double arrow

Средства доступа к информационным ресурсам


Структура и содержание корпоративных информационных ресурсов. Понятие контента

Под информационным ресурсом предприятия (организации) будем понимать совокупность собственных, приобретаемых и поставляемых извне данных, зафиксированных как на бумажных, так и электронных носителях.

Структура информационных ресурсов предприятия приведена на рисунке ниже.

Формысуществования корпоративных ресурсов могут быть следующими:

бумажные документы,

электронные документы,

базы данных,

базы знаний,

web-сайты,

файлы различной природы (аудио, видео) и т.д.

В сущности, информационные ресурсы – это общий объем данных и знаний, циркулирующих на предприятии, входящих в него и исходящих из него, материализованныхна каком-либо носителе.

Ресурсы делятся на три группы:

- приобретаемые и получаемые от сторонних организаций.

- генерируются внутри предприятия,

- внешние– то есть поступают извне.

Информационные ресурсы, в зависимости от материального носителя делятся на внемашинные и внутримашинные.

внемашинные – бумажные документы управленческого и организационно-распорядительного характера,

внутримашинные– это внемашинные информационные ресурсы, введенные в память компьютера.

Управленческие документы отражают производственные, хозяйственные, финансовые и прочие операции, выполняемые в процессе функционирования предприятия.

Это плановые, бухгалтерские, аналитические, статистические, маркетинговые, логистические, проектно-конструкторские и технологические (трудовые, материальные и технологические нормы) и прочее.

Документы организационно-распорядительного характера делятсяна следующие группы:

- организационные (задачи и цели предприятия, структура предприятия, штатное расписание, устав предприятия и т.д.);

- распорядительные (приказы, указания, предписания, инструкции и прочее);

- справочные (письма входящие и исходящие, акты, справки, обзоры, рефераты, библиотечные подборки и т.д.);

- прочие (патентная, юридическая и прочая документация).

Внешние информационные ресурсы могут быть как платными (приобретаемыми), так и предоставляемыми сторонними организациями в соответствии с договоренностями или обязательствами (получаемые ресурсы). Как те, так и другие могут иметь как бумажную форму представления, так и передаваться по каналам связи.

Приобретаемые информационные ресурсы включают периодически выполняемые платные услуги аналитического характера.

Например, в различных консалтинговых фирмах можно заказать анализ динамики курса валют, кросс-курсы валют, динамики ценных бумаг, ставок привлекаемых рублевых и других депозитов, информацию о конкурентах, тенденциях в изменениях в деловой среде и состоянии международных рынков и т.д.

В отличие от приобретаемых, получаемые информационные ресурсы отражают деловые отношения с партнерами, также отношения с выше или ниже стоящими организациями.

Содержательно они отражают информацию, получаемую из

банков,

страховых,

налоговых и прочих организаций.

Особое место в данном классе занимают Интернет-ресурсы отдельных министерств и ведомств.

Собственныеинформационные ресурсы могут быть либо структурированными, и тогда они подлежат арифметической, логической и другой обработке программными средствами, либо нет.

Структурируемые информационные ресурсы – это базы данных, хранилища данных, базы знаний.

Управленческие, а также организационно-распорядительные документы фиксируют все производственно-хозяйственные, финансовые и другие операции.

Данный подкласс информационных ресурсов является неформализованным, однако их содержание и вид материальных (бумажных) носителей регламентируются государственными стандартами.

В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» документ – это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Документ обладает двумя свойствами: многофункциональность (регистрация информации, передача, обработка и хранение) и наличием юридической силы.

Форма и содержание управленческих документов регламентируется нормативно-методической базой, создаваемой государственными органами.

Это свод законов, нормативно-правовых и методических документов, регулирующих процессы их создания, обработки и хранения.

Данная база содержит:

1. Законодательные акты РФ в сфере информации и документации.

2. Государственные стандарты на управленческую документацию.

Стандарты регламентируют форму и содержание большинства документов на предприятии.

Документы, разработанные в соответствии с этими стандартами, называются унифицированными.

Унификация систем документации может осуществляться на различных уровнях: межотраслевом (государственном), отраслевом и на уровне предприятий.

На межотраслевом уровне создается унифицированная система документации (УСД), в которую входят:

- единая система конструкторской документации (ЕСКД);

- единая система технологической документации (ЕСТД);

- унифицированная система форм статистической информации;

- унифицированная система документации бухгалтерского учета и отчетности и др.

В соответствии со стандартами в РФ создано восемь унифицированных систем документации:

1. Унифицированная система финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций.

2. Унифицированная система учетной и отчетной бухгалтерской документации предприятий.

3. Унифицированные системы организационно-распорядительной документации.

4. Унифицированные системы отчетно-статистической документации.

5. Унифицированные системы банковской документации.

6. Унифицированные системы документации Пенсионного фонда РФ.

7. Унифицированные системы документации по труду.

8. Унифицированные системы внешнеторговой документации.

Содержание информационного ресурса, рассматриваемое вне его формы его визульного представления, называется контентом.

На рисунке ниже представлена связь понятий контента, формы и сферы его существования.

Понятия форма и содержание относятся к философским категориям: форма отражает способы существования содержания.

Во взаимосвязи форма-содержание, содержание является ведущей, то есть определяющей характеристикой объекта.

Поэтому оно активнее влияет на форму, по сравнению обратного влияния формы на содержание.

В ходе развития объекта неизбежно возникает конфликт между ними, разрешением которого является замена формы, более адекватной новому содержанию.

Содержание(контент) может быть различным: экономическим, правовым, техническим и т.д.

Оно может находится в Интернете и тогда он носит название Web-контент, либо на предприятии, и тогда оно называется корпоративным контентом.

Web-контент в основном не структурирован (тексты, аудио и видеоматериалы и т.д.), а корпоративный контент,как правило, сохраняется в структурированных формах (таблицы, базы данных и знаний, хранилища данных и т д.

Задача специалистов по управлению контентом состоит в выборе или разработке такой формы его хранения, которая с наибольшей эффективностью позволит достичь поставленные цели управления.

Управление контентом – осуществляется с помощью интегрированных сервисов.

Они максимально отделяют пользователя и администратора от технологической и программной среды реализации.

Это особенно важно для электронного бизнеса, где контент и форма играют важную роль в маркетинговой и рекламной стратегии предприятия.

Системы управления веб-контентом (WCMS – WEB Content Menedgment Servis) предназначены для выполнения операций с ним на сайте

добавление,

удаление,

редактирование контента

Кроме того необходимо администрирование веб-ресурсов - изменение структуры веб-сайта, разграничение прав доступа, а также разработка новых веб-ресурсов.

Системы управления корпоративным контентом, включают системы документооборота масштаба предприятия, в которых имеются функции работы с веб-документами через веб-интерфейс..

Развитие систем управления корпоративным контентом осуществляется в направлении использования специализированных программных систем класса (ECM - Enterprise Content Management).

Так как контент не может существовать отдельно от бизнес-процессов предприятий, эти системы интегрируются с системами управления бизнес-процессами (business process management, BPM).

Доступ к большинству ИР на предприятии и за его пределами обеспечивают web-порталы.

Они позволяют осуществлять поиск информации, а также публиковать документы независимо от их месторасположения или формата.

Предоставление информации в web-порталах на основе строгой персонализации и прав доступа пользователя к тем или иным информационным ресурсам.

Доставка информационных ресурсов осуществляется на основе информационных сетей, которые условно делятся, как и информационные ресурсы, на:

- глобальные(GAN – Global Area Network);

- национальные (WAN - Wide Area Network);

- региональные, городские (МАN- Metropolitan Area Network)

- локальные (LAN - Local Area Network) - для доставки собственных (корпоративных) информационных ресурсов.

Глобальные сети позволяют организовать взаимодействие между абонентами в тысячи км. В основе передачи данных в глобальных сетях лежит технология коммутации пакетов. Каждый передаваемый файл разбивается на небольшие порции, которые помещаются в пакет, содержащий адреса как отправляющего, так и принимающего компьютера.

Пакеты путешествуют по сети самостоятельно: при потере одного пакета он может быть легко переслан повторно. Поскольку каждый пакет пересылается независимо от других и вперемешку с тысячами подобных, это, помимо прочего, обеспечивает относительную дешевизну передачи данных по Интернет. Например, стоимость посылки электронного письма ничтожна по сравнению со стоимостью пересылки по факсу сообщения равного объема.

Национальные сети позволяют организовать взаимодействие между абонентами в пределах одного государства.

Ключевым понятием в сетях любого уровня является «провайдер». Провайдер (provider) – это организация-посредник между пользователем и глобальной сетью или провайдерами более высокого уровня, то есть посредник, предоставляющий услуги посредством коммуникаций.

На рисунке представлена сеть Интернет с указанием уровней провайдеров.

Основу сети Интернет составляет опорная сеть (Internet BachBone), соединяющая мощные компьютеры.

Скорость передачи данных в ней достигает 4000 Тбайт/сек.

К ним сети присоединяются континентальные, трансматериковые и трансатлантические магистрали.

К последним подключаются национальные провайдеры, а за тем локальные (ICP - Internet Service Provider).

В РФ существуют провайдеры, соединяющие региональные сети с остальной частью Интернет (РосТелеком): (региональные – до сотен км., локальные – до нескольких км).

Основу региональных сетей составляют ведомственные и корпоративные сети. Ведомственные – объединяют локальные сети ведомств. Корпоративная сеть возникает в результате расширения одной локальной.

Информация в сети доставляется по определенному адресу.

Для этого используется адрес компьютера - IP(Internet Protokol)-адрес (доменный адрес: URL).

Существует несколько способов подключения компьютеров к Internet:

А). Постоянное подключение – аренда выделенной телефонной линии.

Б). Более совершенное подключение по выделенной линии – получение выделенного цифрового канала

В) Сеансовое подключение IP- подключение – временное подключение по обычной телефонной сети с использованием коммутируемых линий (Dial-UP) (56 кбит/c; сеансовый терминальный доступ в режиме on-line; сеансы связи с передачей почты.

Г) Использование беспроводного подключения - 3g, 4g (например YOTA)

С точки зрения средств доступа выделяют четыре категории сетевых информационных ресурсов:

- web-страницы, web-сайты и web-порталы;

- электронная почта, форумы, конференции;

- файлы;

- базы данных.


Сейчас читают про: