Жизненный цикл педагогических инноваций

Процесс распространения педагогических идей и нововведений может рассматриваться как три самостоятельных потока: стихийный, целенаправленный государственный и целенаправленный общественный. Целенаправленный государственный поток – это продуман­ные усилия, действие органов образования по внедрению нов­шеств. Целенаправленный общественный ноток – результат деятель­ности различных общественных организаций, разнообразных пе­дагогических обществ, ассоциаций... Существует еще и сти­хийный, спонтанный поток, протекающий в русле личного обще­ния и профессионального взаимодействия учителей. Он может быть стимулирован средствами массовой информации: прессой, теле­видением, специально созданной средой, неформальными объ­единениями по интересам, например в сети интернет.

Конкретные организации, объединения людей, которые про­являют активность в распространении нововведений, называются в инноватике ядрами. Ядра обладают следующими характеристиками: активностью, авторитетностью, масштабностью, ори­ентацией, отношением к участникам нововведения.

Активность определяет степень интенсивности инновационной деятельности. Авторитетность имеет два показателя: число лю­дей, признающих данный источник нововведения как авторитет­ный для себя, и степень авторитетности этого ядра для конкрет­ных людей. Масштабность – число людей, охваченных единич­ным действием ядра. Ориентация имеет несколько характеристик: во-первых, аудитория, на которую рассчитано действие ядра (пре­подаватели, общественность...), во-вторых, активность ядра направлена, прежде всего, на пропаганду идеи (теоретическая ори­ентация) или на распространение способов деятельности (прак­тическая ориентация).

Поскольку ядро любой педагогической инновации не остается постоянным, с течением времени меняются интенсивность, объем и другие параметры инновации. Выше было изложено, что ради­кальная в определенный период в конкретном месте инновации спустя некоторое время теряет признаки новизны и уходит из поля зрения педагогической общественности как нововведение.

Это происходит по причине массового внедрения новшества либо потери его актуальности. Система обучения Л.В. Занкова в свое время была достаточно инновационна, но сегодня многие ее элементы проникли в массовую практику и тем самым перестали быть инно­вационными. В подобных случаях нововведение может переходить из радикального состояния в состояние модификации, незначи­тельных усовершенствований. В любом случае жизненный цикл нововведений ограничен временными рамками.

В то же время имеются педагогические новшества, которые были радикальными на уровне идеи или концепции. Когда возникают условия и возможности для их внедрения в массовую практику, такие новшества получают свое развитие, переводятся на новый уровень, возникает своеобразный педагогический ренессанс. На­пример, в «спящем» состоянии сегодня находится эвристическая идея Сократа о рождении знаний как припоминания того, что человек уже потенциально знает. Необходимы условия и обще­ственные потребности для того, чтобы данная педагогическая инновация получила массовое развитие и воплощение.

Любая инновация имеет тенденцию превращаться в стереотип мышления и практического действия. Поэтому инновация может стать барьером на пути реализации других инноваций, создавая следующие феномены «рутинизации»:

- догматизацию инновации – веру в незыблемость нового;

- схематизацию – применение упрощенной схемы первона­чального нововведения;

- фрагментацию – использование элементов, отдельной части нововведения;

- имитацию новшества.

Жизненный цикл педагогической инновации заканчивается, когда угасают ее возможности эффективного обеспечения обще­ственных потребностей и решения внутренних и внешних проти­воречий образования. Поэтому преобразующая стратегия иннова­ционной деятельности имеет временные границы и должна представляться как временная программа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: