double arrow

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ

Автомобильный транспорт относится к основным источникам загрязнения окружающей среды [38]. В крупных городах на долю автотранспорта приходится более половины объема вредных вы­бросов в атмосферу. В мегаполисах эта величина еще больше: Санкт-Петербург — 71 %, Москва — 88%. Несоответствие транспортных средств экологическим требованиям при продолжающемся увеличении транспортных потоков и плохих дорожных условиях при­водит к постоянному возрастанию загрязнения атмосферного воз­духа, почв и водных объектов. Уровни загрязнения воздуха оксида­ми азота и углерода, углеводородами и другими вредными веще­ствами на большинстве автомагистралей в 5 —10 раз превышают предельно допустимые концентрации.

Большинство сортов применяемого ныне бензина содержит в качестве антидетонационной присадки тетраэтилсвинец (0,41 — 0,82 г/л). Бензин с такой присадкой называют этилированным. При­менение этой присадки позволяет сократить потребление топли­ва, но загрязняет атмосферу соединениями свинца.

В России в 1997 г. эксплуатировалось 22,5 млн единиц автомо­бильной техники, в том числе более 17,6 млн легковых автомоби­лей. В стране насчитывается около 4 тыс. крупных и более 200 тыс. мелких предприятий, занятых непосредственно перевозками.

Низкий технический уровень отечественных автомобилей и эксплуатацию, не соответствующую требованиям национальных стандартов, подтвердили результаты операции «Чистый воздух», проведенной в 1997 г. Практически во всех субъектах Российской Федерации отмечено, что доля автомобилей, эксплуатируемых с превышением действующих нормативов по токсичности и дым-ности, в среднем составляет 20 — 25 % и в отдельных регионах стра­ны достигает 40 %.

Основными причинами сложной экологической обстановки в городах, связанной с эксплуатацией автотранспорта, являются:

· отсутствие надлежащего контроля на предприятиях за со­блюдением нормативов государственных стандартов по токсично­сти и дымности отработавших газов транспортных средств;

· выпуск этилированных автомобильных бензинов, не позво­ляющих исключить выбросы соединений свинца и использовать каталитические нейтрализаторы;

· слабый контроль за качеством реализуемого моторного топ­лива;

· недостаточное внимание, уделяемое переводу автотранспор­та на менее токсичные виды топлива;

· въезд на территорию городов большегрузного транспорта;

· отсутствие достаточной нормативной базы, низкий эффект экономического механизма управления охраной окружающей сре­ды на транспорте.

В 2000 г. мировой парк автомобилей достиг примерно 1 млрд единиц, из которых 83 — 85 % приходится на легковые автомоби­ли, а 15—-17% — на грузовые автомобили и автобусы. Из общего числа легковых автомашин примерно 40 % сосредоточено в США, 10% — в Японии и 20% — в четырех европейских странах: ФРГ, Франции, Италии и Великобритании. На каждую 1000 жителей в 2001 г. в среднем приходилось: в США — 534 автомобиля, Фран­ции — 454, в Великобритании — 322, в России — 167 автомашин.

Если поставить все существующие сегодня в мире автомобили бампер к бамперу, они составят ленту в 4 млн км, которой 100 раз можно обмотать земной шар по экватору. Специалисты Массачу-" сетского технологического института (США) считают, что и по­сле 2000 г., несмотря на развитие сети общественного транспор­та, личные автомашины будут составлять примерно 75% всего транспортного парка.


Сейчас читают про: