Нововведение как форма управления развитием образовательных систем

Нововведение в инноватике рассматривается как элемент уп­равляемого развития и целенаправленных изменений. В широком смысле предмет инноватики – нововведения, выступающие как форма управляемого развития.

Нововведение может рассматриваться и в процессуальном пла­не – как процесс доведения научной идеи до стадии практиче­ского использования и реализации связанных с этим изменений в социально-педагогической среде.

В качестве своего источника нововведение может иметь реаль­ную образовательную практику, подверженную рефлексивному осмыслению. Продукт такого осмысления становится педагогиче­ским новшеством, которое подлежит последующему внедрению в эту же среду или ситуацию.

Ранг или уровень нововведений определяет специфику управ­ления. По аналогии с принципами функционирования сложных систем можно сформулировать основную закономерность проек­тирования инноваций: чем выше ранг инноваций, тем больше требования к научно обоснованному управлению инновационным процессом.

Нововведение – результат инновационного процесса. Иннова­ционный процесс – не просто внедрение чего-либо нового, а такие изменения в целях, условиях, содержании, средствах, ме­тодах, формах организации образовательного и управленческого процессов, которые:

- обладают новизной;

- обладают потенциалом повышения эффективности этих про­цессов в целом или каких-то их частей;

- способны дать долговременный полезный эффект, оправды­вающий затраты усилий и средств на внедрение новшества;

- согласованы с другими осуществляемыми нововведениями.

Следует выделить вопрос о соответствии того или иного нов­шества образовательной системе, в которую оно может быть вне­дрено.

Под системой может пониматься отдельный учебный курс, который ведет педагог, образовательное учреждение в целом, ре­гион…

Для первичной оценки руководителем школы предлагаемого для внедрения новшества В.С. Лазарев называет следующие ка­чества (характеристики) новшеств, которые заклады­ваются в них еще при разработке:

- предмет инновации, т.е. элемент школы, который может быть преобразован с помощью этого новшества; назначение иннова­ции;

- глубина преобразований, т.е. степень радикальности измене­ния предмета инновации;

- масштаб преобразований, т.е. число вовлекаемых в нововве­дение элементов школы, связанных с предметом инновации;

- ресурсоемкость новшества, т.е. объем необходимых для его освоения материальных и человеческих ресурсов;

- уровень разработанности, т.е. степень подготовленности нов­шества к внедрению.

Перечисленные параметры выступают критериями предваритель­ной диагностики нововведений по отношению к той или иной сре­де внедрения. В результате диагностики можно понять, следует ли при внедрении новшества ожидать новых качественных состоя­ний учебно-воспитательной практики в конкретной школе или другой образовательной системе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: