Понятие службы войск и основы ее организации в войсках

Повседневная жизнь и деятельность военнослужащих воинской части (подразделения) осуществляется в соответствии с требованиями общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации и других служебных документов. Составной частью повседневной жизни и деятельности военнослужащих является служба войск.

Служба войск - это повседневная воинская служба, обеспечивающая поддержание боевой готовности воинских частей (подразделений), гарнизонов, соблюдение в них внутреннего порядка, требований безопасности военной службы, дисциплины и норм, установленных законами, общевоинскими уставами, наставлениями и другими служебными документами.

Задачами службы войск являются организация и руководство внутренней, гарнизонной и караульной службами.

Основные мероприятия внутренней, гарнизонной и караульной служб:

- контроль за соблюдением порядка и правил размещения военнослужащих, точное выполнение распорядка дня, регламента служебного времени и поддержание внутреннего порядка;

- назначение, подготовка и несение службы суточным нарядом;

- участие войск в парадах и общественных мероприятиях;

- отдание воинских почестей;

- обеспечение требований безопасности военной службы и другие.

В зависимости от организационно-штатной структуры и условий жизни и деятельности конкретной воинской части (подразделения) эти мероприятия могут уточняться.

Внутренняя служба - совокупность постоянно проводимых в воинской части (подразделении) мероприятий по поддержанию внутреннего порядка и воинской дисциплины, обеспечению постоянной боевой готовности, условий быта и учебы личного состава, контроля за строгим выполнением им общих, должностных и специальных обязанностей, а также организованному выполнению других задач в повседневной деятельности войск и сохранения здоровья военнослужащих.

Руководство внутренней службой в воинской части осуществляет командир воинской части, а в подразделении - командир подразделения. Непосредственным организатором внутренней службы в воинской части (подразделении) является начальник штаба, а в расположении роты - старшина роты.

Караульная служба - совокупность постоянно проводимых в воинской части (подразделении) мероприятий по охране и обороне боевых знамен, хранилищ с вооружением, военной техникой, другим военным имуществом и иных военных и государственных объектов, а также для охраны военнослужащих, содержащихся на гауптвахте и в дисциплинарной воинской части.

Караульная служба занимает в жизни и деятельности войск особое место, рассматривается как выполнение боевой задачи в мирное время и способствует поддержанию высокой боевой готовности войск. Руководство караульной службой осуществляют: в гарнизоне - начальник гарнизона; в воинской части - командир воинской части. Организатором караульной службы является начальник штаба гарнизона или воинской части.

Гарнизонная служба - совокупность постоянно проводимых мероприятий с целью обеспечить согласованность действий войск гарнизона при переводе с мирного на военное время, необходимые условия для их повседневной деятельности и боевой подготовки, поддержание воинской дисциплины в гарнизоне, а также проведение гарнизонных мероприятий с участием войск.

Руководство гарнизонной службой в пределах гарнизона осуществляет начальник гарнизона. Организатором гарнизонной службы является военный комендант гарнизона.

Ответственность за состояние гарнизонной и караульной служб вподчиненных подразделениях возлагается на всех прямых начальников.

Гарнизон – воинские части, расположенные постоянно или временно на территории с установленными границами либо в одном населенном пункте, либо в нескольких близлежащих населенных пунктах.

Гарнизоны могут быть территориальными и местными.

Территориальный гарнизон – это воинские части, в т.ч. входящие в местные гарнизоны, расположенные, как правило, на территории одного субъекта РФ, а в отдельных случаях – на территории одной административно-территориальной единицы или на территориях нескольких его административно-территориальных единиц. Перечень территориальных гарнизонов и их границы утверждаются Министром обороны РФ по представлению командующего войсками округа.

Местный гарнизон – это воинские части, расположенные в одном населенном пункте или нескольких близлежащих населенных пунктах и в ограниченном районе вокруг них. Перечень местных гарнизонов и их границы утверждаются командующим войсками военного округа.

Основными руководящими документами, регламентирующими вопросы организации и руководства службой войск, являются:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Уголовной кодекс Российской Федерации.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

4. Федеральный закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих».

5. Федеральный закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе».

6. Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации.

7. Приказы и директивы Министра обороны РФ, начальника Генерального штаба ВС РФ, Командующего РВСН:

8. Руководство по оснащению объектов МО РФ ТСО и их эксплуатации (введено в действие директивой ГШ ВС РФ 1998 г. №448/12/1789).

9. Наставление по дрессировке и применению военных собак (1981 г.).

Этот большой, но неполный перечень руководящих документов свидетельствует о важности и насущности вопросов, связанных с организацией службы войск. Требования руководящих документов уточняются приказами и директивами командующих войсками военных округов, приказами командиров соединений и частей, начальников гарнизонов. Служба каждого офицера, прибывающего в воинскую часть, начинается с изучения требований этих руководящих документов применительно к специфике данного региона и конкретной воинской части.

Такое обилие руководящих документов говорит о своевременном реагировании руководства Вооруженных сил РФ на возникающие проблемы, связанные с организацией службы войск. Они дополняют друг друга по различным направлениям, но суть сводится к одному: в новых исторических условиях, которые переживает страна и ее Вооруженные Силы, необходим новый подход к решению проблем службы войск и организации повседневной деятельности. Уже недостаточно одной лишь инициативы и энтузиазма командиров, нужна кропотливая повседневная целенаправленная деятельность командиров и штабов всех степеней, взаимосвязанная по задачам, месту и времени. Иными словами, руководящие документы требуют системной работы по организации службы войск.

Под системой работы по организации и руководству службой войск следует понимать целенаправленную, взаимосвязанную, многогранную повседневную деятельность командиров и штабов всех степеней, направленную на поддержание высокой боевой готовности воинских частей (подразделений), соблюдение в них твердого уставного порядка, требований безопасности военной службы, дисциплины и норм, установленных законами, общевоинскими уставами, наставлениями и другими служебными документами. Это целый комплекс мероприятий, проводимых с определенной периодичностью: ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально, в течение учебного периода или года. Применительно к взводу, роте, батальону этот комплекс, или система работы командиров подразделений всех степеней, представлен в табл. 3.1.

Периодичность всех мероприятий определена общевоинскими уставами ВС РФ, приказами и директивами Министра обороны и Начальника Генерального штаба ВС РФ. Конкретное содержание и порядок их проведения определяется соответствующими методическими пособиями, инструкциями, приказами командующих войсками военных округов, начальников гарнизонов, командиров соединений и частей.

Проблема состоит в том, что не все мероприятия готовятся и проводятся на достаточном организационно-методическом уровне. Иногда они не достигают требуемых целей. Еще не искоренены случаи воинских преступлений и грубых нарушений воинской дисциплины. Армию по-прежнему лихорадят неуставные взаимоотношения между военнослужащими, дезертирство, самовольное оставление части, в том числе с оружием, воровство, грубые нарушения правил несения боевого дежурства, караульной и внутренней служб. К сожалению, во многих случаях виновными в этих преступлениях и нарушениях являются не только военнослужащие, проходящие службу по призыву и контракту, но и прапорщики и офицеры.

Как решить эту проблему? Как коренным образом изменить к лучшему состояние дел в вопросах службы войск и безопасности военной службы? Одним из путей решения этой проблемы является дальнейшее совершенствование системы работы командиров и начальников всех степеней, поднятия ее на качественно новый уровень, соответствующий нынешнему состоянию нашего общества и стоящих перед ним задач. Решать эту задачу должны все, в том числе и вы, будущие командиры подразделений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: