Факторы и направления государственной политики

Глава 3. Формирование и реализация государственной политики

Координация деятельности органов государственной власти субъектов РФ

Деятельность территориальных органов координирует полно­мочный представитель Президента РФ в федеральном округе. Это исключает необходимость частого обращения в Москву при реше­нии региональных вопросов.

Политика — это искусство управления го­сударством, ведения государственных дел, целенаправленные, заранее обоснованные действия органов власти.

Политика всегда отражает определенные интересы, обусловлива­ется состоянием общества и является эффективной, если соответст­вует потребностям развития, находит консенсус, обеспечивающий стабильность. В то же время политика влияетна все сферы жизни, в том числе на экономику, выражая ее вконцентрированном виде. Если государственная политика выража­ет интересы не всего народа, а только отдельных его слоев, то ее ос­новной целью становится удержание власти. В этом случае политика первенствует над экономикой в интересах сохранения власти.

Основным вопросом при реа­лизации государственной политики является выбор приоритетов. Выбор служит точкой фикса­ции политики. Он обязателен для органа управления. Промедление с выбором означает стояние на месте, отставание в политике.

 

Кроме государственной власти в политическую систему общест­ва входят профсоюзы, партии, церковь и другие организации, пре­следующие свои цели, стремящиеся к расширению влияния на мас­сы, обладающие относительной автономией и ответственные перед обществом. Каждая социальная группа имеет свои интересы, кото­рые не обязательно совпадают в главном с интересами общества, это осложняет проведение государством политики.

Политика должна соответствовать времени, ожиданиям населе­ния и учитывать при этом социальную дифференциацию общества. Опасно играть на доверии народа, проводить двойственную поли­тику. Она быстро вызовет недовольство, которое проявится в от­страненности людей от политических институтов, нигилизме в случае навязывания умозрительных схем, падении доверия к политиче­ским лидерам и политике вообще.

В мировой практике главной структурой, устанавливающей об­щественные ценности, выражающей политическую волю государст­ва, признается представительная (законодательная) власть. Она мо­жет изменять статус исполнительных органов, без ее ведома не мо­гут расходоваться бюджетные средства. Часть своих полномочий законодатели делегируют исполнительной власти, например приня­тие на основе вступивших в силу законов конкретных правил и распоряжений. Однако законодательные инициативы обычно по­ступают от исполнительной власти.

В парламентских республиках правительства выступают актив­ными проводниками государственной политики, а в президентских они нередко становятся техническими кабинетами с символической ролью в решении политических вопросов. Большую ответствен­ность за государственную политику несет партийное правительство, т.е. формируемое победившими на выборах партиями.

У власти может оказаться одна партия, ею может стать прези­дентская партия. Монополия одной партии, по мнению некоторых политиков, не несет никакой опасности. В западных демократиях формирование однопартий­ных правительств не является редкостью.

Идеология включает систему политических, правовых, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов и идей. Идеология как духовная сфера человеческой деятельности играет первостепенную роль в жизни общества. Без идеологии жить нельзя, она является мощным орудием. Политические организации стремятся заложить в свои программы привлекательные идеологии, адресуя их конкретным слоям общества. После победы на выборах они получают возможность проводить свою идеологию в государственном управлении. Поэтому государ­ственное управление не может функционировать без единой, обязательной для власти идеологии.

При всем многообразии идеологических систем выделяются две — либерализм и социализм. Либерализм ставит во главу угла свободу личности, приоритет удовлетворения личного интереса. Социализм предполагает свободу личности в рамках определенного социума, отдавая приоритет общим интересам, удовлетворение которых спо­собствует процветанию личности. В первом случае вектор направ­лен от частного к общему, во втором — от общего к частному. Ка­ждая система ценностей утверждается эволюционным (постепенное изменение через реформы) или революционным (радикальное из­менение существующего порядка) путем.

Право. Государственная политика базируется также на твердом фундаменте права как основе эффективного функционирования власти и ограничивается рамками права. Право принято подразде­лять на публичное и частное. Публичное право регулирует деятель­ность государственных органов, отношения между ними и гражда­нами. Частное право составляют нормы, регулирующие отношения между гражданами.

Источником права является Конституция РФ. Для обеспечения устойчивости и стабильности в обществе, предсказуемости государст­венной политики установлена жесткая процедура изменения Консти­туции. Ее основные положения могут быть изменены только всена­родным голосованием или созываемым для этого Конституционным Собранием. Другие положения могут быть изменены федеральным конституционным законом, вступающим в силу после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.

Отдельные сферы и отрасли деятельности регулируются гражданским, административным, трудовым, земельным, налоговым и другими видами права. Основой каждого вида права являются законы, регулирующие наиболее важные общественные отношения.

Большое влияние на эффективность политики оказывают мате­риальные возможности государства

При рыночном хозяйствовании государство располагает лишь частью материальных и финансовых ресурсов. В России государст­венная собственность сказалась отданной в частные руки раньше, чем была обеспечена гарантия надежного пополнения доходов бюджета. В настоящее время осуществлен переход к принятию решений исходя из доходов бюджета, а не потребностей страны.

Фактором, определяющим государственную политику, стало из­менение геополитического положения России.

Согласно Концепции национальной безопасности основные уг­розы России носят не военный, а экономический характер. Воен­ные угрозы полностью не исключаются, но иным стал их характер: не глобальный военный конфликт, масштабная агрессия и ядерная война, а региональные, локальные войны и притязания. Для их от­ражения требуется меньший военный потенциал.

В конечном счете, основой формирования государственной внутренней и внешней политики является воля народа, которую он проявляет на референдумах, выборах представительной и исполни­тельной власти, в акциях одобрения или протеста и других формах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: