Правовые основы развития инновационной деятельности в Беларуси

Важнейшим элементом воздействия государства на инновационный процесс является правовое регулирование.

Конституция Республики Беларусь определяет научно-технический прогресс, инновационный процесс как один из главных факторов удовлетворения материальных и духовных потребностей населения. Она закрепила в качестве государственной задачи организацию реализации научно-технических достижений в народном хозяйстве и других сферах жизни общества, гарантирует гражданам РБ свободу научно-технического творчества. Нормы Конституции являются исходными для правовой регламентации управления инновациями, которая обычно основывается на законодательных и нормативных актах: действующие республиканские законы, указы Президента Республики Беларусь, постановления Правительства РБ и центральных органов управления, государственные и межотраслевые стандарты.

В ряде случаев правовое обеспечение инновационного процесса сужается до нормативно-правовых документов (указов, законов, постановлений, инструкций), относящихся лишь к финансированию и стимулированию инноваций, что не всегда верно. Инновационное законодательство должно рассматриваться в более широком смысле, охватывая не только финансово-экономическую составляющую инновационного механизма, но и его организационную, информационную, управленческую правовую и другие составляющие.

По характеру и содержанию в инновационном законодательстве можно выделить три группы нормативно-правовых актов: 1)устанавливающие правовое положение и определяющие формирование системы органов управления инновациями; 2) регулирующие функционирование системы управления инновациями; 3) определяющие и регулирующие непосредственно инновационный механизм и протекающие в нем процессы.

По первым двум группам регулятивная функция права ограничивается преимущественно решением структурных вопросов – построением системы органов управления, определением их компетенции, прав и обязанностей ее подразделений. В третьей группе проблем правового регулирования инновационного процесса большая роль отводится правовому режиму процессов организации, финансирования, стимулирования, планирования инновационного процесса и внедрения его результатов в производство, а также продвижения новшеств на внутренний и внешний рынок.

С точки зрения нормативно-правового обеспечения наиболее устойчивым, консервативным элементом инновационного механизма является организационная составляющая, т.е. типы организации и их внутренняя структура, секторы науки, методы выполнения инновационных работ. Что касается других элементов инновационного механизма, таких, как финансово-экономическая, управленческая и информационная составляющие, то в последние годы в области их правового обеспечения принят пакет специальных законов и нормативных актов. Сформировалось такое юридическое понятие, как защита интеллектуальной собственности. В Беларуси законодательная охрана интеллектуальной собственности гарантирована Конституцией страны.

В инновационном законодательстве Республики Беларусь имеются существенные проблемы, многие нормативно-правовые акты требуют дополнений, доработки и уточнений. Имеющиеся недостатки в известной мере снижают действенность инновационного законодательства и как следствие – эффективность инновационного механизма в целом. Для устранения подобных недостатков необходимы, прежде всего, разработка и принятие ряда специальных законодательных и нормативных, актов: об инновационной и инвестиционной деятельности; об защите интеллектуальной собственности; о современных методах воздействия на инновационную и инвестиционную деятельность и т. д.

Пути развития инновационно-инвестиционного законодательства в стране затрагивают вопросы методического, организационно-статусного и социально-психологического характера, обусловлены содержанием действующих нормативно-правовых актов и составляют одно из направлений совершенствования правового регулирования с целью стимулирования инновационно-инвестиционного процесса. Важное направление – совершенствование правового регулирования мер поощрения работников организаций за достижения в инновационной сфере, освоение перспективных разработок, (нормативно-правовые акты, определяющие систему заработной платы и премирования). Следующее направление – разработка и закрепление в правовых формах связей между организациями (секторами науки), осуществляющими инновационные работы и производством. Следующее направление – создание благоприятных организационно-экономических условий для пересмотра сложившихся нормативов, ассортиментных сдвигов, стандартов, цен на инновационную продукцию, сертификатов и т.д.

Вопросы для самопроверки:

1. Раскройте цели и приоритеты инновационного развития РБ

2. Какие факторы экономического роста вы могли бы назвать?

3. Назовите и раскройте суть этапов формирования новой экономикой

4. Расскажите об опыте других стран с новой инновационной экономикой

5. Раскройте роль и сущность циклов в формировании технических инноваций

6. Назовите приоритетные направления науки техники в формировании инновационной экономики Беларуси

7. Что такое государственная инновационная политика: сущность, цели, направления, этапы?

8. Методы и формы государственного регулирования в инновационной сфере?

9. Органы государственного управления РБ в инновационной сфере

10. Правовые основы развития инновационной деятельности

11. Раскройте содержание трех основных групп нормативно-правовых актов инновационного законодательства РБ


[1] Метод экономико-математического анализа «затраты-выпуск» для изучения межотраслевых связей структуры экономики и составления межотраслевого баланса, автором которого является известный американский экономист В. Леонтьев, широко применяется в практике прогнозирования и программирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: