Вопросы для самопроверки. Тема: Политическое представительство и выборы

Литература

Тема: Политическое представительство и выборы

Цель: Раскрыть процесс формирования и функционирования представительских органов власти.

План:

1. Функции выборов в политической системе.

2. Избирательное право.

3. Избирательная система.

1. Категории политической науки: учебник/ Авт.кол.: Мельвиль А.Ю. и др. - М.: МГИМО; РОССПЭН, 2002. – c 319-356.

2. Мельник В.А. Политология. Учебник. - Мн.: Выш.шк., 2002. – с. 280-366, 410-429.

3. Политология: Учебник/ Под ред.М.А.Василика. - М.: Юристъ, 1999. – с 452-502, 163-189, 272-291.

4. Политология: Учебник/ Под ред. С.Б. Решетникова. – Мн.: Тетра Системс, 2001. – с 258-280.

5. Политология. Учебник/ Под ред. В.А. Ачкасова. – М.: 2005. – с. 457-568.

1. Политические выборы – это способ формирования органов государственной власти и управления общества с помощью выражения политической воли граждан в соответствии с действующей избирательной системой.

Виды выборов:

- президентские

- парламентские

- куриальные

- муниципальные

- очередные

- внеочередные

- дополнительные

Функции выборов:

- смена власти мирным путем;

- осознание и представление различными группами своих интересов;

- легитимация и стабилизация политической системы и структур власти;

- политическая социализация граждан, повышение их активности;

- рекрутирование политической элиты;

- формирование эффективно действующей оппозиции.

2. Избирательное право – это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, организацию и проведение их, взаимоотношение между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов.

В узком значении избирательное право – это право гражданина участвовать в выборах в качестве избирающего (активное избирательное право) или избираемого (пассивное).

Виды избирательного права: активное и пассивное.

Принципы избирательного права:

- Принцип всеобщности – означает, что все совершеннолетние и психически здоровые граждане имеют право голоса. С эти принципом тесно связаны избирательные цензы (ограничения): возрастной, оседлости, гражданства, образовательный, имущественный, по полу, моральный, религиозный.

- Принцип равных выборов:

а.) каждый избиратель имеет равное число голосов;

б.) равенство голосов избирателей (избирательные округа должны быть равными);

в.) равные условия для кандидатов.

- Принцип прямых выборов, означает, что избиратели прямо без посредников принимают решения. Здесь могут быть косвенные выборы, т.е. выборы через посредников – выборщиков.

- Принцип тайного голосования исключает контроль за волеизъявлением избирателя. Ему противостоит принцип открытого голосования.

Специфическую форму избирательной активности представляет референдум или плебисцит.

Референдум – это особый тип всенародного голосования, объектом которого является какой-либо важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение населения всей страны. Он может быть конституционным, законодательным, обязательным, консультационным.

3. Избирательная система – есть порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя (президента) закрепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций.

Избирательная система состоит из двух компонентов:

1. Избирательное право (теоретико-юридический аспект).

2. Избирательная процедура (процесс).

Типы избирательных систем:

§ мажоритарная (альтернативная)

Ее достоинства:

- обеспечивает победившей партии большинство;

- предполагает формирование крупных политических партий и блоков;

- способствует установлению прочных связей между избирателями и кандидатами.

Недостатки:

- искажает реальную картину социально-политических сил в пользу победителя;

- может способствовать ослаблению, легитимности власти; вызывать недоверие к существующему строю;

- непосредственная зависимость кандидата от избирателей заставляет его заниматься местными, а не государственными делами;

- наличие второго, и.т.д. туров голосования.

§ пропорциональная система ( основана на партийных списках )

Существуют несколько типов списков:

- система жестких списков;

- полужестких;

- свободных.

Ее достоинства:

- отражает фактическое соотношение социально-политических сил в стране;

- обеспечивает представительство всем партиям, способствует многопартийности.

Недостатки:

- слабая связь между избирателями и депутатами;

- зависимость депутата от партийного аппарата;

- сложность при формировании правительства.

§ Смешанная избирательная система

Ее достоинства:

- способствует укрупнению политических партий или блоков при одновременном соблюдении принципов пропорциональности;

- представляет возможность сохранения связей с избирателями.

Избирательная процедура (процесс) – это мероприятия государства по организации и проведению выборов, «избирательный закон в действии».

Избирательная процедура включает в себя: назначение выборов; создание избирательных органов, ответственных за их проведение, избирательных округов, районов, участков, регистрацию кандидатов в депутаты; финансирование или контроль за ним; определение результатов голосования.

Избирательная (предвыборная) кампания предусматривает выдвижение кандидатов, агитацию за них, выдвижение наблюдателей.

Избирательная кампания – это действия непосредственных участников выборов.

Электорат – это контингент избирателей, голосующий за какую-либо партию на выборах.

Абсентеизм – уклонение избирателей от выборов.

В процессе избирательных кампаний имеют большое значение:

- социально-политические технологии – совокупность конкретных действий и мероприятий последовательно реализуемых для достижения поставленной цели;

- социально-политическое сопровождение – совокупность специальных исследований проводимых с целью сбора информации (рейтинги, мониторинги), формирование денежного фонда.

Стратегия и тактика избирательной кампании:

- разработка предвыборной платформы;

- политический маркетинг;

- стратегия избирательной кампании – это система мероприятий и направлений политической деятельности, направленных на достижение цели;

- агитационно-пропагандистские мероприятия.

Есть другой подход к структуре избирательной компании. Она состоит из этапов:

1. Выдвижение кандидатов и создания основы предвыборной кампании.

2. Выработка стратегии и тактики избирательной кампании.

3. Агитационно-пропагандистская кампания.

4. День выборов. Подсчет голосов.

1. Раскройте понятие «выборы» и их роль в обществе.

2. Охарактеризуйте

- Мажоритарную избирательную систему;

- Пропорциональную избирательную систему;

- Смешанную избирательную систему.

3. Определите понятия «избирательная компания», «избирательная система».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: