Ст. 10. Порядок и сроки исполнения гражданином обязанностей присяжного заседателя

Ст. 9. Кандидаты в присяжные заседатели Верховного Суда Российской Федерации

Ст. 2

Ст. 1

А) Арбитражные заседатели

Общие положения

Принцип участия народа в отправлении правосудия.

Нормативное воплощение:

Ст. 32 Конституции РФ:

«5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия».

Причина участия граждан в отправлении правосудия: 1. демократизм правосудия требует преодоления жреческого характера правосудия, 2. легитимация судебной власти (создание доверия к суду).

Формы участия граждан в правосудии:

А) Суд присяжных – такая форма участия народа в правосудии, при котором присяжные не образуют с профессиональном судьей единой коллегии (два состава суда) и при этом присяжные решают вопросы факта, а профессиональный судья решает вопросы права.

Б) Суд шеффенов – такая форма организации правосудия, при которой представители общественности (шеффены) образуют единую коллегию с профессиональным судьёй, и соответственно, обладают нераздельной компетенцией решать и вопросы факта, и вопросы права (один состав суда).

История принципа участия граждан в отправлении правосудия.

Европейская история знает оба примера. Англо-саксонская система – суд присяжных, континентальная – суд шеффенов. В России история суда присяжных начинается с судебной реформы 1861 г. и прерывается в 1917 году, с приходом к власти большевиков, на смену суда присяжных приходят суды с участием народных заседателей. Все дела по первой инстанции, включая ВС РСФСР, слушались с участием народных заседателей. Состав суда с народными заседателями: председатель (профессиональный судья) и два представителя общественности. Решения принимались по большинству голосов. В действительности, представители общественности редко выступали против решения суда. С началом рыночных реформ суд с участием народных заседателей не мог рассматривать все дела, в связи с увеличением количества дел. В 2002 году институт народных заседателей был упразднён. В 1993 году возрождается суд присяжных. Сначала, в порядке эксперимента, суд присяжных вводят в 10 субъектах и постепенно он был введён на всей территории РФ. В 1995 году начинается эксперимент по введению института арбитражных заседателей. Таким образом, в РФ действует две формы отправления народом правосудия: суд присяжных и суд арбитражных заседателей (суд шеффенов).

! Гражданские дела в судах общей юрисдикции рассматриваются без участия общественности (что является негативным для ряда дел, таких, как семейные споры и др.).

5.6.2 Реализация принципа участия народа в отправлении правосудия:

ФЗ «Об арбитражных заседателях»:

«1. Арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов Российской Федерации (далее - арбитражные заседатели) являются граждане Российской Федерации (далее - граждане), наделенные в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации (далее также - арбитражные суды) в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений.

2. Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел по ходатайству стороны, разрешаемому в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Указанное ходатайство может быть заявлено до начала рассмотрения дела по существу.

4. Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями. При осуществлении правосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи.
5. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве арбитражных заседателей является их гражданским долгом».

«1. Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет».
Цель привлечения арбитражных заседателей – принесение в зал суда знание тонкостей коммерческого быта. Предпринимательский оборот специфичен (деловой обычай и др.). Эта специфичность неизвестна профессиональному судье, именно арбитражные заседатели обязаны восполнить этот пробел в правосудии и приблизить его к реальной жизни. Требование о стаже работы в юридической сфере является весьма странным.

«2. Арбитражными заседателями не могут быть:
1) лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость;
2) лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти;
3) лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда;
4) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления;
(пп. 4 в ред. Федерального закона от 09.02.2009 N 4-ФЗ)
5) прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);
(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ)
6) лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах».

Ст. 3:

«1. Списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов Российской Федерации на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями.
2. Списки арбитражных заседателей представляются арбитражными судами субъектов Российской Федерации в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
3. Утвержденные списки арбитражных заседателей публикуются в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и могут быть опубликованы в иных средствах массовой информации.
4. Численность арбитражных заседателей в арбитражном суде субъекта Российской Федерации определяется из расчета не менее двух арбитражных заседателей на одного судью арбитражного суда, рассматривающего дела в первой инстанции».

Ст. 4:

срок полномочий 2 года.

Ст. 5:

«основания приостановления и прекращения полномочий»:

Ст. 6 Вознаграждение арбитражного заседателя за участие в осуществлении правосудия:

«1. Арбитражному заседателю пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, соответствующим арбитражным судом субъекта Российской Федерации за счет средств федерального бюджета выплачивается компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее пятикратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации».

Ст. 7:

«1. На арбитражного заседателя и членов его семьи в период осуществления им правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации".
2. Время исполнения арбитражным заседателем полномочий по осуществлению правосудия учитывается при исчислении ему всех видов трудового стажа.
3. За арбитражным заседателем в период осуществления им правосудия сохраняются средний заработок по основному месту работы, а также гарантии и льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации».

Б) Присяжные заседатели:

Конституции РФ:

Ст. 47

«2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом». Присяжными рассматриваются тяжкие и особо тяжкие дела (за исключением дел, связанных с терроризмом и ряд государственных преступлений). Речь идёт о праве обвиняемого, поэтому дело рассматривается с участием присяжных заседателей только по его ходатайству. Судом с участием присяжных заседателей являются суды субъектов РФ и ВС РФ.

ФЗ «О присяжных заседателях»

Ст. 1:

«Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции (далее - присяжные заседатели) проводится в Верховном Суде Российской Федерации, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах (далее - суды).

Ст. 3:

«1. Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

2. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;
3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

3. К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела».

К присяжным заседателям не предъявляются требование образования. Не предъявляются к присяжному заседателю и требование безупречной репутации. Присяжный заседатель не должен быть подозреваемым или судимым.

Ст. 4:

«1. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации каждые четыре года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации.

2. Число граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации от каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих в муниципальном образовании граждан с числом граждан, постоянно проживающих в субъекте Российской Федерации». Все муниципальные образования должны быть представлены пропорционально».

Ст. 5:

«3. Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований отдельно по каждому муниципальному образованию субъекта Российской Федерации на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", путем случайной выборки установленного числа граждан. При этом из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями в соответствии с частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

6. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании поступивших от исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований списков кандидатов в присяжные заседатели составляет общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, который подписывается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляется печатью».

Ст. 7:

«Граждане, включенные в общий или запасной список кандидатов в присяжные заседатели, исключаются из указанных списков высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях:

1) выявления обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона;
2) подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является:

а) лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство;
б) лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;
в) лицом, достигшим возраста 65 лет;

г) лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;

д) военнослужащим;

е) судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом или имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы судебных приставов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лицом, осуществляющим частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);

ж) священнослужителем».

Кандидаты в присяжные заседатели для участия в рассмотрении уголовных дел Верховным Судом Российской Федерации отбираются путем случайной выборки аппаратом Верховного Суда Российской Федерации из общих и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели, составленных для судов в субъектах Российской Федерации.

1. Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, один раз в год на десять рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока, - на все время рассмотрения этого дела.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow