В основе коммуникационной стратегии лежат такие понятия, как комплекс маркетинговых коммуникаций и продвижение (promotion) товаров.
Комплекс маркетинговых коммуникаций -система формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОССТИС), обычно формируемая в виде программного документа фирмы.
Продвижение (promotion) товаров - любая форма сообщений, используемая предприятием для информации, убеждения или напоминания о своих товарах, услугах или о самом предприятии. Здесь под продвижением товаров понимается информационное воздействие, не надо путать с товародвижением (гл.8.2.), где подразумевается физическое перемещение материальных объектов.
Формы и методы, с помощью которых ведется формирование спроса и стимулирование сбыта (ФОССТИС) в промышленном маркетинге многочисленны и разнообразны. В сфере ТПН наиболее распространены следующие:
-расширенное использование личных продаж;
-реклама как коммерческая пропаганда ТПН;
-участие в выставках, пресс-конференциях, проведение презентаций;
|
|
-деятельность по созданию своего образа (имиджа) на рынке ТПН;
-спонсорская и благотворительная поддержка социально значимых мероприятий (12);
-лоббирование интересов производителей ТПН в кругу возможных партнеров (органы власти, профессиональные объединения и т.д.) и др.
Более подробно остановимся на первых двух формах.
Личная продажа - предполагает непосредственный контакт между продавцом и покупателем с целью предоставления товара и совершения продажи. Подробнее технология и этапы личных продаж будут приведены ниже.
Реклама - это убеждающее средство информации о товаре или фирме, коммерческая пропаганда потребительских свойств товара и достоинств деятельности фирмы, готовящая активного и потенциального покупателя к покупке.
Существуют реклама товара (товарная реклама) и имиджевая реклама. В промышленном маркетинге используются три основных способа распространения рекламы.
1.Выставки и ярмарки, на которых производится демонстрация новых образцов ТПН. (13)
2.Печатная реклама. Включает рекламные листовки, буклеты, проспекты, каталоги, брошюры, распространяемые в ходе выставок, презентаций, при контактах в процессах личных продаж, а также распространяемые через почту, интернет и т.д. Показать образцы.
2.Аудивизуальная реклама. Включает в себя рекламные кинофильмы, видеофильмы, слайдфильмы. Часто используется в процессе проведения семинаров и презентаций по специфическим вопросам, связанным с поставками и эксплуатацией оборудования. Показать демофильм.
Эффективность обращения на аудиторию (выставки, презентации, семинары и другие виды рекламы) зависит от того, как эта аудитория воспринимает отправителя. Обращения, передаваемые источниками, которые заслуживают высокого доверия, оказываются наиболее убедительными. А какие факторы делают источник заслуживающим доверия? Такими тремя факторами чаще всего называют профессионализм, добросовестность и привлекательность.
|
|
Профессионализм — это воспринимаемая со стороны степень должной компетентности коммуникатора в деле подкрепления сделанных им утверждений. Считается, что высокой степенью профессионализма в своих сферах деятельности отличаются врачи, ученые и преподаватели.
Добросовестность — это показатель того, насколько объективным и честным воспринимается источник. Друзьям и знакомым доверяют больше, чем незнакомым людям.
Привлекательность - благоприятное впечатление, производимое источником на аудиторию. Привлекательность источника повышают такие присущие ему черты, как откровенность, чувство юмора и естественность.В целом, больше всего будет заслуживать доверия лицо, наиболее соответствующее этим трем критериям.
Практика проведения конкретных мероприятий по формированию спроса и завоеванию (освоению) рынков в каждой промышленной компании имеет свою специфику. Однако есть общие особенности, которые отличают производителей ТПН от производителей ТБН. Они заключаются в том, что первые более предрасположены к непосредственным контактам с предприятиями-потребителями, а вторые придают основное значение рекламе.
Относительная важность форм и методов маркетинга ТБН и ТПН по формированию спроса в % к итогу указана в таблице 6
Табл.6
Формы и методы маркетинга в процессе ФОССТИС | Производители | |
ТПН | ТБН | |
Использование личных контактов и посредников | 67,1 | 40,2 |
Радио- и телевизионная реклама | 0,8 | 11,3 |
Печатная реклама | 11,2 | 25,6 |
Специальные мероприятия (выставки, презентации, каталоги) | 10,3 | 11,0 |
Марочные товары и товарные знаки | 8,5 | 10,7 |
Прочие | 2,1 | 1,2 |
Итого: |
Заканчивая тему коммуникационных стратегий и ФОССТИС, надо отметить, что в промышленном маркетинге, в отличие от потребительского, является нормой, когда затраты на сбыт в первый год производства (жизненного цикла продукции) превышают совокупный доход от их продаж. Продуценту требуется в среднем около года, чтобы усилия по созданию благоприятной реакции деловых потребителей принесли положительные результаты.