double arrow

C. Холдинговые структуры

Большое распространение в последние годы в России получило такое хозяйственное объединение предприятий, как холдинг.

“ХОЛДИНГ КОМПАНИ” – (от английского холдинг – владеющий)- это акционерная компания, использующая свой капитал для приобретения контрольных пакетов акций других компаний с целью установления господства и контроля над ними.

Холдинг — это предприятие любой организационно-правовой формы, владеющее акциями других компаний. Российские нормативные акты предусматривают два вида холдингов: финансовый и смешанный (нефинансовый). Финансовым считается холдинг, более 50% капитала которого составляют ценные бумаги других предприятий и другие финансовые активы. Основную роль в деятельности такого холдинга играют финансовые операции, выполнять другие виды деятельности финансовый холдинг не имеет права, поскольку он объединяет капиталы, а не предприятия. Поэтому этот холдинг по существу не является объединением предприятий.

Смешанный холдинг характеризуется тем, что его материнская компания имеет право вести собственную хозяйственную деятельность. Холдинги смешанного типа больше всего подходят для наукоемких и технологически связанных предприятий, в которых осуществляется сложная научно-техническая, производственная и другие виды деятельности. Холдинги такого типа могут также выполнять функции генерального подрядчика, осуществлять научно-техническую и коммерческую деятельность, координировать конверсию оборонных производств, заниматься внешнеэкономической деятельностью от имени дочерних предприятий.

Холдинговая компания может быть зарегистрирована в любой организационно-правовой форме, допускаемой законодательством. Наиболее часто в мировой практике холдинг — это АО открытого типа, в некоторых странах холдинг может быть АО закрытого типа или товарищество с ограниченной ответственностью. Холдинговые компании широко распространены в экономике развитых стран. Очень многие современные корпорации трансформируются в холдинги. Широкое распространение холдингов объясняется тем, что они способны реально увеличивать масштабы хозяйственной деятельности предприятий, поэтому они являются одной из наиболее эффективных форм предпринимательства.

В состав холдинга могут входить:

• материнская холдинговая компания (собственно холдинг);

• дочерние предприятия;

• зависимые предприятия.

Нормативная база по холдингам в России находится в стадии формирования. Документом, регулирующим правовые отношение при создании холдингов, является Временное положение "О холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества", утвержденное в ноябре 1992 г. Указом Президента России. Следует отметить, что названный выше документ распространяется только на те холдинги, в которых доля капитала, находящегося в государственной собственности, превышала 25%.

d. Финансово-промышленный группы - это совокупность юридических лиц, полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы для реализации крупных проектов и программ, направленных на повышения конкурентоспособности и эффективности производства, создания рациональных технологических связей, привлечения инвестиций и ускорения научно-технического прогресса.

ФПГ в России образуются для преодоления кризиса в отечественной экономике. Мировой опыт показывает, что основной целью создания ФПГ на основе слияния банковского, промышленного, интеллектуального и информационного потенциала является повышение эффективности работы предприятий и финансовых учреждений, вошедших в эту структуру. ФПГ создаются для совместной реализации инвестиционных и других проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности, расширения рынков сбыта товаров и услуг, создания новых рабочих мест. Создание ФПГ с участием предприятий России и стран СНГ позволит сохранить единую цепочку технологически зависимых предприятий, а также укрепить и развить на новой организационно-экономической основе интеграционные процессы.

Образование ФПГ с участием предприятий, создающих научно-техническую продукцию, будет способствовать сохранению отечественных технологических достижений в космонавтике, микроэлектронике, лазерной технологии и в других конкурентоспособных направлениях.

Формирование ФПГ в России регламентируется следующими документами:

1. Федеральным законом РФ "О финансово-промышленных группах" № 190-ФЗ от 30 ноября 1995 г.

2. Указом Президента РФ "О создании ФПГ в Российской Федерации" № 2096 от 5 декабря 1993 г.

3. Постановлением Правительства Российской Федерации "О программе содействия формированию ФПГ* № 48 от 16 января 1995 г.

Согласно указанным документам ФПГ формируются на основе добровольного вхождения предприятий, банков и других учреждений в состав группы, соблюдения норм антимонопольного законодательства, обязательности учета специфики входящих в объединение структур.

Инициатива создания ФПГ может принадлежать предприятиям, учреждениям и организациям. В реальной жизни такое образование ФПГ является преобладающим, так как позволяет находить более выгодных партнеров. Не исключено образование ФПГ по решению правительства. В этом случае организационные проблемы могут решиться быстрее. Такое формирование ФПГ целесообразно в случае, когда необходимо реализовать крупномасштабные проекты.

В Российской Федерации ФПГ могут создаваться тремя способами:

1) в форме открытых акционерных обществ;

2) путем передачи пакета акций, находящихся в собственности участников группы, в доверительное управление одному из участников (ФПГ-траст);

3) приобретением одним из участников пакета акций других предприятий и организаций, становящихся участниками ФПГ.

Создаваемая ФПГ регистрируется в государственных органах, если соблюдены требования антимонопольного законодательства и нормативных актов РФ о финансово-промышленных группах.

В соответствии с действующим законодательством в ФПГ могут входить производственные, научно-производственные предприятия, научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации, банки, инвестиционные фонды, холдинговые и страховые компании, торговые фирмы, строительные и транспортные предприятия, биржи, В состав ФПГ, кроме коммерческих, могут быть включены и некоммерческие организации, в том числе иностранные.

Основные признаки ФПГ, выступающей как самостоятельный субъект хозяйственного оборота:

• организационное единство;

• объединенное имущество;

• юридическая самостоятельность;

• самостоятельная имущественная ответственность в объединенных обособленных активах.

Имущественная обособленность ФПГ основывается на отделении имущества ФПГ от имущества участников, в то же время административная ответственность и форма собственности не меняются. Это важно для создания материальной предпосылки ответственности ФПГ по долговым обязательствам всем принадлежащим ей имуществом.

Несмотря на то, что ФПГ является консолидированным субъектом экономики, важен лидер, заинтересованный в реализации новых идей. Таким лидером может быть как промышленник, так и банкир. В западных странах центром ФПГ являются банки, при этом руководители банков вводятся в Советы директоров финансово-промышленной группы и участвуют в управлении инвестиционной деятельностью.

К середине 1995 г. в России было зарегистрировано 15 ФПГ: "Уральские заводы" (Ижевск), "Русхим" (Москва), "Нижегородские автомобили", "Интеррос" (Москва), "Объединенная промышленно-строительная компания" (Рязань) и др.

II. Стратегические партнерства – это объединения компаний без прямого участия в капитале, как правило, это сотрудничество некоторой компании с более крупной и мощной в финансовом отношении компанией, которая может обеспечить ресурсы для достижения ее экономических и стратегических целей. Различают следующие формы стратегических партнерств:

1. Партнерство картельного типа:

а) картель (франц. cartel от итал. cartelio) - форма объединения производителей или потребителей, гласное или негласное соглашение группы близких по профилю предприятий, фирм, компаний об объемах производства и продажи, ценах, рынках сбыта. Цель создания картелей - увеличение прибыли посредством устранения, ограничения и регламентации конкуренции внутри объединения и подавления внешней конкуренции со стороны фирм, не участвующих в данном соглашении. В ряде стран заключение картельных соглашений запрещено антимонопольным законодательством или ограничено узкими рамками отдельных отраслей и видов производств или особых условий.

Картельное соглашение - договоренность между двумя или несколькими предприятиями, фирмами о создании картеля. Различают горизонтальное соглашение, заключаемое между одинаково специализированными фирмами, и вертикальное соглашение, направленное на ограничение гибкости рынка, достигаемое за счет атомистичности и текучести.

б) синдикат - (от лат. sindicatus, sindicus - поверенный, представитель) - 1) объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию, созданное в интересах организации коллективного сбыта такой продукции через единую торговую сеть. Синдикат учреждает общее торговое товарищество, заключающее договор о продаже с каждым из членов синдиката. Синдикаты могут создавать и банки. Члены банковского синдиката приобретают ценные бумаги, выпускаемые любым участником группы; 2) группа инвестиционных дилеров, согласившаяся купить новый выпуск ценных бумаг для распространения между инвесторами.

в) пул - (англ. pool - общий котел) - форма объединения, соглашения между предпринимателями, обычно имеющая временный характер, при которой прибыль ее участников поступает в общий фонд и распределяется между ними согласно заранее установленным соотношениям.

2. Лицензионный тип партнерств:

-соглашение предоставлений нововведений;

-франчайзинговые соглашения, соглашения типа «центр - периферия», при котором одна фирма – франчайзи заключает лицензионное соглашение – «франшизу» об использовании технологической схемы и товарной марки другой фирмы – «франчайзер» в обмен на уплату регулярных взносов. Виды франчайзинга: по сфере деятельности (товарный, производственный, деловой), по масштабам распространения (индивидуальный, региональный развивающийся).

- т.д.

3. Управленческий тип стратегического партнерства - союз предпринимателей по поводу указания услуг в области управления.

Выводы по теме: «Системная модель фирмы, принципы деятельности фирмы, типология фирм».

Организация – это сознательно контролируемое социальное образование с определенными границами, которая функционирует на относительном постоянной основе для достижения поставленных целей.

Для характеристики предпринимательской деятельности принято использовать понятия фирма и предприятие.

Фирма – является основным субъект экономической системы, зарегистрирована в определенно - правовой форме и осуществляющей предпринимательскую деятельность для достижения определённой цели. Фирма может владеть и управлять одной или несколькими хозяйственными единицами, то есть предприятиями. Таким образом, предприятия - это объект предпринимательской деятельности, существующий в виде определенного имущественного комплекса.

Любую фирму можно рассмотреть как:

1. подсистему ряда других систем (отраслевых, национальной экономики, территориальных, мировой системы);

2. сложную систему - построенную для решения много целевых задач и описать которую можно с различных точек зрения;

3. как динамическую, изменяющуюся в результате происходящих в ней процессов;

4. как социально - техническую систему, проектируемую на основе планомерного комбинирования факторов производства для выпуска определенных товаров;

5. как открытую систему, ключевые факторы которой находится во внешней среде.

Любое предприятие функционирует в рамках внешней и внутренней среды, которые вместе формируют среду деятельности предприятия.

Внешняя среда предприятия — это совокупность экономических, политических, правовых, научных и технических, коммуникационных, природно-географических и других условий и факторов, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на деятельность предпринимательского предприятия. Таким образом, внешняя среда – это субъекты и силы активно влияющие на предпринимательскую деятельность фирмы и находящиеся за её пределами.

Внешняя среда включает микро и макро среду:

Микросреда - это ближайшее окружение фирмы (факторами микросреды являются: поставщики, конкуренты, средство массовой информации, и т.д.). микросреда косвенно управляется со стороны фирмы.

Макросреда - это субъекты и силы более широкого социального плана (факторами макросреды являются: демографическая, политико - правовая сфера, географическое расположение, научно - техническая среда). Факторы макро среды являются неуправляемыми со стороны фирмы.

Параметрами для описания внешней среды являются:

♦ сложность - это количество факторов на которые должна реагировать фирма, чтобы выжить;

♦ динамичность, скорость изменения факторов;

♦ неопределенность - это количество информации, которым фирма располагает о внешней среде.

Отдельного изучения заслуживает очень важная часть внешней среды редприятия — деловая среда. В. Смирнова и У. Рейзел представляют составляющие деловой среды организации (предприятия) в следующем виде (рис.).

Очевидно, изучение внешней деловой среды организации (предприятия) следует начать с поставщиков материальных, энергетических и других ресурсов. Зависимость предприятия от поставщиков весьма велика. Несвоевременная поставка, поставка некачественных ресурсов, замена одних видов ресурсов другими, завышение цен на ресурсы и т.п. — все это ставит предприятие в полную зависимость от поставщиков, создает большие сложности в работе. Отсюда задача предприятия — максимально минимизировать свою ресурсную зависимость.

Независимо от организационно-правовой формы каждое предприятие является производственной системой. Система – совокупность элементов и взаимосвязей между ними, образующих собой единую целостность. Поэтому, при исследовании работы предприятия необходимо учитывать основные принципы системного подхода:

1. Сумма свойств элементов, входящих в систему не равна свойствам самой системы (прим.: появление новшеств, не присущих конкретным элементам в связи с их объединением).

2. Принято считать, что предприятие является открытой системой, т.е. системой, которая обменивается с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Открытая система постоянно приспосабливается к изменяющимся условиям, что обеспечивает ее экономическую устойчивость.

Системные представления о фирме позволяют построить системную модель фирмы, которая представлена на рисунке 5.

Принципы деятельности фирмы:

1. Экономический суверенитет;

2. Конкурентоспособность;

3. Обобществление деятельности в формах:

а) концентрации деятельности;

б) специализация сокращение товарной номенклатуры;

в)кооперирования деятельности;

г) самофинансирование;

д) самоуправление;

е) плановость;

ж) учет предпринимательского риска;

з) соблюдение моральных норм и правил;

и) соблюдение этики предпринимательства.

Классификация фирм на основе качественного признака имеет следующий вид:

1. Классификация фирм по секторам экономики.

2. Классификация фирм по масштабу деятельность (отраслевой принадлежности).

3. Классификация фирм по количественному критерию.

4. Классификация фирм по субъекту право собственности.

5. Классификация фирм по организационно-правовой форме.

6. Классификация фирм по территориально-национальном масштабе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: