Здание Оперы в Сиднее, ГульельмоНовелли

Мировые шедевры архитектуры.

В 1957 г. датский архитектор ЙернУтзон выиграл международный конкурс на строительство нового здания Оперы в Сиднее. Великолепное местоположение и абсолютная свобода, предоставленная архитекторам, давали возможность всем участникам конкурса проявить себя с лучшей стороны. Проект молодого и многообещающего архитектора, представившего простые, но поэтичные чертежи, покорил с самого начала внешним силуэтом здания редкой красоты, напоминающим группу пришвартованных парусников. Строительные работы начались в 1959 г.
Однако серьезные административные проблемы вынудили Утзона отказаться от работы, поэтому в 1973 г. спорный проект довели до конца другие архитекторы. Поразительное здание основывается на, казалось бы, простой, но в то же время логичной идее датского зодчего, весьма отдаленной от строгости современных проектировщиков. Конструкции, напоминающие раковины, являются производными формами от расчленения одной единственной геометрической фигуры – виртуальной сферы диаметром 75 м. Главными вдохновителями Утзона в этом проекте, как и в его архитектуре в целом, были естественные природные формы и структуры (разбивающиеся о берег волны, клюв чайки, спинной плавник акулы). Потолок двух главных залов и ресторана сформирован из трех основных элементов: главные, боковые и вентиляционные «раковины». Отличие каждой из «створок раковин» зависит от функции помещения, которое она накрывает. Эта конструкция, в свою очередь, состоит из симметричных половин, расположенных соответственно центральной оси зала. Каждая половина сформирована специальными ребрами свода из бетона, расположенными подобно вееру, начиная от основания.
Поперечная секция покрытия состоит из стрельчатых арок разной высоты, самая высокая из которых – 54,6 м. Вследствие возникает утонченная игра противопоставляющихся и уравновешивающихся сводов.
Эта идея увлекла целое поколение архитекторов, экспериментирующих на новых структурных возможностях бетона, ставшего символом обновления современной архитектуры. Покрытие, освобожденное от фактуры материала, из которого оно построено, открывает возможности независимо моделировать как интерьер, так и внешний облик здания. При этом сооружение предстает скульптурой, которую можно рассматривать с любой точки. Шедевр Утзона рожден фантазиями и мечтами, талантом архитектора манипулировать экспрессией форм. Декор неотделим от конструкции, и орнаментика напрямую участвует в узкозаданных пространствах В результате – перед нами самобытная архитектура, узнаваемая в ее необычайной прозрачности, созданная окнами без стен и технологически открытыми конструкциями. В этой связи Утзон утверждал: «Вспомните готический собор: он похож на то, о чем думал я. Солнце, свет и облака творят живое. От этого невозможно устать». К сожалению, от удивительного и спорного проекта удалось сохранить лишь некоторые элементы: «паруса» и цоколь. Но, несмотря на подобные превратности, как бы то ни было – здание Оперы стало символом Сиднея, способствуя развитию города в международном контексте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: