Предпринимательские объединения

В условиях рыночной экономики могут функционировать как отдельные предприятия, так и объединения предприятий. Создание предпринимательских объединений осуществляется на основе организационной интеграции деятельности.

Предпосылки интеграции:

1. Материальные вещественные предпосылки:

♦ единство материально и сырьевой базы;

♦ необходимость комплексной переработки сырья;

♦ обеспечения единства цикла: научно-техническая разработка – производство – сбыт – обслуживание своей продукции;

♦ необходимость реализации крупных, научно-технических, социальных и других проектов;

♦ территориальная общность и единства производственной и социальной инфраструктуры;

♦ межотраслевой характер ведущих направлений научно-технического прогресса.

2. Экономические предпосылки:

♦ возможность повышения доходов за счет масштабов производства и за счёт эффекта синергизма

♦ возможность снижения издержек за счет: повышения уровня специализации и кооперирования, получения скидок за большие объёмы поставок, совершенствование технологий, снижение транзакционных издержек, операционных затрат, снижения налогов;

♦ возможность улучшить обеспечения сырьем, материалом, полуфабрикатов, комплектующими изделиями, уменьшить зависимость от поставщиков, потребителей;

♦ возможность получения доступ к новым технологиям и выхода на новые рынки;

♦ возможность получения различной помощи, например дотаций (не государственных предприятий);

♦ возможность технического перевооружения, обновления продукции, расширения товарной номенклатуры и перелива капитала в более рентабельные виды деятельности.

Концентрация производства на уровне отдельного предприятия служит объективной основой концентрации на уровне фирмы. Процесс создания крупных фирм, объединяющих ряд предприятий, стимулируется рядом причин. Крупная фирма, включающая несколько предприятий оптимального размера в той или иной отрасли, более эффективна, чем фирма, имеющая одно предприятие оптимального размера. Это достигается с помощью более гибкого маневра производственными и финансовыми ресурсами, благодаря большим возможностям научно-исследовательской деятельности, экономии на рекламных и управленческих расходах.

Рост концентрации производства, понимаемый как увеличение удельного веса крупных компаний в промышленности, можно разделить на три взаимосвязанных процесса: горизонтальную интеграцию, вертикальную интеграцию и диверсификацию.

Виды организационной интеграции:

1. Вертикальная интеграция проникновение крупных фирм в другие отрасли, которые являются последовательными ступенями производства по отношению к основной отрасли, разновидности вертикальной интеграции:

♦ прямая интеграция (интеграция вперед) - это объединение с фирмами системе сбыта своих товаров или их дальнейшего использования. Это вид интеграции применяется, если слабы независимые сбытовые посредники; требуется стабильность сбыта; появляется возможность снизить транзакционные издержки; если это усиливает конкурентные преимущества фирмы;

♦ обратная интеграция - это объединения с поставщиками сырья, материалов, комплектующих изделий. Применяются, если: маломощные и ограничены по ресурсам поставщики; требуется доступ к новым технологиям, ожидается расширение рынка сбыта; появляется возможность стабилизировать цены и снизить транзакционные затраты. Появляется возможность стабилизировать цены и снизить транзакционные затраты.

2. Горизонтальная интеграция — это увеличение удельного веса крупных фирм внутри отрасли. Применяется если, есть необходимость увеличить объем выпуска товаров, чтобы получить эффект масштаба; есть возможность получить доступ к новым рынкам; появляется возможность увеличения конкурентных преимуществ за счет расширения ассортимента и снижения затрат; необходимо устранить конкурентов и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: