Концепция статики и динамики системы Ансоффа

Концепция классов систем Черняка

Структуризация систем управления

Управление организацией, рассматриваемое как реально сущест­вующий феномен, имеющий определенную форму и определенное содер­жание, может быть лучше и глубже понято, если знать то, как оно вы­глядит при обобщенном, теоретическом рассмотрении. В исследованиях систем управления широко используется структуризация управления по функциям, по этапам принятия решения, по контурам управления, по подсистемам, элементам и т.д. Например, разные авторы (М. Месарович, В.Н. Бурков, П. Друкер, Г. Кунц и С. О’Доннел и др.) выделяют:

виды подсистем, такие как целевые, функциональные и обеспечи­вающие;

механизм управления, процесс управления, механизм развития, информационную систему, техническую базу, комплекс средств обра­ботки информации, коллективы людей;

персонал, функции, методы, технику управления, технологию управления и т.д.

Рассмотрим концепции Черняка, Ансоффа, Фатхутдинова, Наумова и Виханского, имея в виду, что они были созданы авторами для различных сфер деятельности и в наибольшей степени подходили для решения превалирующих в конкретной области задач. Причиной такого выбора стало то, что в определенной мере концепции Черняка (классы систем), Ансоффа (структуризация в статике и динамике), Евенко (переменные управления – подсистемы) составляют логически последовательный классификационный ряд, определяющий развитие теории и составляющий основу подходов к структуризации систем управления. Концепция Фатхутдинова определяется производственным подходом или точнее отраслевым, в то время как концепция Наумова и Виханского основывается на системном и процессном подходах, на синтезе современных зарубежных и отечественных теоретических разработок в этой сфере. Значение структуризации систем управления, как отмечает Джонсон Р. (1971), заключается в системном подходе, получении более четкой картины сети подсистем и взаимосвязанных частей, которые образуют единое целое.

Концепция классификации систем управления Ю.И. Черняка (1975) основана на гипотезе о том, что число классов систем ничем не ограничено, и по мере возрастания сложности проблем вырабатываются новые правила их решения, которые находят выражение в создании новых классов систем. Различаются следующие пять классов систем управления:

1) большие системы;

2) сложные системы;

3) динамические системы;

4) кибернетические, или управляющие системы;

5) целенаправленные системы.

Большая система – это система, которая не может рассматриваться иначе как в качестве совокупности априорно выделенных подсистем.

Сложная система – это система, построенная для решения многоцелевой задачи; система, отражающая разные, несравнимые аспекты характеристики объекта; система, для описания которой необходимо использование нескольких языков; система, включающая взаимосвязанный комплекс разных моделей.

Динамические системы – это постоянно изменяющиеся системы. Всякое изменение, происходящее в системе, называется процессом. Процесс иногда определяют как преобразование входа в выход системы: изменение на входе приводит к изменению состояния ее выхода в результате происходящего в ней процесса. Структура динамической системы – это законы, управляющие ее поведением, которые выражаются в метаязыке ее поведения.

Кибернетические, или управляющие системы – это один из классов систем, с помощью которых исследуются процессы управления в технических, биологических и социальных системах. Центральным понятием здесь является информация, т.е. средство воздействия на поведение системы безотносительно к материальному составу этого средства. Управление, которое осуществляется в кибернетической системе, представляет собой принятие решений на основе уже принятых ранее и оценку их результата на выходе системы; полученная информация снова поступает на ее вход.

Целенаправленные системы – это кибернетические системы, имеющие свойство целенаправленности, т.е. управление ею направляет систему к определенному поведению или состоянию, компенсируя внешние возмущения. Достижение цели в большинстве случаев имеет вероятностный характер, так же как и поведение системы, и определяется мощностью управляющего устройства. Исходя из этого выделяется три вида целенаправленных систем:

* не обладающие целями (например явления природы);

* обладающие постоянными целями, заложенными в их конструкции (например некоторые типы автоматических машин);

* обладающие способностью формировать и изменять цели в процессах приспособления к среде и развитию. К этому классу относятся все социально-экономические системы.

Концепция И. Ансоффа (1989) основана на гипотезе о том, что систему управления целесообразно рассматривать в статике и динамике (рис. 2.7). Он считает, что существует два аспекта организации и поддержания работы по управлению в масштабе предприятия:

1) статичные структуры, в рамках которых распределяются задачи, полномочия и ответственность;

2) динамические системы, предусматривающие последовательность и методы решения задач.

Рис. 2.7. Концепция структуризации по Ансоффу

Каждая динамическая система включает 6 блоков (компонент):

· информация;

· ответственность за внедрение;

· контроль;

· финансовое планирование;

· программирование;

· плановые решения.

И. Ансофф классифицировал современные системы управления на 10 видов практических систем управления:

· контроль;

· финансовое планирование;

· аномальное долгосрочное планирование;

· адекватное долгосрочное планирование;

· инновационное долгосрочное планирование;

· квазистратегическое планирование;

· стратегическое планирование;

· стратегическое управление;

· управление по проблеме;

· управление неожиданной ситуацией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: