Право на здоровье является важнейшим достижением цивилизации. Социальное государство не только проводит политику охраны здоровья, но и берет на себя ответственность за демографическую ситуацию в стране.
Систему здравоохранения образуют лечебно-профилактические, научно-исследовательские, аптечные, образовательные и другие учреждения, предприятия по производству медицинской техники, лекарств и органы управления здравоохранением. Кроме государственного, развивается муниципальное и частное здравоохранение.
Задачей здравоохранения является более полное удовлетворение потребностей населения в качественной доступной медицинской и лекарственной помощи, создание условий для здоровой, активной жизни людей, конкуренции лечебно-профилактических учреждений независимо от форм собственности, свободного выбора гражданами медицинского учреждения.
Наиболее общим показателем развития здравоохранения служит доля ассигнований на медицинскую помощь по отношению к ВВП. В России они составляют 2%, что значительно меньше, чем во многих других странах (например, США — 14%, Германия — 10; Венгрия — 7; Польша — 6; в СССР этот показатель равнялся 5%).
Расходы на здравоохранение в расчете на душу населения составляют: в США — 3900 долл., странах Западной Европы — 2000—2500, России — 300 долл. в год.
Объем финансирования медицинских учреждений зависит от количества персонала и койкомест. Используются нормы финансирования здравоохранения, отражающие размеры затрат по предоставлению бесплатной медицинской помощи в расчете на человека.
За счет бюджетных средств должна оплачиваться гарантированная бесплатная медицинская помощь при условии сохранения ее доступности для всех граждан.
Большие надежды возлагаются на обязательное медицинское страхование (ОМС). Оно обеспечивает защиту интересов пациентов не только медицинскими учреждениями, но и страховыми компаниями. Средства обязательного и добровольного медицинского страхования расходуются на оплату услуг (использовать их на развитие материальной базы не разрешается). Их доля в общем объеме финансирования составляет 1/3.
Платными могут быть услуги в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи, осуществляемые по договорам с гражданами или организациями. Деятельность по оказанию лечебно-профилактическими учреждениями платных медицинских услуг, являющихся дополнительными к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи, регулируются государством независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности данных учреждений. Контролируются их организация, качество оказания медицинских услуг, правильность взимания платы.
Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области охраны здоровья, является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России).
Предприятия и учреждения здравоохранения могут выполнять свои функции только при наличии лицензии на избранный вид деятельности.