Специализация ЗАТО в России

Закрытое административно-территориальное образование

Интересы государства (военная безопасность и др.) требуют созда­ния в определенных регионах закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО).

Во времена Советского Союза такие населённые пункты были строго засекречены: даже гражданам СССР, не имеющим права доступа к секретной информации, недоступны были не только въезд в эти населённые пункты или данные об их местоположении, но даже и их названия, их жителям не разрешалось рассказывать о том, где они живут. Население ЗАТО при подсчёте статистики «размазывалось» по другим населённым пунктам или приписывалось к крупным городам, таким как областные центры. ЗАТО чаще всего и назывались как районы городов: Челябинск-40, Томск-7, Красноярск-26, Сальск-7 и т. д. При этом для большей конспирации номера домов в таких городах часто начинались с крупных чисел, как бы продолжая улицы в «городах приписки», то же было с номерами школ, номерами маршрутов общественного транспорта и т. п.

В качестве компенсации за сложности, связанные с проживанием в закрытых городах, в советское время в них было лучше налажено снабжение, были в свободной продаже многие товары, которые в открытых населённых пунктах были дефицитом. Уровень благоустройства городов также был выше среднего, была лучше развита социальная сфера и сфера обслуживания. Из-за барьера, препятствующего свободному перемещению, в ЗАТО был значительно более низкий уровень преступности.

После распада СССР список ЗАТО был рассекречен. Вместо цифровых обозначений города получили отдельные названия.

Число ЗАТО составляет 45, в них проживает 1 345 000 человек. Это означает, что почти каждый сотый россиянин живёт в закрытом населённом пункте. По сегодняшний день территории ЗАТО огорожены заборами с колючей проволокой и охраной (по крайней мере на легкодоступных участках), а для их посещения необходимо получить специальный пропуск, для чего нужно указать причину посещения.

· 10 городов Росатома

o г. Железногорск / Красноярск-26 (Красноярский край)

o г. Заречный / Пенза-19 (Пензенская область)

o г. Зеленогорск / Красноярск-45 (Красноярский край)

o г. Лесной / Свердловск-45 (Свердловская область)

o г. Новоуральск / Свердловск-44 (Свердловская область)

o г. Озёрск / Челябинск-65 (ранее Челябинск-40) (Челябинская область)

o г. Саров (ранее Кремлёв) / Арзамас-16 (ранее Арзамас-60, Арзамас-75, Москва-300) (Нижегородская область)

o г. Северск (ранее Почтовый)/ Томск-7 (Томская область)

o г. Снежинск / Челябинск-70 (Челябинская область)

o г. Трехгорный / Златоуст-36 (Челябинская область)

· Роскосмос

o Звёздный городок (Московская область)

· ЗАТО Министерства обороны

o Закрытые военные городки

§ г. Сальск-7 (Ростовская область)

o Военно-морские базы ВМФ России

§ пос. Видяево (Мурманская область)

§ г. Большой Камень (Приморский край)

§ г. Вилючинск / Петропавловск-Камчатский-50 (Камчатский край)

§ г. Скалистый (Гаджиево) / Мурманск-130 (Мурманская область)

§ г. Заозёрск / Мурманск-150 (Мурманская область)

§ г. Островной / Мурманск-140 (Мурманская область)

§ г. Полярный (Мурманская область)

§ г. Североморск (Мурманская область)

§ г. Снежногорск / Мурманск-60 (Мурманская область)

§ г. Фокино / Шкотово-17 (Приморский край)

o Ракетные войска стратегического назначения

§ г. Знаменск / Капустин Яр-1 (Астраханская область)

§ пос. Власиха / Одинцово-10 (Московская область)

§ пос. Звёздный / Пермь-76 (Пермский край)

§ пос. Комаровский / Домбаровский-3 (Оренбургская область)

§ пос. Локомотивный / Карталы-6 (Челябинская область)

§ пос. Молодёжный / Наро-Фоминск-5 (Московская область)

§ пос. Озёрный (ранее Выползово) / Бологое-4 (Тверская область)

§ пос. Первомайский / Юрья-2 (Кировская область)

§ пос. Светлый / Татищево-5 (Саратовская область)

§ пос. Свободный / Нижний Тагил-39 (Свердловская область)

§ пос. Сибирский (Алтайский край)

§ пос. Солнечный / Ужур-4 (Красноярский край)

§ пос. Уральский / Косулино-1 (Свердловская область)

§ пос. Горный / Чита-46 (Забайкальский край)

o Космические войска

§ г. Краснознаменск / Голицыно-2 (Московская область)

§ г. Мирный / Мирный (Архангельская область) /космодром Плесецк/

§ пос. Солнечный (Тверская область)

§ пос. Углегорск / Свободный-18 (Амурская область) /космодром Свободный/

o Уничтожение химического оружия

§ пос. Михайловский (Саратовская область)

§ г. Шиханы/ Вольск-18 (Саратовская область)

o Военная связь

§ пос. Восход / Новопетровск-2 (Московская область)

§ пос. Восход / Балашов-13 (Саратовская область) [4]

o Строительство

§ г. Межгорье / Белорецк-15, Белорецк-16 (Башкортостан)

Местное самоуправление на территории ЗАТО имеет статус го­родского округа. Эта территория может не совпадать с границами субъекта РФ.

Предложение о создании ЗАТО вносит Правительство РФ по согласованию с органами государственной власти субъекта РФ, в ведении которого находится соответствующая территория. Решение о создании ЗАТО принимает Президент РФ.

Первоначально ЗАТО создавались для поддержки оборонных предприятий и военной науки. Деятельность федеральных органов, связанную с функционированием ЗАТО, координирует Минэкономразвития России. Некоторые ЗАТО являются по суще­ству наукоградами, хотя и не имеют этого статуса. В ЗАТО сосредо­точены уникальные кадры ученых и инженеров, имеется высокая техническая оснащенность, существуют возможности творческого роста.

Земли, занимаемые предприятиями, по виду деятельности кото­рых создано ЗАТО, находятся в федеральной собственности и пере­даются предприятиям в постоянное (бессрочное) пользование. Соз­дание на территории ЗАТО предприятий с иностранными инвести­циями допускается по решению органов местного самоуправления, согласованному с Правительством РФ. В ЗАТО поддерживается по­рядок обеспечения особого режима безопасности предприятий и объектов.

Предприятия, выполняющие государственный оборонный заказ, производят отчисления в бюджет ЗАТО для дополнительного фи­нансирования программ по экологии и здравоохранению в размере 1% от объема финансирования. Налоговые и иные поступления от юридических лиц, находя­щихся в границах ЗАТО, направляются в местный бюджет. Эти средства используются на создание новых рабочих мест, социальное развитие, инфраструктуру, экологию, на уменьшение дотаций из федерального бюджета.

Закрытым административно-территориальном образованиям с учетом финансирования дополнительных расходов, связанных с особым режимом безопасного функционирования, выделяются компенсации. Дефицит бюджета ЗАТО покрывается за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, предусматривается оказание финансовой помощи из федерального бюджета на переселение граждан, утративших производственную, служебную связь с организациями (объектами), расположенными на территории ЗАТО, и на развитие социальной и инженерной инфраструктуры.

Бюджеты муниципальных образований, имеющих статус ЗАТО, включаются в консолидированные бюджеты субъектов РФ. Вместе с тем они не учитываются при распределении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Все вопросы деятельности ЗАТО, кроме находящихся в ведении федеральных органов и органов местного самоуправления, решают­ся администрацией субъекта РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: