Управление сферой культуры
Управление отраслями социальной сферы
Основными отраслями социальной сферы являются культура, образование, здравоохранение. Каждая из них удовлетворяет специфические потребности человека — как духовные, так и материальные, которые не являются взаимозаменяемыми.
Долгосрочные цели политики государства в сфере культуры заключаются в формировании нравственных основ демократического строя, создании условий для воспроизводства и развития творческого потенциала общества, сохранения разнообразия национальных традиций народов страны, доступности услуг учреждений культуры.
Законодательством определен норматив финансирования культуры за счет государства (2% расходной части федерального бюджета). Государственное финансирование кинопроизводства из федерального бюджета должно составлять не менее 0,2% его расходной части и не более, как правило, 70% сметной стоимости производства и проката фильма.
Управление культурой осуществляется на основе взаимодействия как государственных, так и негосударственных организаций культуры, фондов, творческих союзов.
Органом федеральной власти, участвующим в управлении культурой, является Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России). Министерство отвечает за финансирование из федерального бюджета развития и сохранения культурного наследия, подготовку творческих кадров высшей квалификации, обеспечение деятельности особо ценных объектов культуры, развитие международного и межрегионального культурного сотрудничества. Органы исполнительной власти субъектов РФ реализуют региональные программы с учетом местных, национальных и других особенностей, содействуют развитию культуры в муниципальных образованиях, поддерживают культуру малочисленных народов.
Главной целью образования является гармоничное развитие личности и творческих способностей человека, повышение интеллектуального и культурного потенциала страны.
Установлено, что объем знаний удваивается за каждые 10 лет. Не хватит всей жизни, чтобы их освоить. Технический прогресс позволяет перевести знания в электронную форму, справочники, используемые по мере необходимости. Поэтому образование не сводится только к усвоению суммы знаний — важно не только то, что человек знает, но и может ли он ориентироваться в ситуациях, самообучаться, творчески решать задачи.
Государственная сеть образовательных учреждений создается в соответствии с потребностями городского и сельского населения, с учетом национальных и региональных особенностей. Среднее профессиональное образование ориентируется на запросы населения и местные рынки труда. Система высшего профессионального образования учитывает потребности в специалистах и интересы отдельной личности.
Образование базируется на государственных образовательных стандартах, включающих федеральный и национально-региональный компоненты. Они являются основой объективной оценки квалификации выпускников независимо от форм получения образования. Федеральные компоненты, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников, устанавливают федеральные органы государственной власти.
Образовательная деятельность является лицензируемой. Лицензия выдается государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления на основе заключения экспертной комиссии, создаваемой этими органами.
Право образовательного учреждения на выдачу выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования возникает после его государственной аккредитации. Государственная аккредитация проводится федеральными и ведомственными государственными органами управления образованием и удостоверяется свидетельством о государственной аккредитации, подтверждающим государственный статус учреждения, соответствие качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.
Аттестация образовательного учреждения проводится один раз в пять лет. Она является основной формой государственно-общественного контроля за образовательной деятельностью. Ее целью служит установление соответствия содержания и качества обучения требованиям государственных образовательных стандартов. Положительное заключение аттестационной комиссии служит основанием для получения образовательным учреждением государственной аккредитации. Основанием для отказа в государственной аккредитации может быть несоответствие заявленных в учредительных документах типа, вида, категории образовательного учреждения требованиям и критериям, предъявляемым к ним.
Россия поддерживает достаточно высокий уровень образования нации. Обеспечивается общедоступное, в том числе гарантированное бесплатное образование на всех ступенях и уровнях системы образования, а на конкурсной основе — бесплатность среднего профессионального, высшего и послевузовского образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Финансирование осуществляется на основе государственных и местных нормативов, определяемых в расчете на одного обучающегося по каждому типу и виду учреждений. Нормативы финансирования негосударственных образовательных учреждений не могут быть ниже нормативов аналогичных государственных и муниципальных учреждений на данной территории. Негосударственные учреждения после их аккредитации получают право на государственное или муниципальное финансирование.
Учебные центры Минобрнауки России и профессиональные курсы обучения и переподготовки населения предоставляют услуги по договорам и на конкурсной основе. Заказчиками подготовки выступают службы занятости, союзы предпринимателей, отдельные предприятия. ПТУ преобразуются в профессиональные лицеи (начальное профобразование) и передаются для управления на региональный уровень.
Образовательные учреждения могут оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными стандартами. Доходы от такой деятельности реинвестируются в образовательное учреждение по его усмотрению. Такая деятельность не относится к предпринимательству. Платные образовательные услуги не могут оказываться вместо образовательной деятельности, финансируемой бюджетом. Заработанные таким способом средства изымаются в бюджет. Негосударственные образовательные учреждения вправе взимать плату с обучающихся за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов. Взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и обучающегося, его родителей (представителей) регулируются договором.
Дополнительное финансирование обеспечивается, например, деятельностью попечительных советов. Родители и работодатели, представляя потребности рынка, оказывают влияние на учебные программы, устанавливают доплаты учителям из внебюджетных источников.
Однако провозглашение образования приоритетом, базовой демократической ценностью не подкрепляется в полной мере практическими делами. На обучение одного ученика общеобразовательной школы расходуется в год 70% средств от минимальной потребности. Средняя заработная плата учителя едва превышает прожиточный минимум, незначительные периодические ее повышения и надбавки не решают проблемы. Система профессионального образования сократила обучение с 1200 до 250 профессий, в основном из-за невостребованности рынком, а государственный заказ отменен.
Функции Министерства образования и науки РФ ограничены, управленческая вертикаль не действует. Федеральные органы управления образованием могут инспектировать образовательные учреждения и любой орган управления образованием в порядке надзора, но не могут самостоятельно принимать к рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции органов управления образованием субъектов РФ и местных органов управления. В то же время законом об образовании школе предоставлена широкая автономия. Деятельность органов управления образованием в целом направлена на обеспечение федеральной программы развития образования, выполнение государственных образовательных стандартов и функционирование системы образования. Однако она не имеет достаточного материального и финансового обеспечения.
Ряд стран ставит в сфере образования весьма высокие задачи. Финляндия добивается, чтобы не менее 60% представителей каждого поколения получали высшее образование. Япония намерена перейти ко всеобщему высшему образованию. В России еще жива традиция ставить амбициозные задачи, в том числе и в образовании. Чтобы сделать образование доступным, качественным и эффективным, предстоит в первую очередь поднять социальный статус учителя, укрепить материальную и финансовую базу образовательных учреждений.