Методологический аспект системной концепции Духовности

Литература

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., Фонд «За экономическую грамотность», 1995.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Лениздат, 1992.

3. Берталанфи Л. Общая теория систем — обзор проблем и результатов // Системные исследования. Мм Наука, 1969, с. 3-25.

4. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М., Изд-во МГУ, 1982.

5. Кант И. О темпераменте // Психология индивидуальных различий. М., Изд-во МГУ, 1982.

6. Краткая философская энциклопедия. М., Прогресс, 1994.

7. Кречмер Э. Строение тела и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., Изд-во МГУ, 1982, с. 219-247.

8. Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., Изд-во МГУ, 1982, с. 179-198.

9. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., Наука, 1984.

10. Лютер М. Сигналы личности. Воронеж, 1993.

11. Небылицин В.Д. Основные свойства нервной системы человека как нейрофизиологическая основа индивидуальности // Естественнонаучные основы психологии. М., Педагогика, 1978, с. 295-336.

12. Павлов И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., Изд-во МГУ, 1982, с. 21-23.

13. Психология. Словарь. М., Политиздат, 1990.

14. Рассел Б. История западной психологии. М., МИФ, 1973.

15. Теплое Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., Изд-во МГУ, 1982, с. 24-31.

16. Философский словарь. М., Политиздат, 1991.

17. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., Прогресс, 1990.

18. Швырков В.Б. Теория функциональных систем в физиологии // Теория функциональных систем в физиологии и психологии. М., Наука, 1978, с. 11-46.

19. Юнг К. Проблемы души нашего времени. М., Прогресс, 1993.

Лекция 6 Духовность как основная глубинная Сила «бессознательного»

Приоритет «субъективного» над «объективным» в трактовке душевного мира человеческой индивидуальности — это не новый принцип, а следствие развития трех принципов причинности.

Развертывание Идеи спонтанной активности в три принципа причинности в итоге приводит к парадоксальному, на первый взгляд, выводу о приоритете «субъективного» («внутреннего», «будущего», «метасистемного») над «объективным» («внешним», «прошлым», «субсистемным»), ставшему основным постулатом психологии Духовности.

Духовность — это основная глубинная Сила человеческой индивидуальности. Ее активность устремляет душевный мир к предельному состоянию эволюции — к Совершенству. Пробуждение ее объединяет индивидуальность не по крови, а по духовному родству со всем живым окружением.

Пробуждение Духовности выражается в усилении чувства наполненности душевного мира, а подавление — в опустошении душевного мира (по научному «экзистенциальный вакуум»). При опустошении душевного мира возникает стремление «наполнить» его чем-то «объективным», что порождает нарушение приоритета «субъективного» над «объективным» и, как следствие, нарушение трех основных законов душевного мира со всеми вытекающими отсюда неврозами.

Это определение Духовности соответствует трем принципам причинности. Принцип активности: Духовность является живой глубинной Силой «бессознательного». Принцип саморазвития: Духовность является главной Силой, направляющей все Силы душевного мира к цели эволюции — к Совершенству. Принцип иерархичности: Духовность является предельной Суперсистемой в иерархии Систем.

Цель развития индивидуальности — Совершенство. Эта скрытая цель определяется пробуждением Духовности как реальной Силы «бессознательного». Для того, чтобы подчеркнуть это, В.Франки называл Духовность «подсознательным Богом».

Духовность — это стержень всех Сил индивидуальности, обеспечивающий ее целостность. В случае подавления Духовности возникает ноогенный невроз или, другими словами, невроз потери смысла жизни.

Цель лекции — понять, что Духовность это Сила сферы «бессознательного», пробуждение которой сопровождается насыщением внутреннего душевного мира Жизнью, тем самым события во внутреннем мире становятся более приоритетными, чем события во внешнем мире.

Тема собеседования — возникновение неврозов и стратегия их исцеления в трактовке В. Франкла и Д. Андреева.

Духовность — категория, связанная с потребностью постижения человеком смысла жизни. Приближение к постижению смысла сопровождается божественно прекрасным наслаждением, а наказанием являются угрызения совести и чувство вины [7, с. 112].

Другие понятия: дух объективный, личный и объективированный [6, с. 146].

Методологический аспект концепции духовности предполагает формулировку основных понятий и обсуждение соответствия этой концепции трем принципам причинности и критерию совместимости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: