double arrow

С фазным ротором

Типовые схемы управления асинхронным двигателем

Схемы управления АД с фазным ротором, которые выпускаются в основном на среднюю и большую мощность, должны предусматривать ограничение токов при их пуске, реверсе и торможении с помощью добавочных резисторов в цепи ротора.

Схема пуска асинхронного двигателя в одну ступень в функции времени и торможения противовключением в функции ЭДС. После подачи напряжения происходит включение реле времени КТ (рис.4), которое своим размыкающим контактом разрывает цепь питания контактора КМЗ, предотвращая тем самым его включение и преждевременное закорачивание пусковых резисторов в цепи ротора.


Рисунок 4 - Схема пуска АД в одну ступень в функции времени и торможения противовключением в функции ЭДС

Включение АД производится нажатием кнопки SB1, после чего включается контактор КМ1. Статор АД подсоединяется к сети, электромагнитный тормоз YB растормаживается и начинается разбег АД. Включение КМ1 одновременно приводит к срабатыванию контактора КМ4, который своими контактами шунтирует не нужный при пуске резистор противовключения Rд2, а также разрывает цепь реле времени КТ.

Последнее, потеряв питание, начинает отсчет выдержки времени, после чего замыкает свой контакт в цепи контактора КМЗ, который срабатывает и шунтирует пусковой резистор Rд1 в цепи ротора, и АД выйдет на свою естественную характеристику.

Управление торможением обеспечивает реле напряжения KV, контролирующее уровень ЭДС (скорости) ротора. С помощью резистора Rp оно отрегулировано таким образом, что при пуске, наводимая в роторе ЭДС будет недостаточна для его включения, а в режиме противовключения, уровень ЭДС достаточен для его включения.

Для осуществления торможения АД нажимается кнопка SB2, размыкающий контакт которой разрывает цепь питания катушки контактора КМ1. После чего АД отключается от сети и разрывается цепь питания контактора КМ4 и замыкается цепь питания реле КТ. В результате этого контакторы КМЗ и КМ4 отключаются и в цепь ротора АД вводится сопротивление Rдl+Rд2.

Нажатие кнопки SB2 приводит одновременно к замыканию цепи питания катушки контактора КМ2, который, включившись, вновь подключает АД к сети, но уже с другим чередованием фаз сетевого напряжения на статоре. АД переходит в режим торможения противовключением. Реле KV срабатывает и после отпускания кнопки SB2 будет обеспечивать питание контактора КМ2 через свой контакт и замыкающий контакт этого аппарата.

В конце торможения, когда скорость будет близка к нулю и ЭДС ротора уменьшится, реле KV отключится и своим размыкающим контактом разорвет цепь катушки контактора КМ2. Последний, потеряв питание, отключит АД от сети и схема придет в исходное положение. После отключения КМ2 тормоз YB, потеряв питание, обеспечит фиксацию (торможение) вала АД.

Схема пуска асинхронного двигателя в одну ступень в функции тока и динамического торможения в функции скорости. Работает схема следующим образом (рис. 5).

Она включает в себя контакторы КМ1, КМ2 и КМЗ; реле тока КА; реле контроля скорости SR, реле напряжения промежуточное KV, понижающий трансформатор для динамического торможения ТV; выпрямитель VD1…VD4. Максимальная токовая защита осуществляется с помощью QF, защита от перегрузки АД — тепловыми реле КК1 и КК2.


Рисунок 5 - Схема пуска АД в одну ступень в функции тока и динамического торможения в функции скорости

После подачи напряжения с помощью автоматического выключателя QF, для пуска АД нажимается кнопка SB1 и включается контактор КМ1, через контакты которого статор двигателя подключается к сети. Бросок тока в цепи ротора вызовет включение реле тока КА и размыкание цепи контактора ускорения КМ2. Тем самым разбег АД начнется с пусковым резистором R в цепи ротора.

Включение контактора КМ1 приводит также к шунтированию кнопки SB1, размыканию цепи контактора торможения КМЗ и включению промежуточного реле напряжения КV, что тем не менее не приведет к включению контактора КМ2, так как до этого в этой цепи разомкнулся контакт реле КА.

По мере увеличения скорости АД уменьшаются ЭДС и ток в роторе. При некотором значении тока в роторе, равном току отпускания реле К А, оно отключится и своим размыкающим контактом замкнет цепь питания контактора КМ2. Он включится, зашунтирует пусковой резистор R, АД выйдет на свою естественную характеристику.

Отметим, что вращение АД вызовет замыкание контакта реле скорости SR в цепи контактора КМ3, однако он не сработает, так как до этого разомкнулся контакт контактора КМ1.

Для перевода АД в тормозной режим нажимается кнопка SB2. Контактор КМ1 теряет питание и отключает АД от сети переменного тока. Благодаря замыканию контактов КМ1 включится контактор торможения КМЗ, контакты которого замкнут цепь питания обмотки статора от выпрямителя VD, подключенного к трансформатору ТV, и тем самым осуществится перевод АД в режим динамического торможения. Одновременно с этим потеряют питание аппараты KV и КМ2, что приведет к вводу в цепь ротора резистора R, двигатель начинает тормозить.

При скорости двигателя, близкой к нулю, реле контроля скорости SR разомкнет свой контакт в цепи катушки контактора КМЗ. Он отключится и прекратит торможение АД. Схема придет в исходное положение и будет готова к последующей работе.

Принцип действия схемы не изменится, если катушку реле тока КА включить в фазу статора, а не ротора.


Сейчас читают про: