Инновация, нововведение

Исторически под инновацией понималось введение элементов одной культуры в другую. Теперь инновацией часто называют но­вовведение – целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Понятие «нововведение» будем считать синонимом понятия «инновация».

Понятие «инновация» происходит от латинского innovatis (in – в, novus – новый) и трактуется как нововведение. Н.И. Лапин отмечает, что этимология слова «нововведение» (innovation) ука­зывает на то, что оно означает «введение», т.е. создание и исполь­зование какого-либо новшества. Автор обращает внимание, что нововведение и новшество не идентичные понятия. Нововведение является более широким определением, оно означает процесс создания и использования новшества.

Нововведение – это внедрение нового в существующий про­цесс; «вновление» (В.И. Слободчиков) – органичное вживление чего-то нового в ткань существующего процесса.

А.И. Пригожин считает, что нововведение выступает в каче­стве формы управляемого развитии и есть такое целенаправлен­ное изменение, которое вносит в среду внедрения новые, отно­сительно стабильные элементы. Последние могут быть чисто ма­териальными или социальными, но каждый из них сам по себе представляет лишь новшество, т.е. предмет нововведения. Ново­введение же суть процесс, т.е. переход некоторой системы из од­ного состояния в другое. Соответственно предмет инноватики – это создание, распространение разного типа новшеств.

Согласно А.А. Мешкову, инновация – это «комплексный со­циокультурный процесс, развивающийся по неким объективным законам, тесно взаимосвязанным с историей и традициями рас­сматриваемых социальных систем, и кардинaльно преобразующий их структуру. Это и социально-психологический феномен, характеризующийся своеобразным жизненным циклом, с особыми фазами, последовательностями и зависимостями происходящих в индивидах когнитивных и эмоциональных процессов». Именно поэтому современная педагогическая инноватика имеет понятий­ный аппарат, насыщенный терминами, заимствованными из раз­ных областей человеческого знания: философии, культурологии, социологии, психологии, педагогики, теории управления, экономики.

С позиций методологии педагогической инноватики нас инте­ресует предложение А.А. Мешкова, в котором он говорит о двух подходах в изучении инновации; организационно-ори­ентированном и индивидуально-ориентированном. В организацион­но-ориентированном подходе термин инновация» используется как синоним понятия «изобретение» и относится к созидательно­му процессу, где два или более представления, идеи, объекта со­четаются вовлеченным в процесс социальным субъектом неким особым образом с целью сформировать ранее не существовавшую конфигурацию. Этот субъект называется агентом инновации. Инновация представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов и является результатом концептуализации новой идея, направленной на решение проблемы и далее – к практическому применению нового явления. Новизна измеряется не по отношению к обществу, а по отношению к исследуемой организации.

В индивидуально-ориентированном подходе описывается про­цесс, посредством которого некий социокультурный объект (нов­шество) становится частью набора образцов поведении индиви­дов и одной из составляющих их когнитивной сферы. Инновация рассматривается как изобретательская деятельность, когда осо­бым образом пересекаются две ранее не связанные между собой системы – индивид и инновация.

В общенаучном смысле понятие «инновация» определяется как целевое изменение в функционировании системы, причем в ши­роком смысле это могут быть качественные и/или количествен­ные изменения в различных сферах и элементах системы.

Понятие «инновация» применяется ко всем новшествам как в производственной, так и в организационной, финансовой, науч­но-исследовательской, учебной и других сферах, к любым усо­вершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или даже создающим условия для такой экономии. Инновационный про­цесс охватывает цикл от возникновения идеи до ее практической реализации.

Инновация имеет и общефилософское содержание. Природа инноваций диалектична: они рождаются по закону отрицания, вырастая количественно и качественно на основе разрешения объективно существующих противоречий между потребностями общества и жизни, общества и личности, общества и школы. Создание нового отрицает старое.

Инновация выражает философский принцип единства и борь­бы противоположностей. В термине «инновация заложено дуали­стическое понимание: с одной стороны, создание нового, с дру­гой – его реализация; творение нового и его последующее суще­ствование в реальной действительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: