double arrow

Понятие и природа стресса

Лекция 11. Стрессы. Стрессоустойчивость.

  1. Понятие и природа стрессов.
  2. Причины и источники стресса.
  3. Профилактика стрессов в производственных ситуациях.
  4. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения.

Стресс — психофизиологическое состояние человека, возникающее в экстремальных для него ситуациях. Различают физиологический стресс и психологический. Последний бывает информационным и эмоциональным. Стресс является типичной реакцией человека на конфликтную ситуацию, но часто может выступать и причиной конфликта. Человек, находящийся в состоянии стресса, чаще способен пойти на конфликт по сравнению с человеком, испытывающим комфортное психофизиологическое состояние. Болезнь, усталость, обида, высокая ответственность и т.п. обычно обостряют реакцию людей в том случае, если, находясь в стрессе, они попадают еще и в проблемные ситуации взаимодействия с окружающими. Стресс нередко бывает следствием и причиной внутриличностного конфликта. Поэтому предупреждение чрезмерного стресса (дистресса) является важным условием профилактики социальных и внутриличностных конфликтов.

Посредством стрессовой реакции организм пытается восстановить нарушенное под воздействием стрессоров равновесие. Канадский физиолог Г. Селье назвал комплекс этих реакций всеобщим адаптационным синдромом и описал три стадии этого синдрома.

Первая стадия – реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма в ответ на воздействие извне, нарушающее равновесие процессов жизнедеятельности.

За ней наступает вторая стадия – стадия сопротивления , когда организму удается справится с вредными воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость.

Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает третья стадия – истощение. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым вредным воздействиям, увеличивается опасность заболеваний. Однако наступление третьей стадии не обязательно.

Причины стресса связаны с воздействием двух групп факторов.

  1. Организационные факторы:

1.1. перегрузка работника во время рабочего дня приводит к возникновению беспокойства, чувства безнадежности и др.;

1.2. слишком малая нагрузка работника во время рабочего дня способствует появлению беспокойства относительно своей ценности, своего профессионализма;

1.3. неинтересная работа;

1.4. ролевой конфликт возникает, когда работнику предъявляют противоречивые требования;

1.5. неопределенность ролей при нечетком формулировании заданий и полномочий по использованию ресурсов.

  1. Личностные факторы, сопровождающие любые перемены:

2.1. положительные события (свадьба, назначение на новую должность и др.);

2.2. негативные события (развод, заболевание, отказ руководства от повышения в должности и т. д.).

Стресс необходим для придания смысла нашей жизни. Ставя перед собой цели, достижение которых требует напряженной работы, мы находимся в состоянии эустресса, исполняющего роль внутреннего двигателя, активизирующего наши действия. Отсутствие цели - это один из самых сильных стрессов, принимающий форму дистресса с соответствующими последствиями.

Отрицательные последствия стресса проявляются в:

  1. физиологической реакции организма (язва желудка, головная боль, заболевания сердечной и дыхательной систем и т. п.);
  2. психологической реакции (раздражительность, бессонница, депрессия и др.).

Эти последствия являются серьезными не только для конкретного индивида, но и для организации в целом.

Жить без стресса невозможно, но, если овладеть методами управления им, можно избежать его негативных последствий.

Методы самоуправления стрессом:

· разработать систему приоритетов в своей работе: важное превыше срочного;

· научиться говорить "нет";

· не соглашаться на противоречивые требования руководителя.

Методы, способствующие предотвращению стрессового состояния работников:

· оценка способностей, потребностей и склонностей для принятия решения о характере и объемах работы;

· при наличии аргументированного обоснования позвольте работникам отказаться от порученной ранее или планируемой работы;

· полномочия, ответственность и ожидаемый результат должны быть четко описаны. Необходимо использовать обратную связь для того, чтобы убедиться в адекватном восприятии задания сотрудником;

· использование ситуационного подхода к лидерству;

· обеспечение надлежащего вознаграждения за эффективную работу;

· развитие способностей сотрудников, привлечение их к обсуждению сложных вопросов.


Сейчас читают про: