Участие граждан в отправлении правосудия

Правовым основанием и этого принципа правосудия являются Институционные предписания. "Граждане Российской Федерации, — творится в ч. 5 ст. 32 Конституции РФ,— имеют право участвовать в отправлении правосудия".

Такое участие чаще всего выражается в привлечении представителя народа к разбирательству гражданских и уголовных дел, принятию решений по ним, а иногда к выполнению иных функций (например, обвинения и защиты по уголовным делам).

В соответствии со ст. 8 Закона о судебной системе участие граждан в разбирательстве судебных дел и в принятии необходимых решений может проявиться в выполнении обязанностей народного заседателя, присяжного заседателя либо арбитражного заседателя.

Институт народных заседателей стал известен российскому судопроизводству, которое начало формироваться в 1917 г. За годы своего существования он неоднократно модифицировался. В наши дни народные заседатели отбираются из числа граждан, достигших 25-летнего возраста и отвечающих иным, изложенным в законодательстве требованиям. Порядок наделения граждан полномочиями народных заседателей после принятия Закона о народных заседателях от 2 января 2000 г. во многом стал напоминать порядок наделения полномочиями присяжных заседателей.

При разбирательстве судебных (гражданских и уголовных) дел и принятии по ним решений народные заседатели пользуются практически равными правами с судьями-профессионалами. С участием народных заседателей рассматривается значительная часть судебных дел.

Присяжные заседатели привлекаются к разбирательству только уголовных дел. Этот правовой институт впервые был предусмотрен в российском законодательстве в 1864 г., но в 1917 г. его отменили. Более 72 лет спустя, в ноябре 1989 г. Верховным Советом СССР предпринят первый не очень решительный шаг по реставрации этого суда. А еще 2 года спустя, в ноябре 1991 г. состоялось дополнение Конституции РФ положением о том, что разбирательство уголовных дел возможно с участием присяжных. Фактически такие суды появились в пяти субъектах Федерации лишь в ноябре 1993 г. С января 1994 г. к ним прибавилось еще четыре субъекта Федерации. Первое заседание суда с участием присяжных после его реставрации произошло 15 декабря 1993 г. в Саратовском областном суде. 23 июня 1999 г. Закон о военных судах декларировал возможность рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей также в окружных (флотских) военных судах и Военной коллегии Верховного суда РФ. Со временем суды присяжных будут действовать на всей территории Российской Федерации.

Присяжных заседателей, как и народных заседателей, положено отбирать из числа граждан Российской Федерации, достигших 25-летнего возраста и отвечающих ряду других требований. На начальных этапах, при составлении списков так называемых потенциальных присяжных это делается путем случайной выборки из списков избирателей районов (городов) создаваемыми местной администрацией комиссиями. Когда появляется необходимость подобрать по имеющемуся списку нужное количество присяжных для разбирательства конкретного уголовного дела, отбор осуществляется также с при-4внением приемов случайной выборки аппаратом суда, действующим соответствии с распоряжением судьи. Во время судебного заседания отбор присяжных заседателей несколько отличается от отбора народных заседателей — его осуществляют судьи с участием сторон.

От народных заседателей присяжные отличаются также и предоставленными им по закону правами. Основное отличие — они вправе принимать решение (вердикт) лишь по так называемым вопросам факта (к примеру, о виновности или невиновности подсудимого, о наличии или отсутствии обстоятельств, смягчающих или отягчающих его ответственность, и т.д.), а также о том, заслуживает или не заслуживает он снисхождения. В определении меры наказания осужденному и в решении ряда других важных (преимущественно юридических) вопросов, которые могут возникнуть по конкретному уголовному делу, присяжные не участвуют.

Фактически удельный вес уголовных дел, рассматриваемых российскими судами с участием присяжных, пока что незначителен.

В соответствии с законодательством народные и присяжные заседатели вместе с судьями-профессионалами олицетворяют судебную власть. Об этом сказано в ст. 1 Закона о статусе судей: "Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа".

Сравнительно новым явлением для организации российских судов и практики осуществления правосудия является институт арбитражных заседателей. Он учрежден в порядке эксперимента Федеральным законом "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" от 5 мая 1995 г. (СЗ РФ, 1995, № 19, ст. 1710). Первоначально предполагалось, что с участием арбитражных заседателей дела будут рассматриваться лишь в тех арбитражных судах, в отношении которых состоится спе­циальное решение Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Такое решение состоялось 5 сентября 1996 г. — были утверждены Положение об эксперименте по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей (ВВАС, 1996, № 11; 1998, № 10), перечень арбитражных судов, в которых проводится эксперимент, и списки арбитражных заседателей для этих судов. В перечень были включены арбитражные суды 14 субъектов Федерации (области Брянская, Калужская, Курганская, Московская, Сахалинская, г. Москва и др.). Но с принятием 31 декабря 1996 г. Закона о судебной системе этот институт перестал быть экспериментальным, ему предоставлена «постоянная прописка» во всех российских арбитражных судах. Следующим шагом по упрочению его положения стало издание Закона об арбитражных заседателях от 30 мая 2001 г.

Для характеристики арбитражных заседателей существенным является то, что при рассмотрении конкретных дел и принятии решений они пользуются правами, равными с правами судей - профессионалов, что подтверждено и в ч. 4 ст. 1 названного Закона от 30 мая 2001 г. (о требованиях, предъявляемых к таким заседателям, порядке наделения их полномочиями, условиях привлечения к рассмотрению конкретных дел.

Действующее законодательство предусматривает и иные формы привлечения представителей народа к участию в отправлении правосудия, с которыми в наши дни можно столкнуться не так уж часто. Имеется в виду, например, ст.ст. 246, 248 УПК РФ, где речь идёт о выполнении функций обвинения и защиты. Общественные обвинители и общественные защитники наделены сравнительно широкими правами при разбирательстве уголовных дел. Общественный обвинитель, к примеру, вправе представлять доказательства, принимать участие в их исследовании, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в судебных прениях. Он также вправе высказать свои соображения о целесообразности применения или неприменения наказания, юридической квалификации содеянного подсудимым, конкретной меры наказания и т.д. Аналогичным объемом прав наделены и общественные защитники.

Вопросы для самопроверки по пройденному материалу:

1. Что такое правосудие?

2. Дайте определение демократических принципов правосудия.

3. Перечислите основные демократические принципы правосудия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: