловые станции (выбрасывают 25 % пыли от общего ее количества), промышленность (50%), сжигание мусора (8%), прочие источники, включая автомобильный транспорт (17%).
Пыль подразделяется по степени ее дисперсности на крупнодисперсную (размеры частиц выше 10 мкм), среднедисперсную (от 10 до 0,25 мкм) и мелкодисперсную (не менее 0,25 мкм). Пыль является разновидностью аэрозолей. Аэрозоли с твердыми частицами, образовавшиеся в результате горения топлива, называют дымами, а с жидкими частицами — туманами. Пылевые частицы и аэрозоли постоянно находятся в движении в окружающей среде. Скорость осаждения взвешенных в воздухе частиц зависит от их размера.
Степень запыленности воздуха при движении автомобильного транспорта зависит от следующих факторов: времени года
типа покрытия дороги и вида почвы, направления ветра, интенсивности движения, грузоподъемности автомобиля, типа шин.
Основной частью пыли является кварц. На городских магистралях в уличной пыли обнаруживаются также примеси кальция, кадмия, свинца, хрома, цинка, меди, железа. Присутствие перечисленных примесей определяется функционированием автомобильного транспорта и обработкой магистралей антиобледенитель-ными составами. Увеличивают выбросы пыли шины, оснащенные шипами. Износ дорожного полотна при их использовании составляет 2 — 4 мм за зимний сезон. В целом ряде стран использование шипованных шин запрещено, за исключением ограниченного числа автомобилей специального назначения.
|
|
Воздействие пыли увеличивает скорость изнашивания машин и механизмов и оказывает вредное влияние на организм человека. Из анализа отказов двигателей внутреннего сгорания известно, что 50% происходит по причине загрязнения топлива взвешенными частицами неорганического происхождения. Содержание их находится в прямой зависимости от степени запыленности воздуха и сезона эксплуатации и колеблется от нескольких граммов до 300 г на тонну топлива.
Вредное воздействие пыли на организм человека зависит от ее дисперсности, твердости частиц, формы пылинок, их электрического заряда и т. д. Мелкодисперсная пыль наиболее опасна, так как оседает в легких и бронхах и при длительном вдыхании приводит к возникновению профессиональных заболеваний.
К средствам и методам борьбы с запыленностью воздуха городов следует отнести:
· снижение выбросов твердых частиц при работе ДВС;
· разработку новых и улучшение существующих твердых покрытий дорог;
· уборку и увлажнение улиц города;
· применение антиобледенительных веществ, не содержащих вредаых примесей;
· насыщение городов зонами зеленых насаждений.
Особенно опасны для организма кислотосодержащие аэрозоли, адсорбирующие канцерогенные вещества. Первые нарушают кислотное равновесие тканевых клеток; вторые, постепенно накапливаясь в организме, могут явиться причиной возникновения злокачественных опухолей.