Инновационная стратегия Республики Беларусь

ТЕМА 2. Государственная политика и регулирование инновационной деятельности в современных условиях развития Республики Беларусь

План:

Инновационная стратегия Республики Беларусь.

Государственная инновационная политика страны.

Правовые основы регулирования инновационной деятельности в Беларуси.

Ключевые понятия:

инновационная стратегия, приоритетные направления в инновационной политике, факторы экономического роста, правовые основы и органы государственного регулирования инновационной деятельностью, формирование экономики знаний.

Последовательность изложения:

Инновационная стратегия Республики Беларусь

Активно регулируя инновационную деятельность, государство призвано формировать цели и принципы своей политики, и приоритетные направления в этой области. Целями инновационной политики являются увеличение вклада науки в развитие экономики страны, обеспечение прогрессивных преобразований в структуре национального хозяйства и производства, повышение конкурентоспособности национального хозяйства на мировом рынке, улучшение экологической обстановки и т. п. В современных условиях государства во многом берет на себя функцию обеспечения бизнеса одним из важнейших ресурсов инновационного процесса-научными знаниями и идеями. Именно поэтому в официальных документах ведущих стран научно-технический прогресс рассматривается как единая цепь: научные идеи и разработки-инновационный бизнес-широкомасштабное использование. [2, с. 140].

В современных условиях проблема выделения приоритетных направлений развития науки и технологий в Беларуси приобрела особую актуальность. Правильно выбранные инновационные приоритеты могут создавать в экономической системе страны достаточную энергию для эффективного роста. Целью государственной политики является переход к инновационному пути развития на основе выбранных приоритетов. Государственные приоритеты определены в Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы. Целью программы является формирование новой технологической базы, обеспечивающей высокий уровень конкурентоспособности национальной экономики Республики Беларусь на рынках [7].

Следовательно, инновации обеспечивают переход экономической системы к новому качеству экономического состояния. Поэтому в экономической литературе именно инновационный по характеру экономический рост и называют развитием. Экономическое развитие как поступательное движение на пути повышения экономической эффективности системы происходит крайне неравномерно. Неравномерность в первую очередь связана с качественными изменениями в капитале, со сменой поколений техники (технические циклы). Замещение старых средств производства способно сформировать новую технологическую базу и новое качество экономического роста. Экономический рост определяется: количеством и качеством природных и трудовых ресурсов (резервы экономики); объемом основного капитала (инвестиции); нововведениями. Поскольку именно эти факторы и способствуют экономическому росту. Для экономического роста также важны: фактор спроса и прежде всего на инновационные продукты; факторы распределения ресурсов. Если количественно соотнести вклад различных факторов в экономический рост (табл. 1.2.1.), то очевидно, что повышение производительности труда является наиболее важным фактором, обеспечивающим рост реального ВВП и доходов организаций, домашних хозяйств. Производительность труда значительно возрастает на базе нововведений, повышения уровня образования и профессиональной подготовки работающих. Технический прогресс как совпадение новой технологической базы и новых возможностей работников определяет около 28 % прироста реального национального дохода. На практике инновации и капиталовложения (в сумме 47 %) тесно взаимосвязаны. Поэтому инвестиции в новую технику существенно повышают вклад инноваций в экономический рост. Роль нововведений непрерывно возрастает и их широкое использование наряду с новым инновационным менеджментом резко повышает эффективность экономики.

Таблица 1.2.1.

Факторы экономического роста

Фактор роста Вес фактора, %
1. Увеличение трудозатрат  
2. Повышение производительности труда,  
в том числе за счет:  
• Нововведений (инноваций)  
• Капитала  
• Образования и профподготовки  
• Экономии, обусловленной масштабами производства  
• Улучшения распределения ресурсов  
ИТОГО:  

Источник: [12,с.12].

]

Влияние эффективных капиталовложений на положительную динамику производительности труда также велико, так как рост фондовооруженности каждого работника является основным фактором развития производства. В свою очередь, масштабы роста фондовооруженности работника зависят от его профессиональной подготовки (инвестиции, в том числе и в «человеческий» капитал).

Вопросы экономического развития страны посредством привлечения инвестиций в инновации являются зоной повышенного внимания государства, что и предполагает необходимость разработки соответствующих механизмов и инструментов. Известно, что рыночная экономика в принципе не застрахована от периодических спадов или замедления ее роста. В этом случае антициклическая политика государства в виде денежной экспансии повышает спрос на товары и услуги, а также кратковременно снижает процентную ставку. Отсюда повышается деловая активность. Добиваясь краткосрочной стабилизации, государство может снижать налоги, стимулируя текущий спрос. Если денежная и налоговая политика не дают результатов, то необходимо создать дополнительный спрос за счет других резервных источников и ресурсов.

Учитывая, что в Беларуси традиционные методы антициклического и антикризисного регулирования не приносят быстрого успеха, то необходимы новые подходы. В частности, структурное регулирование путем налоговых льгот и льготного кредитования, а также обеспечение безопасности зарубежных инвестиций имеет ограниченное использование при отсутствии значительных золотовалютных резервов. А внутренние источники и сбережения не всегда могут поправить инвестиционный спрос, отсюда сужение финансовой основы расширенного воспроизводства, вызывающее снижение темпов экономического роста. Снижение сбережений может происходить из-за чрезмерных фискальных действий государства, нерациональных налоговых ставок на прибыль и личные доходы и т.д.

Дефицит сбережений – не единственная причина инвестиционного спада. Есть другие внутренние препятствия инвестированию в инновации: низкая предпринимательская активность из-за отсутствия стимулов; слабое развитие рыночной инфраструктуры; значительное отставание технологической базы производства от современных требований и, как следствие, значительно большие, чем в мировой практике, совокупные (капитальные) затраты на единицу прироста результата.

В этих условиях целесообразно инвестировать в развитие, т.е. в инновационные проекты, обеспечивающие: масштабный и растущий спрос рынка на инновационные продукты; снижение издержек; формирование новых направлений перетока капитала и ряд других механизмов и ресурсов.

Государственное регулирование призвано поддерживать оптимальные пропорции между сбережениями и инвестициями, регулировать движение денежных активов от сбережений к потреблению, принять меры к накоплению государственных запасов. Последнее означает гибкое регулирование финансовых потоков и стабилизацию курса отечественной валюты. Привлечение инвестиций и накопление капитала для обновления производственной базы является важнейшим фактором развития, и приводит к увеличению объема инвестиционных товаров. Новое качество экономического роста характеризуется, по меньшей мере, следующими условиями: интенсивным ростом, сопровождающимся повышением эффективности хозяйственной деятельности за счет качественного роста нововведений; особой структурой прирастающего инновационного продукта, обуславливающих рост потребности общества и населения.

Новое качество экономического роста, которое называем развитием, является следствием инновационного характера предпринимательства. Общемировая тенденция состоит в радикальных переменах, связанных с глобальным взрывом новшеств в области технологий производства. Мировое развитие переходит на новый качественный этап своего развития, связанное с формированием общества знаний. Беларусь с каждым годом все более активно включается в мировую экономику, где в авангарде прогресса идут высокоразвитые страны, которые и задают современные нормы и стандарты в функционировании важнейших сфер экономики. Беларусь в разработке и реализации своей экономической политики постоянно сталкивается с вызовами современного мира и вынуждена учитывать их в интересах повышения конкурентоспособности национального хозяйства и формирования основ новой экономики. Определение новых черт и особенностей сегмента «постиндустриальной экономики» исследователи связывают с формированием «экономики знаний».

По типу экономики и уровню развития производительных сил различают страны с доиндустриальной, с индустриальной экономикой, с постиндустриальной экономикой, страны со смешанными укладами экономики и т.д. Исследователи отдельно выделяют страны, где сформирована экономика знаний, и где активно используются достижения современного инновационного менеджмента. Формирование современной экономики в развитых странах происходит в результате развития, распространения и воплощения новых знаний. По экспертным оценкам удвоение знаний сейчас происходит каждые семь-десять лет и, в начале XXI в. человечество накопило такие их объемы, что они перешли в новое качественное состояние и стали не только самостоятельным фактором производства, но и главным ресурсом общественного социально-экономического прогресса. Поэтому, если считать доказанной решающую роль знаний в системе ресурсов современной экономики, то вполне правомерным представляется ее определение как «экономики знаний». Знания получили статус решающего ресурса экономического развития во второй половине XX в. На основе научных подходов и с учетом особенностей становления новой экономики в развитых странах можно предложить периодизацию становления экономики знаний, в основе которой лежит нарастание роли знаний как главного ресурса социально-экономического развития [17,с.3]. Первой фазой формирования экономики знаний в экономической литературе предлагается период с 50-х г.г. до середины 70-х XX века, который характеризовался развитием теорий «постиндустриального общества», характеризующий проникновением науки в производство, его комплексной механизацией и автоматизацией на основе создания и внедрениясоответствующих технологий. В этот период проявились тенденции индивидуализации спроса и интенсивного развития сферы услуг. Наука превращается в главную производительную силу, а обеспечивающие ее динамику знания занимают позиции главного ресурса экономического прогресса общества. Вторая фаза охватывает период с середины 70-х гг. до 90 –х гг., который связан со становлением концепций «информационного общества», вытекающий из широкого оснащения производства компъютерной техникой и информационными технологиями. В этот период усиливается роль информации, распространяются ресурсо-и природосберегающие технологии, повышается роль и значение менеджмента качества, предполагающего внесение опирающихся на достижение науки и техники изменений в технологии и продукцию. Информация в виде формализованных, кодированных знаний обеспечивает не только внедрение в производство высоких технологий, но и синхронную динамику развития различных сфер и отраслей экономики. Третья фаза распространяется на период с 90-х г. и по настоящее время. Ее можно рассматривать в контексте теорий «инновационно ориентированного сетевого глобального общества», сопряженного с глобальным расширением интегрированного производства, воздействием JT- технологий на все сферы экономической и социальной жизни, усилением конвергенции отраслевых технологий в системе экономических и социальных отношений и, в конечном счете, с формированием единого взаимосвязанного комплекса науки, производства, образования, обеспечивающего инновационные подходы в хозяйственной деятельности и насыщение рынков стран, входящих в региональные интеграционные объединения новой высокотехнологичной продукцией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: