Исходные представления и основные понятия психологии Духовности

Философский минимум психологии духовности предполагает знакомство с тремя основными категориями: объективный Дух, личный Дух и объективированный Дух [6, с. 146]. Знакомство с этими категориями значительно облегчит понимание типологии личности (об этом в [6, с. 524]), которая в дальнейшем получила развитие в гуманистической психологии [7, с. 285].

Объективный Дух — философский синоним психологического понятия Духовность, которая в наших лекциях рассматривается как основная глубинная Сила сферы «бессознательного».

«Объективный дух можно понять только как единый организм вместе с личным объективированным духом. То, что является продуктом единичного духа и что составляет ценность последнего, является результатом его отношения к объективному духу, благодаря которому и ради которого он возник» [6, с 146].

Личный Дух — философский синоним семи Святостей, образующих личность как духовную индивидуальность человека (подробно об этом — в восьмой лекции).

«Личный дух становится самим собой благодаря врастанию индивида в область объективного духа, в духовную сферу, культуру, которую он находит и которую может (частично) усвоить с помощью воспитания и образования. Это врастание есть его становление человеком, поскольку под человеком понимается живое существо, отличающееся своей духовностью» [6, с 146 ]

Объективированный Дух — философский синоним результатов проекции Духовности в продуктах человеческой деятельности или в специальном проективном материале, который подвергается психоанализу.

«В объективированном духе — в произведениях науки и искусства — мы снова познаем живой дух, который их создал он говорит с нами через эти произведения, поскольку и пока мы (как личности) можем принимать в них участие» [6, с. 147]

Приоритет субъективного над объективным — это основной тезис психологии Духовности. Но как это правильно толковать?

Вера.

Елена И. (Декабрь, 1994): «Образ я нарисовала в первый раз. В тот момент была уверенность, что нарисованное и есть реальность, а все остальное — нет. Имя Лита я услышала».

Вера

Елена С. (Декабрь, 1995): «Рисовала я легко, с удовольствием. Музыка мне очень помогапа, вызывала душевные переживания».

Честь

Илона М. (Май, 1994): «Древнеиндийская музыка для меня — идеал. Хотелось выразить в профиле человека чистоту и возвышенность этой музыки».

Любовь

Анна П. (Май, 1995): «Когда рисовала, не понимала что, а когда нарисовала, очень удивилась».

Ведь самая очевидная догма подвергается переосмыслению, ибо опыт требует опираться на факты, на реальность, на «объективное».

Мы часто упрекаем: «Спустись с небес на землю. Будь реалистом1 Строй реальные планы1 Когда ты, наконец, прекратишь витать в облаках и займешься делом1» При этом считается очевидным, что «объективное» важнее «субъективного».

В дальнейшем в патологическом аспекте мы покажем, что чрезмерная объективность — это не просто точка зрения, это нарушение здоровой организации душевного мира. Поэтому психология Духовности в качестве одной из своих главных задач предполагает раскрытие причины нарушения приоритета «субъективного» над «объективным» и поиск путей восстановления этого приоритета.

Одна из причин этого нарушения — методологическое давление на психологию естественных наук Модели естественных «объективных» наук навязываются для объяснения психологических феноменов Гуманистическая психология, наоборот, предлагает ученым не стесняться говорить о мире в терминах языка, созданного в результате человеческого общения [8, с. 213]. Отсюда возникла идея переосмысления психологических понятий, навязанных физическими концепциями, где приоритет «объективного» самоочевиден.

В психологии Духовности считается, что человек духовен в той степени, в какой задумывается над смыслом своей жизни. Но можно сказать по-другому: человек духовен в той степени, в какой «субъективные» ценности для него приоритетнее ценностей «объективных». И этот теоретический тезис требует переосмысления понятийного аппарата и методологии психологии, которые создавались по аналогии с естественными науками, ставившими своей задачей очистить «объективное» от «субъективного». Но в гуманистической психологии все наоборот и, как это ни странно, до этого додумались физики.

В качестве комментария к сказанному можно привести следующие слова основателя гуманистической психологии К. Роджерса;

«Психологи должны осознать, как пришлось это сделать физикам: «мы, являясь представителями человечества, неизбежно должны видеть Вселенную из центра, лежащего внутри нас, и говорить о ней в терминах языка, созданного в результате человеческого общения. Любая попытка очистить наше представление о мире от всего субъективного, сугубо человеческого должна привести к абсурду»(Т1окаяи)» [8. с. 213. курсив мой].

Философская суть приоритета «субъективного» над «объективным» — в приоритете высокоорганизованной материи над низкоорганизованной. Обратное утверждение подобно философии водовоза из кинофильма «Волга-Волга» — конечно, «без воды и ни туды и ни сюды», но все-таки вода не причина высокой организации, вода есть, пусть решающее, но лишь условие высокой организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: