Типология фирм

Теория фирм

В 1937 году была предложена теория фирм Р. Коузон, другое название «Теория операционных издержек».

Согласно этой теории единицей экономической деятельности является деловая операция (трансакция). Это понятие используется как для рыночных сделок между самостоятельными фирмами, так и для любого внутрифирменного взаимодействия подразделений и отдельных лиц, имеющих экономический или административный характер.

Любая внешняя или внутренняя сделка связана с альтернативными экономическими последствиями (трансакционные или операционные издержки в заключение договоров, поиске информации, установление контактов с контрагентами, исследование рынка, макросреды и т.д.).

Предприниматель может осуществить (операционные издержки в заключение договоров, поиск информации, установление контактов) операцию либо внутри организации, либо на свободном рынке. Выбор делается на основе возникающих при этом трансакционных издержек, пока операционные издержки внутри фирмы меньше чем на свободном рынке, реализация операции эффективна внутри данной организации, в противном случае выгоднее использование рыночных отношений.

Классификация фирм

I. По секторам экономики различают:

1. Сектор первичного цикла – добывающие предприятия.

2. Сектор вторичного цикла – перерабатывающие предприятия (первичная переработка, вторичная и переработка вторичных ресурсов).

3. Сектор третичного цикла – предприятие сфер услуг, в том числе бытовые услуги, финансовые, информационные, транспортные услуги, услуги связи, услуги, связанные с принадлежащими потребителю товаров – продуктов, личные услуги (юридические, медицинские и другие).

II. По масштабам деятельности (или отраслевой принадлежности) различают:

- моноотраслевые фирмы (занятые производством товара принадлежащего к одной отрасли);

- многоотраслевые фирмы (диверсифицированные) т.е. занятые производством товаров относящихся к различным отраслям;

Диверсификация – это способ расширения товарного ассортимента путем привлечения непрофильных товаров или видов деятельности.

Виды диверсификации:

- концентрическая (добавление товаров сходных по технологии);

- вертикальная (добавление товаров близких по назначению);

- горизонтальная (добавление товаров предназначенных для того же потребителя);

- конгломератная (добавление несвязанных товаров);

В зависимости от вида диверсификации многоотраслевые фирмы могут быть:

а) с выраженной профильной специализацией;

б) конгломератные, без профильной специализации (у них нет отраслевого ядра).

III. По количественному критерию фирмы подразделяют на:

- крупные;

- средние;

- малые.

В зависимости от численности работающего персонала предприятия подразделяются на: мелкие, малые, средние и крупные. В отдельных странах для деления предприятий по количественным параметрам применяются и другие критерии: объём оборота, сумма прибыли (дохода), объём первоначального капитала, объём активов. В Российской Федерации для отнесения предприятия к малым (независимо от организационно-правовой формы) принимается один показатель: численность персонала, находящегося в штате, и работников, занятых на основе гражданско-правовых договоров.

Критерии отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу рассмотрены в Законе РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в российской федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, установлен единый показатель, позволяющий относить предприятие к категории «малых» - предельный уровень численности персонала по отраслям, который составляет:

• в промышленности, строительстве и на транспорте -100 чел.;
• в науке и научном обслуживании - 60 чел.;
• в сельском хозяйстве - 60 чел.;
• в оптовой торговле - 50 чел.;
• в розничной торговле и бытовом обслуживании населения -30 чел.;
• в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел.

Согласно этому закону «под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов...». То есть чисто финансовый показатель дополняется ограничением в отношении вида собственности малого предприятия (качественной характеристики).

Многопрофильные предприятия относятся к малым по критериям того вида деятельности, который занимает наибольшую долю в объеме реализации продукции (работ, услуг).

Опыт показывает, что для наибольшей эффективности малого предприятия необходима специализация на определенном виде деятельности. Чрезмерно многопрофильные предприятия, как правило, характеризуются меньшей финансовой стабильностью и не выдерживают конкуренции. Поэтому государственную поддержку получают те малые предприятия, которые стремятся к повышению уровня специализации. От правильного выбора зависит многое. Во-первых, появляется возможность получения налоговых льгот. Во-вторых, от выбора преобладающего вида деятельности (соответственно, отраслевой принадлежности) зависят максимально допустимые размеры параметров, по которым предприятие относится к разряду малых.

Выделение какого-либо вида деятельности в качестве преобладающего может повлечь за собой существенные изменения в структуре производства. Можно сузить какое-либо направление деятельности и за его счет расширить другое. Естественно, сокращать направления деятельности, обеспеченные заказами и имеющие устойчивый доход, нецелесообразно. Иногда следует пойти по пути выделения какого-либо направления в самостоятельное малое предприятие. Важно, чтобы ведущий вид деятельности был таковым в рамках годового объема хозяйственного оборота. Это означает, что в отдельные периоды (квартал, полугодие) он может составить меньшуючасть объема, зато в другой период - большую. Главное, чтобы была соблюдена необходимая пропорция за год.

Применение еще одного финансового показателя - объема реализованной продукции - в нашей стране затруднено из-за незавершенности реформы ценообразования и высоких темпов инфляции.

К крупным предприятия, как правило относятся градообразующие предприятия, с государственной или муниципальной собственность Закон РФ «О государственных и муниципальных предприятиях» №161-ФЗ от 14.11.06, а также крупные корпорации.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются, коммерческие организации в уставном капитале, которого доля РФ, ее субъектов, а также некоммерческих организаций не превышает 25%. Доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25%, и средняя численность работающих не превышает в промышленности и строительстве 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере 60 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек, в остальных отраслях 50 человек.

Кроме того к субъектам малого предпринимательства относятся индивидуальный предприниматели.

Многопрофильные фирмы могут быть отнесены к малым, по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом обороте или годовом объеме прибыли.

Чтобы фирма стала субъектом малого предпринимательства, требуется ее государственная регистрация в этом качестве.

IV. По субъекту права собственности:

Все предприятия могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности.

В зависимости от вида собственности различают две основные формы предпринимательства:

1. Частная (осуществляется собственником имущества, принадлежащим ему на праве частной собственности)

2. Государственная (осуществляется в пользу государства или муниципальных образований)

По форме собственности предприятия могут быть подразделены на частные и общественные (рис.). Предприятия частного сектора экономики различаются в зависимости от того, одно или несколько лиц являются их владельцами; от ответственности за деятельность предприятия, способа включения единоличных капиталов в общий капитал предприятия. Общественный сектор экономики - это государственные (федеральные и субъектов Федерации) и муниципальные предприятия.


Рис.2 Типология предприятий по формам собственности

Особняком стоит предпринимательская деятельность граждан (физических лиц) без образования юридического лица (имеются виду индивидуальные предприниматели, прошедшие государственную регистрацию). Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом.

V. По организационно – правовой форме различают:

- Коммерческие организации

- Некоммерческие организации

К коммерческим относятся государственные, муниципальные, унитарные предприятия, производственные кооперативы, полные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, ЗАО и ОАО.

Рис.3 Типология предприятий по формам собственности

С экономической точки зрения эти три вида деятельности имеют одинаковый статус. В ГК предприятие не рассматривается в качестве субъекта предпринимательской деятельности, а используется термин «организация».

Рис.4. Организационно-правовые формы коммерческих организаций

VI. По территориально-национальным масштаб деятельности различают:

- национальные организации, созданные без участия иностранного капитала;

- организация с иностранными инвестициями в капитале, которого есть вложения иностранных инвесторов.

Регулируется деятельность законодательством об инвестициях от 9 июля 1999 года.

Классификация предприятий туриндустрии

Можно привести следующую классификацию предприятий, производящих продукты и услуги для туристов:

· первичные — предназначены непосредственно для об­служивания туристов (санатории, пансионаты, турбазы и т. п.). В условиях замкнутого туристского и курортного центра почти все предприятия, находящиеся на данной территории, относятся к этой категории;

· вторичные — предназначены для обслуживания преимущественно туристов, хотя их услугами могут пользоваться и местные жители (предприятия общественного питания, культурные заведения и т. п.);

· третичные — как правило, предназначены для обслуживания местных жителей, но их услугами также могут пользоваться для удовлетворения своих потребностей и туристы (общественный транспорт, почта и т. п.).

Предпринимательские объединения

Создание предпринимательских объединений осуществляется на основе интеграции деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: