Управление общественными чрезвычайными ситуациями

Чрезвычайные ситуации (ЧС) в обществе возникают по мере на­копления неразрешенных противоречий в стране в целом или в от­дельных ее регионах. Благоприятной средой для обострения ситуа­ции является кризисное состояние общества.

Чрезвычайные ситуации уменьшают ресурсный потенциал, вы­зывают дополнительные материальные затраты, угрожают сущест­вованию государственной системы, экономическому и социальному устройству.

Минэкономразвития России ежегодно доводит до федеральных органов исполнительной власти прогнозы социально-экономиче­ского развития страны, пороговые и качественные параметры крите­риев экономической безопасности. Федеральные органы исполни­тельной власти организуют мониторинг и прогнозирование факто­ров, определяющих возникновение угроз, ведут поиск оптимальных путей их преодоления, создают систему обеспечения безопасности.

Критериями пороговых показателей являются прежде всего способность эко­номики функционировать в режиме расширенного воспроизводства. Правительством РФ установлен перечень мер по предотвраще­нию угроз экономической безопасности.

1. Сокращение имущественной дифференциации населения в целях обеспечения относительного баланса социальных интересов, в том числе:

• предотвращение расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных;

• снижение локальной концентрации бедных слоев населения;

• ликвидация задержек выплаты заработной платы и социальных пособий;

• сокращение разрыва между минимальной оплатой труда и прожиточным минимумом.

2. Предотвращение дальнейшего деформирования структуры эко­номики, в том числе:

• увеличения доли продукции низкой степени обработки;

• повышения материало- и энергоемкости продукции;

• отставания прироста запасов полезных ископаемых от объе­мов их добычи;

• снижения результативности и разрушения технологического единства научных исследований;

• завоевания иностранными и отечественными юридическими и физическими лицами монопольного положения на рынке;

• приобретения иностранными юридическими и физическими лицами российских предприятий для вытеснения отечественной продукции;

• роста внутреннего и внешнего долга.

3. Предотвращение возрастания неравномерности социально-экономи­ческого развития регионов, в том числе:

• роста различий в социально-экономическом развитии регионов;

• нарушения производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов;

• увеличения разрыва в уровне национального дохода на душу населения по субъектам РФ.

4. Выявление и устранение причин, приводящих к криминализации общества и хозяйственной деятельности.

Чрезвычайные ситуации возможны в масштабе страны, регионов, отрасли или сферы деятельности. Меры по выходу из чрезвычайной ситуации принимаются в зависимости от ее сложности, продолжи­тельности, территориального охвата как федеральными, так и регио­нальными органами власти.

Наиболее радикальным способом выхода из чрезвычайной си­туации является введение чрезвычайного положения.

Чрезвычайное положение вводится как временная мера в целях ско­рейшей нормализации обстановки, исключительно в интересах обеспе­чения безопасности граждан и охраны конституционного строя страны.

Согласно Федеральному закону «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. № 3 чрезвычайное положение означает особый право­вой режим деятельности органов власти, организаций независимо от форм собственности и их должностных лиц.

Чрезвычайное положение на всей территории страны или в от­дельных местностях вводится указом Президента РФ, который под­лежит незамедлительному официальному опубликованию, а затем рассмотрению на заседании Совета Федерации. Указ вступает в силу после его утверждения Советом Федерации. Срок действия чрезвычайного положения не может превышать 30 суток, а в отдельных мест­ностях — 60 суток.

Основаниями для введения чрезвычайного положения могут быть:

• попытки захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, межнациональные конфликты и другие события аналогичного характера;

• чрезвычайные ситуации природного и техногенного характе­ра, эпидемии, стихийные и иные бедствия, требующие масштабных аварийно-спасательных работ.

В период действия чрезвычайного положения могут вводиться приостановление полномочий органов исполнительной власти субъ­ектов РФ; усиление охраны общественного порядка, объектов жизне­деятельности и функционирования транспорта; ограничения на свободу передвижения, перемещения товаров, финансовых средств, проведе­ние митингов и других массовых мероприятий; запрещение забасто­вок и другие меры. В случае угрозы конституционному строю в чис­ло ограничительных мер могут включаться введение комендантского часа; предварительной цензуры средств массовой информации; при­остановление деятельности политических партий и др.

Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, органов безопасности, внутренних войск, органов МЧС России, а в исключительных случаях — Вооруженные Силы, другие воинские формирования.

На территории, где введено чрезвычайное положение, указом Президента РФ вводится особое управление. Для координации дей­ствий может быть создан объединенный оперативный штаб. Органом управления становится временный специальный орган. Ему могут быть переданы полномочия органов исполнительной власти субъек­тов РФ и местного самоуправления. Если создание временного специального органа не обеспечивает достижение целей чрезвычайного положения, то может быть создан федеральный орган управ­ления территорией.

Органы особого управления издают в пределах своих полномочий обязательные для исполнения приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения.

Финансирование работ по устранению причин и последствий чрез­вычайного положения определяется Правительством РФ за счет средств федерального бюджета.

Для преодоления чрезвычайной ситуации вводится также прямое президентское правление. Президент РФ и Правительство РФ в соот­ветствии с Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами осуществляют свои полномочия по обеспечению на территории законности и правопорядка, функ­ционирования экономики и социальной сферы с использованием временной системы органов исполнительной власти.

Прямое президентское правление вводилось в Чеченской Респуб­лике, где в результате деятельности террористических организаций сложилась чрезвычайная ситуация, были парализованы государст­венно-правовые институты. Действовала временная система органов исполнительной власти в целях защиты конституционного строя, прав и свобод человека на территории республики, создания условий для восстановления ее правовых институтом, экономики, социальной сферы. Специальный консультативный орган, включающий уважае­мых людей разных тейпов, обеспечивал связи администрации с об­щественностью республики.

В России на фоне разразившегося в 1990-е гг. всеобщего кризи­са периодически возникали локальные чрезвычайные ситуации: не­добор налогов, невыплата пенсий, вооруженные конфликты и т.д. Несмотря на сложность обстановки, связанной с террористически­ми угрозами, страна остается в конституционном поле, не прибегая к чрезвычайным мерам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: