Полномочия Президента РФ в сфере государственного управления

Административно-правовой статус субъектов публичной власти

Президент РФ как субъект административного права в сфере исполнительной власти имеет исключительные полномочия. Хотя Президент РФ по Конституции РФ 1993 г. не является главой исполнительной власти, его роль, функции и полномочия в этой сфере весьма существенны.

Как глава государства он является гарантом прав и свобод человека и гражданина, реализуемых преимущественно в сфере государственного управления, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в осуществлении которой активно участвуют все субъекты исполнительной власти.

В главе 4 Конституции РФ за Президентом РФ закреплен большой объем полномочий в сфере исполнительной власти. Взаимоотношения Правительства РФ и Президента РФ закреплены в главе V Федерального конституционного закона от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. 28.10.2010).

Президент Российской Федерации:

- обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства Российской Федерации и других органов государственной власти;

- руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства Российской Федерации положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации;

- имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации и на заседаниях Президиума Правительства Российской Федерации;

- может отменять Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 83 Конституции РФ, Президент Российской Федерации:

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент по представлению Председателя Правительства утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в них изменения.

Президент также вносит изменения в состав Правительства, упраздняет, объединяет или преобразует федеральные органы исполнительной власти.

В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение. При обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, Президент вводит повсеместно либо в отдельных местностях чрезвычайное положение.

Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, и не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Особую роль в организации работы Президента РФ играет сформированная им Администрация.

По своей сущности Администрация представляет собой совокупность различного рода подразделений, цель которых – обеспечение деятельности Президента и создание условий для реализации возложенных на него Конституцией РФ полномочий. Соответственно в их задачи входят организация подготовки законопроектов для внесения их Президентом в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу; осуществление контроля и проверки исполнения федеральных законов (поскольку их подписывает Президент), указов, распоряжений и поручений Президента и подготовка соответствующих докладов ему о результатах проверок; обеспечение взаимодействия Президента с политическими партиями и иными общественными объединениями и т.п.

В состав Администрации входят аппараты Совета Безопасности, полномочных представителей Президента в федеральных округах.

В настоящее время функции Администрации Президента РФ можно проследить на примере некоторых ее наиболее значимых подразделений. Так, Государственно-правовое управление осуществляет правовое обеспечение деятельности Президента по реализации его полномочий; аналитическое обеспечение его деятельности по правовым вопросам; информационно-справочное обеспечение деятельности подразделений Администрации; подготовку по поручению Президента проектов федеральных законов, проектов указов и распоряжений Президента; подготовку предложений о приостановлении или отмене актов органов исполнительной власти и т.п.

Задачами Контрольного управления (Положение о нем утверждено Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. (в ред. 14.01.2011) № 729) являются осуществление контроля и проверки исполнения указов, распоряжений и поручений Президента, деятельности федеральных органов исполнительной власти, а также подразделений самой Администрации. Оно вправе вызывать должностных лиц для дачи устных и письменных объяснений по поводу нарушений законодательства, ставить перед руководителями федеральных органов исполнительной власти, а также аналогичных органов субъектов Федерации вопрос о наложении на виновных государственных служащих дисциплинарных взысканий и т.п.

Важную роль играет Управление делами Президента РФ, предназначенное для осуществления административно-хозяйственного обслуживания высших федеральных органов государственной власти. Оно выделено в самостоятельное звено со статусом федерального органа исполнительной власти – федерального агентства.

Полномочия Правительства РФ по осуществлению исполнительной власти

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации (статья 110 Конституции РФ и статья 1 ФКЗ «О Правительстве РФ»).

Правительство Российской Федерации – коллегиальный орган общей компетенции, который возглавляет единую систему исполнительной власти на всей территории Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации является органом государственной власти Российской Федерации и состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Основные принципы деятельности Правительства Российской Федерации: верховенство Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, народовластие, федерализм, разделение властей, ответственность, гласность и обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Правительство осуществляет руководство рядом министерств, служб и агентств. Они подчиняются Правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. Правительство утверждает положения об этих органах, штаты и размер ассигнований на их содержание в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете; устанавливает порядок назначения и деятельности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве; утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти; вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать их действие.

К общим полномочиям Правительства РФ относятся:

- организация реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации;

- осуществление регулирования в социально-экономической сфере;

- обеспечение единства системы исполнительной власти в Российской Федерации, направление и контроль деятельность ее органов;

- формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации;

- реализация предоставленного ему права законодательной инициативы;

- передача по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществления части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и действующему законодательству РФ;

- осуществление полномочий, переданных ему органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании соответствующих соглашений;

- представление Государственной Думе ежегодных отчетов о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой (данная часть введена Федеральным конституционным законом от 30.12.2008 № 8-ФКЗ).

Наиболее наглядно полномочия Правительства проявляются в различных сферах социально-экономической жизни страны.

Так, в сфере экономики Правительство осуществляет:

- регулирование экономических процессов;

- обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности;

- прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации;

- осуществляет управление федеральной собственностью;

- осуществляет общее руководство таможенным делом;

- принимает меры по защите интересов отечественных производителей и т.п.

В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики Правительство:

- обеспечивает проведение единой политики в названной сфере;

- разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

- разрабатывает и регулирует налоговую политику;

- обеспечивает совершенствование банковской системы;

- осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

- разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен и т.п.

В социальной сфере Правительство:

- обеспечивает проведение единой государственной социальной политики;

- разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и бедности, обеспечивает их реализацию;

- принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и т.п.

В сфере образования, науки, культуры Правительство:

- разрабатывает и осуществляет проведение единой государственной политики в области образования и науки, разрабатывает меры государственной поддержки развития науки и культуры и т.п.

В сфере природопользования и охраны окружающей среды Правительство:

- организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования;

- координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий и ликвидации их последствий и т.п.

В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью Правительство:

- участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

- осуществляет меры по охране собственности, общественного порядка, по борьбе с общественно опасными явлениями и т.п.

В сфере обеспечения обороны и государственной безопасности Правительство:

- осуществляет необходимые меры в указанной сфере;

- организует оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации;

- принимает меры по охране Государственной границы России;

- руководит гражданской обороной и т.п.

В сфере внешней политики и международных отношений Правительство:

- обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;

- осуществляет государственное регулирование и государственный контроль внешнеэкономической деятельности и т.п.

На основании и во исполнение Конституции РФ, законодательства и нормативных указов Президента России Правительство РФ издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение.

При этом акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений. Обе формы правовых актов подписываются Председателем Правительства и обязательны к исполнению в Российской Федерации. Датой официального опубликования этих актов считается дата первой публикации их текста в одном из официальных изданий Российской Федерации.

Основной организационной формой деятельности Правительства РФ являются его заседания, которые проводятся не реже одного раза в месяц. Заместитель Председателя Правительства и федеральные министры участвуют в заседаниях лично. При невозможности личного участия информируется Председатель Правительства.

В заседаниях Правительства России вправе участвовать руководители Генеральной прокуратуры, Центрального банка, Президент Академии наук РФ и иные лица в соответствии с законодательством либо в порядке, устанавливаемом Правительством.

Отдельные вопросы Правительство РФ рассматривает на своих закрытых заседаниях.

Правительство России информирует граждан через средства массовой информации о вопросах, рассмотренных на заседаниях, а также о принятых по этим вопросам решениях.

Учебные вопросы:

1. Полномочия Президента РФ в сфере государственного управления.

2. Полномочия Правительства РФ по осуществлению исполнительной власти.

3. Система органов исполнительной власти Российской Федерации.

4. Функции федеральных органов исполнительной власти.

5. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации как субъекты административного права.

6. Органы местного самоуправления как субъекты административного права.

Литература

Основная:

Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Часть 1. Учебник. – М.: Зерцало-М, 2009. – 528 с.

Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2010. – 608 с.

Административное право: учебник / Под общ. ред А.И. Каплунова. – М.: ДГСК МВД России, 2011. Глава 6.

Дополнительная:

Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

Административное право России: курс лекций / К.С. Бельский [и др.]; под ред. Н.Ю. Хаманевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

Кононов П.И., Кикоть В.Я., Килясханов И.Ш. Административное право России. – 4-е изд., испр., доп. – М.: Юнити, 2009.

Мигачев Ю.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В. Административное право России. Учебник. – М.: Проспект, 2009.

Аврутин Е.Э., Булавин С.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Федеральному закону "О полиции". — М.: Проспект, 2011.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: