Концепция классов систем Черняка
Структуризация систем управления
Управление организацией, рассматриваемое как реально существующий феномен, имеющий определенную форму и определенное содержание, может быть лучше и глубже понято, если знать то, как оно выглядит при обобщенном, теоретическом рассмотрении. В исследованиях систем управления широко используется структуризация управления по функциям, по этапам принятия решения, по контурам управления, по подсистемам, элементам и т.д. Например, разные авторы (М. Месарович, В.Н. Бурков, П. Друкер, Г. Кунц и С. О’Доннел и др.) выделяют:
виды подсистем, такие как целевые, функциональные и обеспечивающие;
механизм управления, процесс управления, механизм развития, информационную систему, техническую базу, комплекс средств обработки информации, коллективы людей;
персонал, функции, методы, технику управления, технологию управления и т.д.
Рассмотрим концепции Черняка, Ансоффа, Фатхутдинова, Наумова и Виханского, имея в виду, что они были созданы авторами для различных сфер деятельности и в наибольшей степени подходили для решения превалирующих в конкретной области задач. Причиной такого выбора стало то, что в определенной мере концепции Черняка (классы систем), Ансоффа (структуризация в статике и динамике), Евенко (переменные управления – подсистемы) составляют логически последовательный классификационный ряд, определяющий развитие теории и составляющий основу подходов к структуризации систем управления. Концепция Фатхутдинова определяется производственным подходом или точнее отраслевым, в то время как концепция Наумова и Виханского основывается на системном и процессном подходах, на синтезе современных зарубежных и отечественных теоретических разработок в этой сфере. Значение структуризации систем управления, как отмечает Джонсон Р. (1971), заключается в системном подходе, получении более четкой картины сети подсистем и взаимосвязанных частей, которые образуют единое целое.
|
|
Концепция классификации систем управления Ю.И. Черняка (1975) основана на гипотезе о том, что число классов систем ничем не ограничено, и по мере возрастания сложности проблем вырабатываются новые правила их решения, которые находят выражение в создании новых классов систем. Различаются следующие пять классов систем управления:
1) большие системы;
2) сложные системы;
3) динамические системы;
4) кибернетические, или управляющие системы;
5) целенаправленные системы.
Большая система – это система, которая не может рассматриваться иначе как в качестве совокупности априорно выделенных подсистем.
|
|
Сложная система – это система, построенная для решения многоцелевой задачи; система, отражающая разные, несравнимые аспекты характеристики объекта; система, для описания которой необходимо использование нескольких языков; система, включающая взаимосвязанный комплекс разных моделей.
Динамические системы – это постоянно изменяющиеся системы. Всякое изменение, происходящее в системе, называется процессом. Процесс иногда определяют как преобразование входа в выход системы: изменение на входе приводит к изменению состояния ее выхода в результате происходящего в ней процесса. Структура динамической системы – это законы, управляющие ее поведением, которые выражаются в метаязыке ее поведения.
Кибернетические, или управляющие системы – это один из классов систем, с помощью которых исследуются процессы управления в технических, биологических и социальных системах. Центральным понятием здесь является информация, т.е. средство воздействия на поведение системы безотносительно к материальному составу этого средства. Управление, которое осуществляется в кибернетической системе, представляет собой принятие решений на основе уже принятых ранее и оценку их результата на выходе системы; полученная информация снова поступает на ее вход.
Целенаправленные системы – это кибернетические системы, имеющие свойство целенаправленности, т.е. управление ею направляет систему к определенному поведению или состоянию, компенсируя внешние возмущения. Достижение цели в большинстве случаев имеет вероятностный характер, так же как и поведение системы, и определяется мощностью управляющего устройства. Исходя из этого выделяется три вида целенаправленных систем:
* не обладающие целями (например явления природы);
* обладающие постоянными целями, заложенными в их конструкции (например некоторые типы автоматических машин);
* обладающие способностью формировать и изменять цели в процессах приспособления к среде и развитию. К этому классу относятся все социально-экономические системы.
Концепция И. Ансоффа (1989) основана на гипотезе о том, что систему управления целесообразно рассматривать в статике и динамике (рис. 2.7). Он считает, что существует два аспекта организации и поддержания работы по управлению в масштабе предприятия:
1) статичные структуры, в рамках которых распределяются задачи, полномочия и ответственность;
2) динамические системы, предусматривающие последовательность и методы решения задач.
Рис. 2.7. Концепция структуризации по Ансоффу
Каждая динамическая система включает 6 блоков (компонент):
· информация;
· ответственность за внедрение;
· контроль;
· финансовое планирование;
· программирование;
· плановые решения.
И. Ансофф классифицировал современные системы управления на 10 видов практических систем управления:
· контроль;
· финансовое планирование;
· аномальное долгосрочное планирование;
· адекватное долгосрочное планирование;
· инновационное долгосрочное планирование;
· квазистратегическое планирование;
· стратегическое планирование;
· стратегическое управление;
· управление по проблеме;
· управление неожиданной ситуацией.