Закрытое административно-территориальное образование
Интересы государства (военная безопасность и др.) требуют создания в определенных регионах закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО).
Во времена Советского Союза такие населённые пункты были строго засекречены: даже гражданам СССР, не имеющим права доступа к секретной информации, недоступны были не только въезд в эти населённые пункты или данные об их местоположении, но даже и их названия, их жителям не разрешалось рассказывать о том, где они живут. Население ЗАТО при подсчёте статистики «размазывалось» по другим населённым пунктам или приписывалось к крупным городам, таким как областные центры. ЗАТО чаще всего и назывались как районы городов: Челябинск-40, Томск-7, Красноярск-26, Сальск-7 и т. д. При этом для большей конспирации номера домов в таких городах часто начинались с крупных чисел, как бы продолжая улицы в «городах приписки», то же было с номерами школ, номерами маршрутов общественного транспорта и т. п.
|
|
В качестве компенсации за сложности, связанные с проживанием в закрытых городах, в советское время в них было лучше налажено снабжение, были в свободной продаже многие товары, которые в открытых населённых пунктах были дефицитом. Уровень благоустройства городов также был выше среднего, была лучше развита социальная сфера и сфера обслуживания. Из-за барьера, препятствующего свободному перемещению, в ЗАТО был значительно более низкий уровень преступности.
После распада СССР список ЗАТО был рассекречен. Вместо цифровых обозначений города получили отдельные названия.
Число ЗАТО составляет 45, в них проживает 1 345 000 человек. Это означает, что почти каждый сотый россиянин живёт в закрытом населённом пункте. По сегодняшний день территории ЗАТО огорожены заборами с колючей проволокой и охраной (по крайней мере на легкодоступных участках), а для их посещения необходимо получить специальный пропуск, для чего нужно указать причину посещения.
· 10 городов Росатома
o г. Железногорск / Красноярск-26 (Красноярский край)
o г. Заречный / Пенза-19 (Пензенская область)
o г. Зеленогорск / Красноярск-45 (Красноярский край)
o г. Лесной / Свердловск-45 (Свердловская область)
o г. Новоуральск / Свердловск-44 (Свердловская область)
o г. Озёрск / Челябинск-65 (ранее Челябинск-40) (Челябинская область)
o г. Саров (ранее Кремлёв) / Арзамас-16 (ранее Арзамас-60, Арзамас-75, Москва-300) (Нижегородская область)
o г. Северск (ранее Почтовый)/ Томск-7 (Томская область)
o г. Снежинск / Челябинск-70 (Челябинская область)
o г. Трехгорный / Златоуст-36 (Челябинская область)
· Роскосмос
o Звёздный городок (Московская область)
|
|
· ЗАТО Министерства обороны
o Закрытые военные городки
§ г. Сальск-7 (Ростовская область)
o Военно-морские базы ВМФ России
§ пос. Видяево (Мурманская область)
§ г. Большой Камень (Приморский край)
§ г. Вилючинск / Петропавловск-Камчатский-50 (Камчатский край)
§ г. Скалистый (Гаджиево) / Мурманск-130 (Мурманская область)
§ г. Заозёрск / Мурманск-150 (Мурманская область)
§ г. Островной / Мурманск-140 (Мурманская область)
§ г. Полярный (Мурманская область)
§ г. Североморск (Мурманская область)
§ г. Снежногорск / Мурманск-60 (Мурманская область)
§ г. Фокино / Шкотово-17 (Приморский край)
o Ракетные войска стратегического назначения
§ г. Знаменск / Капустин Яр-1 (Астраханская область)
§ пос. Власиха / Одинцово-10 (Московская область)
§ пос. Звёздный / Пермь-76 (Пермский край)
§ пос. Комаровский / Домбаровский-3 (Оренбургская область)
§ пос. Локомотивный / Карталы-6 (Челябинская область)
§ пос. Молодёжный / Наро-Фоминск-5 (Московская область)
§ пос. Озёрный (ранее Выползово) / Бологое-4 (Тверская область)
§ пос. Первомайский / Юрья-2 (Кировская область)
§ пос. Светлый / Татищево-5 (Саратовская область)
§ пос. Свободный / Нижний Тагил-39 (Свердловская область)
§ пос. Сибирский (Алтайский край)
§ пос. Солнечный / Ужур-4 (Красноярский край)
§ пос. Уральский / Косулино-1 (Свердловская область)
§ пос. Горный / Чита-46 (Забайкальский край)
o Космические войска
§ г. Краснознаменск / Голицыно-2 (Московская область)
§ г. Мирный / Мирный (Архангельская область) /космодром Плесецк/
§ пос. Солнечный (Тверская область)
§ пос. Углегорск / Свободный-18 (Амурская область) /космодром Свободный/
o Уничтожение химического оружия
§ пос. Михайловский (Саратовская область)
§ г. Шиханы/ Вольск-18 (Саратовская область)
o Военная связь
§ пос. Восход / Новопетровск-2 (Московская область)
§ пос. Восход / Балашов-13 (Саратовская область) [4]
o Строительство
§ г. Межгорье / Белорецк-15, Белорецк-16 (Башкортостан)
Местное самоуправление на территории ЗАТО имеет статус городского округа. Эта территория может не совпадать с границами субъекта РФ.
Предложение о создании ЗАТО вносит Правительство РФ по согласованию с органами государственной власти субъекта РФ, в ведении которого находится соответствующая территория. Решение о создании ЗАТО принимает Президент РФ.
Первоначально ЗАТО создавались для поддержки оборонных предприятий и военной науки. Деятельность федеральных органов, связанную с функционированием ЗАТО, координирует Минэкономразвития России. Некоторые ЗАТО являются по существу наукоградами, хотя и не имеют этого статуса. В ЗАТО сосредоточены уникальные кадры ученых и инженеров, имеется высокая техническая оснащенность, существуют возможности творческого роста.
Земли, занимаемые предприятиями, по виду деятельности которых создано ЗАТО, находятся в федеральной собственности и передаются предприятиям в постоянное (бессрочное) пользование. Создание на территории ЗАТО предприятий с иностранными инвестициями допускается по решению органов местного самоуправления, согласованному с Правительством РФ. В ЗАТО поддерживается порядок обеспечения особого режима безопасности предприятий и объектов.
Предприятия, выполняющие государственный оборонный заказ, производят отчисления в бюджет ЗАТО для дополнительного финансирования программ по экологии и здравоохранению в размере 1% от объема финансирования. Налоговые и иные поступления от юридических лиц, находящихся в границах ЗАТО, направляются в местный бюджет. Эти средства используются на создание новых рабочих мест, социальное развитие, инфраструктуру, экологию, на уменьшение дотаций из федерального бюджета.
Закрытым административно-территориальном образованиям с учетом финансирования дополнительных расходов, связанных с особым режимом безопасного функционирования, выделяются компенсации. Дефицит бюджета ЗАТО покрывается за счет средств федерального бюджета.
|
|
Кроме того, предусматривается оказание финансовой помощи из федерального бюджета на переселение граждан, утративших производственную, служебную связь с организациями (объектами), расположенными на территории ЗАТО, и на развитие социальной и инженерной инфраструктуры.
Бюджеты муниципальных образований, имеющих статус ЗАТО, включаются в консолидированные бюджеты субъектов РФ. Вместе с тем они не учитываются при распределении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Все вопросы деятельности ЗАТО, кроме находящихся в ведении федеральных органов и органов местного самоуправления, решаются администрацией субъекта РФ.