Управление корпоративными конфликтами

Корпоративные конфликты чаще всего возникают в связи с переделом собственности и сфер влияния на рынках. В процессе конкурентной борьбы более эффективные предприятия вытесняют менее успешные, которые или уходят с рынка, или поглощаются более сильной компанией, которая таким образом увеличивает свои активы. Это нормальная практика рыночных отношений — они жесткие, но справедливые, если осуществляются в рамках за­конодательства, способствуют централизации и концентрации ка­питала. Государство лишь следит за тем, чтобы не монополизиро­вались рынки. Предприятие, легитимным способом обеспечиваю­щее перераспределение активов, выступает в роли рыночного «чис­тильщика».

Однако конкуренция бывает не только добросовестной, не всех устраивает достижение превосходства более эффективной работой, к которой нелегко быстро прийти. Появляется соблазн добиться нужных результатов кратким путем, демонстрацией силы связей с сильными мира сего, ложного лидерства. Внешне претензии потен­циальных лидеров выглядят легитимно, формально законно, В дей­ствительности используется несовершенство, противоречивость за­конодательства в расчете на поддержку органов управления и лиц, так или иначе могущих влиять на конфликтную ситуацию в пользу одной стороны.

В данном случае ставка делается в основном тоже на поглоще­ние, но не с помощью более эффективного производства по крите­риям цены и качества, а посредством юридических манипуляций с слабозащищенным в правовом отношении объектом, криминально­го, в том числе силового, захвата. Такое явление на рынке получило название рейдерства. Захват, как правило, осуществляется группой лиц, выступающих от имени какой-либо организации. Объектом захвата являются ключевые позиции в управлении другой организа­цией с целью изменения ее экономической политики или удаления с рынка как конкурента. В отличие от добросовестной конкурен­ции, рейдеры поглощают эффективные предприятия, т.е. демонст­рирующие стабильный рост, доходность, социальную ответствен­ность, законопослушность и т.д. Перспектива недружественного поглощения угрожает всякому успешно работающему предприятию, конкурентоспособному, имеющему квалифицированный менедж­мент. Для рейдеров они становятся лакомыми кусками.

Захват осуществляется на основе создания незаконными мето­дами формально законного правового поля. Представляются фаль­шивые документы. Налоговые и регистрационные органы на их основе выдают новые правоустанавливающие документы (по закону они не обязаны проверять подлинность первичных документов). Новый собственник с помощью наемной силы берет объект под свой контроль. Правоохранительные органы не вмешиваются, ква­лифицируя данную операцию как спор хозяйствующих субъектов. В конечном счете, незаконность захвата чужой собственности выявля­ется, но до той поры обычно проходит много времени, при этом сам процесс захвата может продолжаться годами.

«Черное»- рейдерство приобрело массовый характер. За пять лет (2000—2005 гг.) произошло около 5 тыс. незаконных поглоще­ний, в 2005 г. захвачено 1900 компаний, стоимость которых со­ставляет около 200 млрд руб. Но возбуждено лишь 346 уголовных дел. На федеральном уровне рассмотрено более 60 публичных корпоративных конфликтов, в основном в них включаются пред­приятия машиностроения — отрасли, которая развивается весьма медленно, рейдерство еще больше ее дезорганизует, подрывает ре­путацию страны в среде потенциальных инвесторов, в том числе иностранных.

Основной мишенью при захватах являются земля, недвижимость. Новые собственники меняют руководство, перепрофилируют произ­водство, сокращая реальный сектор экономики.

Легче захватываются предприятия, где основным акционером является трудовой коллектив, чему способствует распыленность акций, отсутствие реального собственника и дивидендов, легкость, с которой акционеры расстаются со своими долями акций. Тем не менее, ключевую роль играет позиция представителей судебной власти.

Экономический терроризм становится возможным только бла­годаря покровительству отдельных чиновников и судей Арбитраж­ного суда, необъяснимому с точки зрения нормальной логики, но укладывающемуся в формальные процедуры разрешения споров. Нет надобности объяснять, чем обусловливается избирательная заинтересованность.

Государство должно поставить заслон рейдерству. Только со­вершенствованием законодательства проблему не решить. Пока вольготно чувствуют себя коррупционеры в рядах чиновников и судей, усилия такого рода будут сводиться на нет. Тем не менее, действия рейдеров необходимо квалифицировать как пиратство XXI века, проявление организованной преступности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: