Глава 3. Формирование и реализация государственной политики
Координация деятельности органов государственной власти субъектов РФ
Деятельность территориальных органов координирует полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе. Это исключает необходимость частого обращения в Москву при решении региональных вопросов.
Политика — это искусство управления государством, ведения государственных дел, целенаправленные, заранее обоснованные действия органов власти.
Политика всегда отражает определенные интересы, обусловливается состоянием общества и является эффективной, если соответствует потребностям развития, находит консенсус, обеспечивающий стабильность. В то же время политика влияетна все сферы жизни, в том числе на экономику, выражая ее вконцентрированном виде. Если государственная политика выражает интересы не всего народа, а только отдельных его слоев, то ее основной целью становится удержание власти. В этом случае политика первенствует над экономикой в интересах сохранения власти.
|
|
Основным вопросом при реализации государственной политики является выбор приоритетов. Выбор служит точкой фиксации политики. Он обязателен для органа управления. Промедление с выбором означает стояние на месте, отставание в политике.
Кроме государственной власти в политическую систему общества входят профсоюзы, партии, церковь и другие организации, преследующие свои цели, стремящиеся к расширению влияния на массы, обладающие относительной автономией и ответственные перед обществом. Каждая социальная группа имеет свои интересы, которые не обязательно совпадают в главном с интересами общества, это осложняет проведение государством политики.
Политика должна соответствовать времени, ожиданиям населения и учитывать при этом социальную дифференциацию общества. Опасно играть на доверии народа, проводить двойственную политику. Она быстро вызовет недовольство, которое проявится в отстраненности людей от политических институтов, нигилизме в случае навязывания умозрительных схем, падении доверия к политическим лидерам и политике вообще.
В мировой практике главной структурой, устанавливающей общественные ценности, выражающей политическую волю государства, признается представительная (законодательная) власть. Она может изменять статус исполнительных органов, без ее ведома не могут расходоваться бюджетные средства. Часть своих полномочий законодатели делегируют исполнительной власти, например принятие на основе вступивших в силу законов конкретных правил и распоряжений. Однако законодательные инициативы обычно поступают от исполнительной власти.
|
|
В парламентских республиках правительства выступают активными проводниками государственной политики, а в президентских они нередко становятся техническими кабинетами с символической ролью в решении политических вопросов. Большую ответственность за государственную политику несет партийное правительство, т.е. формируемое победившими на выборах партиями.
У власти может оказаться одна партия, ею может стать президентская партия. Монополия одной партии, по мнению некоторых политиков, не несет никакой опасности. В западных демократиях формирование однопартийных правительств не является редкостью.
Идеология включает систему политических, правовых, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов и идей. Идеология как духовная сфера человеческой деятельности играет первостепенную роль в жизни общества. Без идеологии жить нельзя, она является мощным орудием. Политические организации стремятся заложить в свои программы привлекательные идеологии, адресуя их конкретным слоям общества. После победы на выборах они получают возможность проводить свою идеологию в государственном управлении. Поэтому государственное управление не может функционировать без единой, обязательной для власти идеологии.
При всем многообразии идеологических систем выделяются две — либерализм и социализм. Либерализм ставит во главу угла свободу личности, приоритет удовлетворения личного интереса. Социализм предполагает свободу личности в рамках определенного социума, отдавая приоритет общим интересам, удовлетворение которых способствует процветанию личности. В первом случае вектор направлен от частного к общему, во втором — от общего к частному. Каждая система ценностей утверждается эволюционным (постепенное изменение через реформы) или революционным (радикальное изменение существующего порядка) путем.
Право. Государственная политика базируется также на твердом фундаменте права как основе эффективного функционирования власти и ограничивается рамками права. Право принято подразделять на публичное и частное. Публичное право регулирует деятельность государственных органов, отношения между ними и гражданами. Частное право составляют нормы, регулирующие отношения между гражданами.
Источником права является Конституция РФ. Для обеспечения устойчивости и стабильности в обществе, предсказуемости государственной политики установлена жесткая процедура изменения Конституции. Ее основные положения могут быть изменены только всенародным голосованием или созываемым для этого Конституционным Собранием. Другие положения могут быть изменены федеральным конституционным законом, вступающим в силу после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.
Отдельные сферы и отрасли деятельности регулируются гражданским, административным, трудовым, земельным, налоговым и другими видами права. Основой каждого вида права являются законы, регулирующие наиболее важные общественные отношения.
Большое влияние на эффективность политики оказывают материальные возможности государства
При рыночном хозяйствовании государство располагает лишь частью материальных и финансовых ресурсов. В России государственная собственность сказалась отданной в частные руки раньше, чем была обеспечена гарантия надежного пополнения доходов бюджета. В настоящее время осуществлен переход к принятию решений исходя из доходов бюджета, а не потребностей страны.
Фактором, определяющим государственную политику, стало изменение геополитического положения России.
|
|
Согласно Концепции национальной безопасности основные угрозы России носят не военный, а экономический характер. Военные угрозы полностью не исключаются, но иным стал их характер: не глобальный военный конфликт, масштабная агрессия и ядерная война, а региональные, локальные войны и притязания. Для их отражения требуется меньший военный потенциал.
В конечном счете, основой формирования государственной внутренней и внешней политики является воля народа, которую он проявляет на референдумах, выборах представительной и исполнительной власти, в акциях одобрения или протеста и других формах.