double arrow

Президентский контроль за органами исполнительной власти


Президент Российской федерации в соответствии с Конститу­цией РФ обладает большими полномочиями по контролю за ис­полнительными органами. Соответствующие права ему предо­ставлены как главе государства, гаранту Конституции. И хотя прямо Основной закон не говорит о президентском контроле, та­кая возможность неразрывно связана с его правом принимать решения об отставке Правительства (ст. 117), отменять его акты (ст. 115), приостанавливать действие актов органов исполнитель­ной власти субъектов Федерации (ст. 85) и другими полномочия­ми, предоставленными ему Конституцией РФ.

Контроль за деятельностью исполнительной власти в стране Президент России осуществляет непосредственно, но главным образом через свою Администрацию. Он реализует контрольные полномочия при подготовке вопросов об отставке Правительства, освобождении от должности отдельных федеральных министров, руководителей иных центральных федеральных органов испол­нительной власти, назначенных им военачальников, дипломати­ческих представителей в иностранных государствах, глав адми­нистраций и других должностных лиц.




На Администрацию Президента возложено обеспечение кон­троля Президента за деятельностью органов исполнительной вла­сти. Многие структурные подразделения Администрации вправе контролировать определенные направления работы публичной ад­министрации. Например, Аналитический центр Администрации Президента РФ по специальным президентским программам обя­зан контролировать выполнение федеральных государственных программ и разрабатывать предложения по их корректировке.

На другое структурное подразделение Администрации — Глав­ное управление Президента РФ по вопросам конституционных гарантийных прав граждан — возложено осуществление контро­ля за своевременным и полным рассмотрением обращений граж­дан, направленных в федеральные органы государственной вла­сти и органы государственной власти субъектов Федерации. Ему поручены также анализ и обобщение вопросов, которые ставят граждане в письмах и на личном приеме, и на основе этого опера­тивное и периодическое информирование Президента о количестве и характере обращений граждан. Управление готовит предложе­ния по устранению причин, порождающих обоснованные жалобы.

16 марта 1996 г. Президент утвердил Положение о Главном контрольном управлении Президента РФ'. Управление является самостоятельным подразделением Администрации Президента и подчинено Президенту.

Основными функциями Главного управления являются: — контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации, их должностными лицами, а также организациями федеральных законов, указов и распоряжений Пре­зидента;



— контроль и проверка исполнения поручений Президента и Руководителя Администрации Президента;

— подготовка на основе проведенных проверок информации для Президента Российской Федерации о предупреждении нару­шений и совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъек­тов Федерации.

В соответствии со своими основными функциями Главное кон­трольное управление выполняет следующие задачи:

1) организует контроль и проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, организаций и их руководителей;

2) взаимодействует с федеральными органами государствен­ной власти, органами государственной власти субъектов Федерации при осуществлении контроля и проверки исполнения феде­ральных законов;

3) осуществляет контроль и проверку деятельности подразде­лений Администрации Президента Российской Федерации;

4) координирует при осуществлении проверки деятельность органов контроля и надзора федеральных органов исполнитель­ной власти и их подразделений в субъектах Федерации;

5) вносит по результатам проверок предложения Президенту Российской Федерации о совершенствовании деятельности феде­ральных органов исполнительной власти;

6) направляет в необходимых случаях в органы прокуратуры, органы внутренних дел, органы федеральной службы безопас­ности и другие органы исполнительной власти материалы о вы­явленных нарушениях. Управление имеет право:



— создавать комиссии с привлечением представителей право­охранительных и контролирующих органов, а также специалис­тов федеральных органов исполнительной власти, органов испол­нительной власти субъектов Федерации для проведения проверок и принятия в ходе проверок необходимых мер по оперативному устранению выявленных нарушений и их предупреждению;

— направлять должностных лиц Главного управления на засе­дания Правительства Российской Федерации, его Президиума, коллегий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и совещания, про­водимые федеральными органами исполнительной власти и орга­нами исполнительной власти субъектов Федерации;

— требовать самостоятельно или через привлеченных к про­верке представителей соответствующих органов государственной власти от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, а также от органи­заций документы, объяснения и другую информацию, необходи­мые для проведения проверок в соответствии с задачами, возло­женными на Главное управление;

— вносить предложения Президенту Российской Федерации, руководителям федеральных органов исполнительной власти, ор­ганов исполнительной власти субъектов Федерации о привлече­нии к ответственности и приостановлении деятельности соответ­ствующих должностных лиц до принятия решения по результатам проверки;

— вызывать должностных лиц для дачи устных и письменных объяснений по поводу нарушений и неисполнения федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Россий­ской Федерации;

— ставить перед соответствующими руководителями федераль­ных органов исполнительной власти, органов исполнительной вла­сти субъектов Федерации вопрос о наложении дисциплинарных взысканий на государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими возложенных на них обязаннос­тей, а также о временном отстранении государственных служа­щих, допустивших должностной проступок, от исполнения долж­ностных обязанностей;

— направлять предписания об устранении выявленных нару­шений руководителям федеральных органов исполнительной вла­сти, органов исполнительной власти субъектов Федерации. Пред­писание подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок или в срок, установленный в предписании, должны быть приняты меры по устранению нарушений и о ре­зультатах должно быть сообщено в Главное управление; и др.

Еще одной формой президентского контроля за исполнитель­ной властью является деятельность полномочных представите­лей Президента в субъектах Федерации. Они обязаны содейство­вать исполнению правовых актов Президента и Правительства РФ, контролировать выполнение этих актов органами исполни­тельной власти субъектов Федерации.

Полномочные представители Президента в субъекте Федера­ции назначаются на должность Президентом РФ и подчиняются ему. Деятельность полномочных представителей координирует и обеспечивает Управление Администрации Президента по работе с территориями.

Полномочные представители Президента обязаны представлять Президенту аналитическую и иную информацию об экономичес­ких, социальных и политических процессах на территории и вно­сить соответствующие предложения. Они вправе:

— вносить в соответствующие органы государственной власти представления о нарушениях Конституции, указов и распоряже­ний Президента, постановлений Правительства. Представления рассматриваются соответствующими органами исполнительной власти в десятидневный срок;

— вносить предложения по назначению и освобождению от должности руководителей территориальных служб федеральных органов исполнительной власти на соответствующей территории;

— запрашивать и получать у государственных органов, пред­приятий, организаций и учреждений необходимые сведения, до­кументы и материалы;

— принимать участие в работе органов исполнительной власти; — осуществлять по отдельным поручениям Президента другие полномочия.

Подводя итоги, можно выделить основные особенности прези­дентского контроля:

1) он охватывает все сферы деятельности федеральной испол­нительной власти;

2) он состоит в проверке выполнения положений Конституции РФ, федеральных законов, актов Президента и Правительства России;

3) он осуществляется структурными подразделениями и долж­ностными лицами, находящимися в системе Администрации Пре­зидента;

4) его результаты могут быть использованы Президентом Рос­сийской Федерации для принятия мер воздействия, предусмот­ренных Конституцией РФ, привлечения виновных к дисципли­нарной ответственности, поощрения отличившихся;

5) субъекты, осуществляющие контроль, вправе доложить Пре­зиденту об обнаруженных недостатках, а сами могут вносить пред­ставления, делать предписания. Они не могут вмешиваться в де­ятельность проверяемых организаций, применять какие-либо принудительные меры, наказывать виновных. Они обеспечивают Президента необходимой информацией, а он решает, какие сле­дует принять меры.







Сейчас читают про: