Легальность и легитимность государственной власти.
Легальность – (от лат. leg – закон) юридическое понятие, означающее юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам. Легальность устанавливается и гарантируется государственной властью и носит рациональный характер. Форма легализации власти – законодательство, например, акты о престолонаследии, об избрании парламента, президента и т.д. Для граждан легальность состоит в повиновении законам и их исполнении. Любая власть, даже не пользующаяся поддержкой населения, но издающая законы и обеспечивающая их выполнение, является легальной. В современном мире легальность означает соответствие не только внутреннему законодательству государства, но и общепринятым принципам и нормам международного права. Легализация – это признание правомерности возникновения (установления), организации и деятельности власти. Например, принятие конституции при участии населения на референдуме есть форма легализации верховной государственной власти. Законными должны быть не только формирование органов, но и формы и методы их деятельности, особенно метод государственного принуждения. Противовесом легализации является узурпация власти. Она понимается: а) незаконный захват власти лицом группой лиц; б) присвоение чужих властных полномочий (превышение полномочий). Например, узурпацией можно считать победу на выборах в результате фальсификации.
Легальная власть может быть нелигитимной.
Легитимность (от лат. leg – закон, но в данном случае имеется в виду закон не юридический, но нравственный, ценностный, психологический) – это качество взаимоотношений государственной власти и подвластных. Данное явление не юридическое, но политическое, морально-ценностное, психологическое и выражается в следующем.
1. Добровольное признание ценности государственной власти и ее праве управлять. Признание есть следствие того, что власть соответствует представлениям и ожиданиям населения, выражает его коренные интересы. От этого зависит эффективность государственной власти.
2. Готовность подчиняться велениям государственной власти.
В конечном итоге это вопрос о правомерности и границах применяемого государственной властью к индивидам и организациям принуждения.
3. Как правило, опирается на легальность. В норме легитимная власть легальна, а легальная легитимная. Возможно их несовпадение на исторически короткий срок. Это значит, что легальная власть обязательно должна стать легитимной, либо без поддержки населения она перестанет существовать. Так, советская власть стала легальной с момента принятия Декрета о власти (25 октября 1917 г.). Однако понадобились годы военного коммунизма, гражданской войны, НЭПа, коллективизации, раскулачивания, массовых репрессий и других масштабных мероприятий, которые постепенно привели советскую власть к качеству легитимности, поддержке ее большинством населения.
4. Источником легитимности является моральное, ценностное сознание, психология людей.
5. Легитимность должна постоянно поддерживаться государственной властью с помощью различных мероприятий, акций, проектов: поддержание законности и правопорядка в обществе, борьба с бюрократизмом и коррупцией, совершенствование государственного управления, стремление учитывать менталитет и традиции населения в законотворчестве, повышение уровня жизни и т.д. Недостаток или отсутствие эффективности государственной власти ведет к делигитимации, т.е. утрате доверия населения.
6. О легитимности власти свидетельствуют участие населения в выборах, референдумах, результаты голосования, массовые выступления населения в поддержку государственной власти при попытке государственных переворотов, анкетирование, рейтинги и т.д.
Легитимность в отличие от легальности бывает иррациональной, т.к. коренится в глубинах человеческого сознания и психики (включая сферу подсознательного и бессознательного).
М. Вебер различал виды легитимности власти: традиционную, харизматическую, легально-рациональную.
Традиционная легитимность. Опирается на сложившийся веками порядок, традиции, обычаи, привычки, имеющие религиозно-духовную природу. Традиционные нормы являются основой отношений властвования. Неподчинение традициям ведет к установленным обществом санкциям. Такой вид легитимности характерен для монархий, для мусульманских государств.
Харизматическая легитимность (от греч. charisma-божественный дар). Обеспечивается выдающимися личностями, одаренными экстраординарными способностями. Это лидеры, вожди, вера в исключительные качества которых только и способна вывести государство из состояния социально-политического кризиса. Решающее значение имеет не столько реальный дар лидера, сколько эмоциональная вера населения в его наличие и непогрешимость. Характерна для государств в периоды социальных потрясений, сопровождается проявлениями культа личности (культ личности Сталина, Мао Цзедуна, Ф. Кастро).
Легально-рациональная легитимность (рационально-бюрократическая). Основана на подчинении общим разумным (рациональным) правилам, содержащихся в позитивном праве (законах и подзаконных актах). Причем правилам подчиняются не только подвластные, но и властвующие. Такой тип власти обеспечивает подчинение не личности, а безличным нормам. Воплощать право в жизнь должны специально обученные компетентные чиновники-профессионалы – бюрократия. Бюрократия, согласно М. Веберу является самым чистым типом легального господства и характерен для демократических государств.
В чистом виде перечисленные типы легитимности не встречаются, они всегда смешаны. Известны и другие типы легитимности власти: диффузная, специфическая, демократическая, технократическая, идеологическая, онтологическая, структурная, персональная и другие.
Выводы. Легальность и легитимность есть важнейшие характеристики государственной власти, которые прямо влияют на ее эффективность в обществе, на выполнении присущих ей функций руководства, регулирования, контроля, управления, координации, мобилизации и других.
5.4 Единство и разделение государственной власти: теория и