Система органов исполнительной власти субъектов РФ

В субъекте РФ формируется система органов исполнительной власти во главе с руководителем высшего исполнительного органа государственной власти.

Высшее должностное лицо субъекта РФ:

• представляет субъект РФ в отношениях с органами власти, при внешнеэкономических связях, подписывает договоры и соглашения от имени субъекта РФ;

• обнародует или отклоняет законы, принятые законодательным органом субъекта РФ;

• формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ;

• вправе требовать созыва внеочередного заседания законода­тельного органа государственной власти субъекта РФ и участвовать вего работе с правом совещательного голоса;

• осуществляет иные полномочия в соответствии с законода­тельством России и субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ издает указы (распоря­жения), обязательные к исполнению в субъекте РФ.

Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ в опре­деленных случаях прекращаются досрочно, в том числе в связи с выражением недоверия ему законодательного органа государствен­ной власти субъекта РФ, признания судом недееспособным, утраты гражданства России и др.

Законодательный орган государственной власти субъекта РФ вправе выразить недоверие высшему должностному лицу в случаях издания им актов, противоречащих законодательству России и субъ­ектов РФ, если противоречия установлены судом и не устранены в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения, иного грубого нарушения законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, если это повлекло массовое нарушение прав и свобод граждан. Решение законодательного органа о недоверии вле­чет немедленную отставку высшего должностного лица и возглав­ляемого им высшего исполнительного органа государственной вла­сти. Президент РФ может применить к высшему должностному лицу субъекта РФ меры воздействия: предупреждение, отрешение от должности. В случае отрешения от должности, а также временного отстранения Президент РФ назначает временно исполняющего обя­занности высшего должностного лица субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обеспечивает исполнение нормативно-правовых актов России и субъекта РФ. Наименование, структура, порядок формирования высшего исполнительного органа устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

В республиках органом исполнительной власти общей компе­тенции чаще всего является правительство (совет министров) во главе с президентом республики или председателем правительства. В других субъектах органом исполнительной власти обшей компе­тенции является администрация субъекта РФ во главе с губернато­ром, возможны и другие формы.

Законодательный орган по представлению исполнительного ор­гана (администрации) утверждает структуру исполнительных органов. Глава администрации устанавливает штаты, назначает и освобождает от должности руководителей структурных подразделений, т.е. комитетов, департаментов, управлений, отделов и т.д. Полномочия их определяются уставами субъектов РФ и положениями, утверждаемыми главой администрации.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ:

• разрабатывает и осуществляет меры по комплексному соци­ально-экономическому развитию субъекта РФ;

• участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии;

• разрабатывает проекты бюджета, программы развития субъек­та РФ;

• обеспечивает исполнение бюджета и программ социально-экономического развития;

• управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ;

• заключает договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий;

• формирует иные органы исполнительной власти субъектов РФ.

Возможные споры между законодательными и высшими испол­нительными органами по вопросам осуществления их полномочий разрешаются в соответствии с согласительными процедурами либо в судебном порядке.

Разграничение полномочий представительных и исполнитель­ных органов государственной власти осуществляется на основе принимаемых в субъектах РФ законов об органах государственной власти. Границы независимости каждой ветви власти определяются в уставах, принимаемых в области, крае. В каждом субъекте РФ эти и другие вопросы полномочий решаются по-разному.

При Правительстве РФ открываются представительства субъек­тов РФ, в задачи которых входят осуществление связи и координа­ция исполнительной и законодательной власти федерального уров­ня с аналогичными ветвями власти региона, согласование по во­просам разработки регионального бюджета, выполнения целевых программ и т.д. Эффективность решения перечисленных задач во многом зависит от руководителя представительства — он должен обладать необходимыми качествами: быть дипломатом, проявлять настойчивость, уметь поддерживать отношения и контакты и т.д. В представительстве образуются отделы.

Федеральные органы исполнительной власти (министерства и ведомства) образуют в регионах свои подразделения — террито­риальные органы.

Финансирование деятельности территориальных органов произ­водится, как правило, за счет средств федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ. Устанавливаются предельная численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов. Органы исполнительной власти субъектов РФ оказывают помощь территори­альным органам в создании необходимых для работы условий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: