ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ЛЕКЦИЯ 7.
Государственное регулирование имеет в своем арсенале набор инструментов, применение которых позволяет включиться рыночному саморегулированию. Чаще всего это происходит путем внедрения в систему стимулирования заданных государством элементов. Такими элементами выступают амортизационная политика, налоги, льготное кредитование и др.
Однако в целом ряде случаев экономических стимулов недостаточно. Решение отдельных проблем, к примеру, требует большого объема средств и при этом не обещает видимой отдачи в обозримом будущем. Другими словами, их финансирование относительно убыточно. Относительность выражается в невозможности определения прямого экономического эффекта по инвестиционному проекту. Это проекты, направленные на улучшение социальных, культурно-бытовых условий. Источниками такого финансирования выступают государственный и местные бюджеты. В государстве имеется еще один элемент регулирования инвестиционной деятельности — система выбора инвестиционных проектов, не имеющих прямого реального эффекта.
Система государственного инвестиционного регулирования включает органы, управляющие финансовой системой, определяющие кредитную политику, а также органы законодательной и исполнительной власти.
В условиях, когда рыночные механизмы работают нормально, участие государства в инвестиционной деятельности минимально. За счет ряда стимулов вопросы инвестирования решаются хозяйствующим субъектом. При этом на государство возлагается лишь контрольная функция.
Государственное регулирование может осуществляться прямым (административным) и экономическим методами. Прямое управление (или административный метод) подразумевает создание законодательной и нормативно-правовой базы путем принятия законов, декретов, постановлений и т.д.
Правовая база инвестиционной деятельности должна основываться на принципах, действующих в мировой практике. К ним относятся:
♦ стабильность;
♦ последовательность, исключающая противоречия в принимаемых законах и нормативных актах;
♦ информированность всех заинтересованных сторон;
♦ прозрачность, не допускающая толкование в интересах любой из сторон инвестиционной деятельности, возможность опротестования противоправных действий любой стороны или лица, а также органов исполнительной власти;
♦ равенство перед законом всех участников инвестиционной деятельности;
♦ благоприятствование активизации инвестиционной деятельности;
♦ интеграция государства в мировую экономику;
♦ обеспечение национальной безопасности.
Экономическими методами регулирования инвестиционной деятельности государство добивается не менее важных изменений в состоянии инвестиционной сферы. Особенно существенной в этом методе представляется система налогов с дифференцированием субъектов и объектов налогообложения, налоговых ставок и льгот.
Выделяя целевые источники в форме бюджетных ассигнований для особо важных строек и социально значимых объектов, создавая централизованные фонды, государство также оказывает непосредственное влияние на инвестиционный процесс.
Немаловажную роль в управлении инвестиционным процессом играет кредитная политика. Высокие процентные ставки уменьшают инвестиционную активность. Снижение их уровня позволяет расширить круг инвесторов.
Правильная валютная политика также оказывает воздействие на инвестиционную деятельность. Реальность валютных курсов дает возможность беспрепятственно приобретать и реализовывать иностранную валюту, соизмерять затраты на реализацию инвестиционного проекта с мировыми аналогами и т.д.
Амортизационная политика, в том числе метод ускоренной амортизации, позволяет обновлять основные фонды, внедрять прогрессивные технологии и, как следствие, — влияет на повышение качества выпускаемой продукции и ее конкурентоспособности.
В системе мер, оказывающих влияние на инвестиционную деятельность, есть и такие, как установление государственных норм и стандартов, условий пользования землей и другими ресурсами, ценовая политика, система финансирования и кредитования капитальных вложений, разгосударствление и приватизация государственной собственности.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности, в соответствии со ст. 8 ИК, осуществляется в формах:
- прямого участия государства в инвестиционной деятельности;
- создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности.
Первая форма реализуется посредством:
- принятия государственных инвестиционных программ и финансирования их за счет средств республиканского бюджета;
- предоставления централизованных инвестиционных ресурсов из средств республиканского бюджета для финансирования инвестиционных проектов. Они предусматриваются в ежегодно формируемой Государственной инвестиционной программе в размере не менее 10 процентов от общего объема государственных капитальных вложений, установленных законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, и предоставляются на основе платности, срочности и возвратности;
- предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов. Под гарантией Правительства Республики Беларусь понимается обязательство Республики Беларусь, от имени которой выступает правительство Республики Беларусь, нести ответственность перед кредитором за исполнение обязательств заемщика (инвестора). Гарантии Правительства Республики Беларусь предоставляются кредиторам в случаях привлечения иностранных кредитов или кредитов банков Республики Беларусь для реализации инвестиционных проектов;
- проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов. Цель ее проведения - подготовка заключения дня принятия решений о государственной поддержке инвестиционных проектов. Государственная комплексная экспертиза проводится Министерством экономики Республики Беларусь в случаях:
а) реализации инвестиционных проектов с привлечением иностранных их кредитов или кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь; б) использования средств централизованных инвестиционных ресурсов; в) участия государева в создании предприятий с иностранными инвестициями; г) предоставления индивидуальных льгот по налоговым и таможенным платежам. Правительство Республики Беларусь также может определить условия, при которых экспертизу инвестиционных проектов осуществляет только республиканский орган государственного управления (объединения), в подчинении которого находится инвестор (инициатор инвестиционного проекта), если такое подчинение инвестора имеется, либо иной уполномоченный республиканский орган государственного управления (ст. 20 ИК);
- предоставления концессий национальным и иностранным инвесторам. В соответствии с ИК объектами концессий, наряду с отдельными видами деятельности, на которые закреплено исключи тельное право государства, могут являться недра, воды, леса, земли, а также объекты, находящиеся только в собственности государства.
Как известно, концессии частным лицам для организации промыслов предоставлялись еще во времена Петра I. При Советской власти в 1920 г. был принят Декрет о концессиях. В числе гарантии он предусматривал, что вложенное концессионером имущество на будет подвергнуто национализации, конфискации и реквизиции, а также говорил о «недопустимости одностороннего изменения каким либо распоряжением или декретом правительства условий концессионного договора».
Законами Республики Беларусь от 29 мая 1991 г «Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» и от 14 ноября 1991 г. «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларуси» инвесторам было дано право осуществлять концессии. Однако правовой механизм реализации этого права отсутствовал.
Под концессией понимается договор, заключаемый Республикой Беларусь с концессионером, о передаче на возмездной основе на определенный срок права на осуществление на территории Республики Беларусь отдельного вида деятельности, на которую распространяется исключительное право государства, либо права пользования имуществом, находящимся в республиканской собственности (ст. 50 ИК).
Концессионер не приобретает права собственности на объект концессий, а лишь пользуется им, уплачивая государству вознаграждение за это пользование по договору. Вместе с тем по тому же договору инвестор получает право собственности на производимую им продукцию в полном объеме (полный концессионный договор) или на ее часть (концессионный договор о разделе продукции) либо получает вознаграждение за оказываемые услуги (выполненные работы) (концессионный договор об оказании услуг (выполнении работ)).
Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности осуществляется посредством:
- оказания инвесторам государственной поддержки. Инвесторы имеют право получать государственную поддержку в процессе осуществления инвестиционной деятельности, в том числе при реализации инвестиционных проектов. Согласно ч. 3 ст. 14 ИК, инвестиционный проект представляет собой совокупность документов, характеризующих замысел о вложении и использовании инвестиций и его практическую реализацию до достижения заданного результата за определенный период времени. Государственная поддержка инвестиционных проектов оказывается в виде предоставления: а) льгот по налоговым и таможенным платежам; б) гарантий Правительства Республики Беларусь; в) централизованных инвестиционных ресурсов. Государственная поддержка инвестиционной деятельности может осуществляться и с применением иных ее видов, а также установлением дополнительных гарантий инвесторам (ст. 15 ИК);
- защиты интересов инвесторов;
- создания на территории Республики Беларусь свободных экономических зон. Порядок создания, деятельности и ликвидации свободных экономических зон предусмотрен Законом Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. «О свободных экономических зонах». Свободная экономическая зона в соответствии с указанным Законом представляет собой часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. Специальный правовой режим в свободных экономических зонах -это совокупность правовых норм, устанавливающих особый порядок и условия налогообложения, валютного, таможенного и иного регулирования в этих зонах;
- определения условий владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и лесами;
- принятия антимонопольных мер и пресечения недобросовестной конкуренции,
- определения условий приватизации объектов, находящихся и государственной собственности;
- содействия развитию рынка ценных бумаг;
- проведения эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики.
В процессе государственного регулирования инвестиционной деятельности могут использоваться и других формы и методы в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Таким образом, государство активно участвует в процессе инвестиционной деятельности, регулируя и направляя ее в то направление, которое на данном этапе развития общества и экономики является наиболее важным и перспективным.