Принципы проектирования АИС – набор закреплённых многолетним и разносторонним опытом создания и эксплуатации АИС правил или требований. Наиболее общие из них:
- Идентичность - разработка новой, совершенствование уже существующей или внедрение полученной извне АИС являются сходными по своему содержанию научно-техническими проблемами, отличающимися одна от другой только содержанием ряда этапов и временными параметрами;
- Технологичность: автоматизированная технология означает разработку новой технологии или модернизацию существующей в условиях АИС и не допускает простого использования разработанного программно-аппаратного обеспечения в условиях старых традиционных технологий;
- Непрерывность, поэтапность и преемственность разработки и развития: АИС — постоянно развивающиеся на своей основе системы; каждое нововведение служит развитием основных системных принципов и уже достигнутого качества;
- Адаптивность: составляющие АИС должны обладать свойствами, обеспечивающими быструю адаптацию этих составляющих к изменениям внешней среды и новым средствам;
|
|
- Модульный принцип построения программных и технических средств: предполагает, что состав указанных средств состоит из блоков (“модулей”) обеспечивающих возможность их замены или изменения с целью совершенствования функционирования АИС или её адаптации к новым условиям;
- Технологическая (в т.ч. – сетевая) интеграция: предполагает единство для всей системы технологии создания, обновления, сохранения и использования информационных ресурсов и, в частности, - однократную обработку документов и данных а также их многократное и многоцелевое использование;
- Полная нормализация процессов и их мониторинг: многоцелевое использование информации АИС требует обеспечения высокой достоверности данных в системе. Для этого на различных этапах обработки и ввода информационных документов необходимо использовать различные формы контроля информации, требования к которому могут быть сформированы из состава решаемых задач и обрабатываемых данных. постоянный мониторинг необходим также для получения качественных и количественных характеристик функционирования АИС на основе встраиваемых и специально разрабатываемых средств интеллектуальной статистики;
- Регламентация: АИС ориентированы на функционирование в промышленном режиме, обеспечивающем массовую поточную обработку информационных документов; эта обработка регламентируется стандартами, маршрутными и пооперационными технологиями, нормативами на ресурсные и временные показатели, развитой службой диспетчеризации.
|
|
- Экономическая целесообразность: создание АИС должно предусматривать выбор таких проектных решений (в т.ч. программных, технических и организационно-технологических), которые, при условии достижения поставленных целей и задач, обеспечивают минимизацию затрат финансовых, материальных и трудовых ресурсов.
- Типизация проектных решений: разработка и развитие АИС и их сетей производится с ориентацией на межбиблиотечное сотрудничество, и кооперацию а также в соответствии с правилами и протоколами международного информационного обмена;
- Максимальное использование готовых решений: для сокращения стоимости и сроков разработки и внедрения АИС, а также уменьшения ошибок проектирования как системы в целом, так и отдельных её составляющих, рекомендуется максимально возможно использовать готовые решения и средства. В указанном плане при создании новой системы значительный объём работ связан с анализом альтернативных вариантов возможных решений, выбором наиболее соответствующего для объекта автоматизации и его адаптации к новым условиям применения;
- Корпоративность: при проектировании автоматизированной системы, входящей в состав системы более высокого уровня (города, ведомства, республики и т.п.), должна быть предусмотрена её аппаратная, программная, лингвистическая и информационная совместимость с другими участниками системы и/или сети АИС. Требования корпоративности могут входить в противоречие с требованиями или решениями, диктуемыми другими принципами, например – преемственности проектных решений;
- Ориентация на первых лиц объекта автоматизации: успешное выполнение работ по созданию АИС, её развитию и эксплуатации возможно только при условии их безусловной поддержки первым лицом объекта автоматизации (например, директора библиотеки или информационного органа) и закреплении непосредственной ответственности за их выполнение приказом по организации за руководителем на уровне не менее заместителя директора.
3 Функциональные и обеспечивающие подсистемыИС - это сложные кибернетические системы, которые характеризуются: большим количеством составляющих элементов и выполняемых функций; многоуровневой иерархической структурой; наличием сложных информационных связей между элементами системы; многокритериальностью при наличии функциональной целостности и общей цели; наличием взаимодействия с внешней средой. Трудности изучения и организации сложных систем потребовали создания специального научного инструмента, называемого системным подходом и системным анализом.
Системный подход - понятие, подчеркивающее значение комплексности, широты охвата исследований.
Системный анализ - это конкретная методология познания применительно к проблемам управления сложными системами, включающая: рассмотрение системы как комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих частей; рассмотрение системы как составной части системы более высокого уровня четкое выделение целей функционирования систем и пр.
С позиций системного анализа основная цель декомпозиции - это разделение по тем или иным признакам системы на части (подсистемы), имеющие меньшую сложность. При этом должны обеспечиваться условия как для анализа, так и для синтеза этих подсистем.
При создании ИС декомпозиция производится таким образом, чтобы подсистемы подчинялись какой-либо классификации, например, по функциям, этапам и структуре управления. ИС в целом должна быть такой системой, чтобы все подсистемы функционировали в соответствии с общей целью. Поэтому возникает проблема выбора как критерия функционирования всей системы, так и декомпозиции этого критерия, т.е. определения критериев функционирования отдельных подсистем (критериев субоптимальности). Для определения целей и критериев функционирования сложных систем и подсистем строят «дерево целей».
|
|
Подсистемы не могут и не должны быть обособленными или функционировать сами по себе. ИС представляет собой тесную взаимосвязь всех ее подсистем, а декомпозиция осуществляется для облегчения и упрощения анализа, проектирования и внедрения системы.
В ИС разделение на подсистемы обычно производится таким образом, чтобы подсистемы подчинялись какой-либо классификации. Направления декомпозиции ИС по функциям управления, организационному, иногда и временному признаку позволяют выделить функциональные, обеспечивающие, структурные и этапные подсистемы, а также относящиеся к этим подсистемам задачи управления.
Под функциональными подсистемами понимаются подсистемы, реализующие отдельные функции управления. К ним, например, можно отнести подсистемы планирования, контроля, учета, регулирования и др.
Взаимосвязь функциональных подсистем на примере производства может быть показана следующим образом. Производство организуется в соответствии с планом (отражающим модель выпускаемой продукции, услуг), разработанным в подсистеме планирования. В процессе функционирования производства на него оказывают влияние внешние возмущающие воздействия, что приводит к отклонению от параметров, заданных планом. Фиксация текущего состояния производства производится в функциональной подсистеме учета. В функциональной подсистеме анализа определяется степень отклонения производства от заданного плана и вырабатываются управляющие воздействия, устраняющие возникающие отклонения. Непосредственное воздействие на производство, регулирование его параметров осуществляются в подсистеме регулирования, что и позволяет возвратить производство к плановым показателям.
В зависимости от специфики ОУ изменяется состав выполняемых системой функций управления, следовательно, различен и состав функциональных подсистем в ИС. Функциональные подсистемы имеют большое значение в решении задач управления. Каждая функциональная подсистема характеризуется своим специфическим ОУ, внутренней замкнутой информационной системой со своими внешними входами и выходами. В разных подсистемах управления приходится решать многочисленные функциональные задачи управления.
|
|
При решении функциональных задач средствами информационных технологий они должны быть преобразованы в вычислительные задачи, т.е. должны иметь алгоритм, программу и введены в ЭВМ.
Под обеспечивающими подсистемами понимаются подсистемы информационной базы, программного, технического, лингвистического, математического, организационного, правового обеспечения. Все задачи, решаемые функциональными подсистемами, выполняются на основе этого единого обеспечения. Приведенный перечень обеспечивающих подсистем можно назвать типовым, так как эти подсистемы входят в состав обеспечивающей части любой ИС.
Под структурными подсистемами понимаются подсистемы, соответствующие структурному (организационному) построению ОУ Например, на производстве это подсистемы отдельных участков, цехов, отделов, в министерствах - это подсистемы департаментов, центральных аппаратов и пр.
Под этапными подсистемами понимаются подсистемы, соответствующие различным этапам (режимам) деятельности ОУ. Такими этапами, например, могут быть этапы начального запуска, нормального функционирования, окончания функционирования системы, послеаварийного восстановления. Подобная декомпозиция характерна для АСУ-ТП (автоматизированные системы управления технологическими процессами).
Наиболее часто встречается декомпозиция ИС на функциональные и обеспечивающие подсистемы. На локальном уровне (например, производственных предприятий, объединений) отраслевые методические материалы по созданию ИС рекомендуют автоматизировать обработку информации по следующим функциональным подсистемам: планирования; оперативного управления; материально-технического снабжения; технической подготовки производства; сбыта и реализации готовой продукции; финансово-бухгалтерской деятельности; управления качеством продукции; управления кадрами.
Этот перечень носит рекомендательный характер, так как в каждом конкретном случае при выделении функциональных подсистем необходимо учитывать особенности ОУ. Каждая функциональная подсистема включает ряд комплексов задач, описываемых соответствующими математическими моделями, решение которых дает необходимую для управления информацию. Рассмотрим состав некоторых основных, функциональных подсистем из приведенного выше перечня.