Основные типы организации государственного аппарата
К типологии государственного аппарата в литературе выделяют два подхода: сущностно-исторический и структуралистский.
В сущностно-историческом подходе критериями типологии выступают изменения качественного состояния самого государства, его социального назначения и целей деятельности.
В структуралистском подходе типология отражает особенности построения структуры государственного аппарата.
В рамках сущностно-исторического подхода проводится марксистская типология государственного аппарата.[7] Выделяется аппарат рабовладельческого государства, аппарат феодального государства, аппарат буржуазного государства (до империалистский и времён империализма) и аппарат социалистического государства.
В рамках структуралистского подхода типы государственных аппаратов могут быть выделены на основе принципа организации, реализованного в структуре аппарата: централизованный тип и децентрализованный тип. В зависимости от порядка распределения компетенций внутри государственного аппарата могут быть выделены такие типы как иерархический и аппарат свободной организации.
|
|
М. Вебер предложил промежуточную типологию государственного аппарата, используя и исторический, и организационный критерии.
Были выделены следующие типы организации государственного аппарата:
- владельческо-штатный: формируется при соединении властных полномочий с полномочиями собственника на основные средства производства;
- государственно-бюрократический: формируется из служащих, являющихся профессиональными управленцами и не имеющих отношения к основным средствам производства;
- гражданское правление: все полноправные граждане участвуют в повседневном управлении государством.
При этом М. Вебер отмечает, что названные типы государственных аппаратов в «чистом» виде не реализуются.
Традиционно под принципами организации и деятельности государственного аппарата понимают руководящие начала, основные идеи, которые определяют порядок его построения и функционирования.
М.И. Байтин выделяет общие и специальные принципы организации и деятельности государственного аппарата.
При этом общие принципы характерны для всего государственного аппарата, а специальные характерны для функционирования отдельных частей государственного аппарата.
М.Н. Марченко предлагает понимать под общими принципами те, которые характерны для государственного аппарата всех стран, под специальными – те, которые характерны для группы стран. Им выделяются и частные принципы т.е. те, которые характерны для отдельно взятой страны.
|
|
Чаще всего к общим принципам относят следующие:
Демократизм (народовластие) – признание народа единственным источником государственного суверенитета.
Конституционализм – утверждение безусловного верховенства законов государства во главе с Конституцией.
Профессионализм государственного управления – высокий уровень подготовки управленческих кадров, для которых государственная служба – основной род занятий.
Системность и целостность государственного аппарата, его внутренняя иерархия и внешняя обособленность.
Плавность государственного управления, поступательное позитивное развитие.
Научность как база для построения всего государственного аппарата и осуществления управления.
В литературе предлагается также выделять структурные принципы организации и деятельности государственного аппарата.
Централизм: доминирование вертикальных директивных начал в организации и деятельности государственного аппарата.
Полуцентрализм: сочетание вертикальных и горизонтальных связей в государственном аппарате.
Децентрализм: горизонтальное начало доминирует в организации и деятельности государственного аппарата.