Проверка правильности отражения в балансе запасов и затрат

При проверке соответствия фактического наличия производ­ственных запасов и готовой продукции учетным данным необходи­мо, во-первых, обратиться к данным годовой инвентаризации, во-вторых, выбрать группы запасов, по которым следует провести сплошную проверку в местах хранения и группы для выборочной проверки. Если на предприятии материальные ценности оценивают­ся по фактической себестоимости, то остатки по счету 10 должны со­ответствовать данным, отраженным в балансе по статье "Производ­ственные запасы".

При проверке учета затрат на производство аудитор должен уста­новить: неизменность выбранного в начале проверяемого периода метода учета затрат и его соответствие нормативным документам; правильность разграничения и отнесения затрат по отчетным перио­дам; правильность отнесения материальных затрат; правильность на­числения амортизации по основным средствам, нематериальным ак­тивам; правомерность отнесения фактических сумм расходов по командировкам, представительских расходов, расходов на рекламу, аудиторских услуг и их включения в издержки. Далее необходимо проверить учет отгрузки и реализации готовой продукции (работ, ус­луг). Выручку от реализации товаров (работ, услуг) можно определить двумя способами: по мере оплаты либо по мере отгрузки. Способ выбирается в зависимос­ти от условий хозяйствования и заключаемых договоров, устанавли­вается на длительный период и отражается в учетной политике.

При проверке организации учета отгрузки и реализации продук­ции необходимо установить и проверить наличие договоров на пос­тавку готовой продукции и правильность их оформления, соблюде­ние способа определения выручки по счету 90, ведение синтетическо­го и аналитического учета по счетам 45, 62, 90.

3. Проверка правильности отражения в балансе денежных
средств.

При проверке правильности отражения в балансе денежных средств не следует ограничиваться только сопоставлением остат­ков по Главной книге с балансовыми данными. Желательно провес­ти хотя бы выборочную проверку правильности ведения кассовых операций и операций по расчетному счету с привлечением всех не­обходимых первичных документов. Балансовые статьи "Расчет­ный счет" и "Валютные счета" должны отражать остатки денежных средств по счетам 51 и 52 и совпадать с соответствующими выпис­ками банков.

4. Проверка правильности отражения в балансе расчетных опе­раций.

Расчеты осуществляются с поставщиками, подрядчиками, бюд­жетом, внебюджетными фондами, подотчетными лицами, учредите­лями, прочими дебиторами и кредиторами. Проверку расчетов по со­ответствующим счетам начинают с ознакомления и анализа материа­лов инвентаризации расчетов. При аудите расчетов с поставщиками и подрядчиками проверяется наличие договоров на поставку продук­ции и правильность их оформления. При наличии дебиторской за­долженности необходимо установить дату ее возникновения и при­чину образования. Расчеты с поставщиками и подрядчиками ведутся на счете 60. Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" исполь­зуется на предприятиях, в учетной политике которых для определе­ния выручки от реализации продукции (работ, услуг) применяется способ по мере отгрузки товаров и предъявления покупателю (заказ­чику) расчетных документов. Проверяется, как оформлены догово­ры поставки продукции (условия оплаты), выясняется реальная за­долженность покупателей, как ведется аналитический учет по поку­пателям. При аудите расчетов по полученным авансам необходимо проверить обоснованность получения авансов, правильность веде­ния аналитического и синтетического учета по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

Расчеты по исчислению налогов и их перечислению в бюджет от­ражаются на счете 68 "Расчеты с бюджетом". При проверке данных расчетов аудитор должен установить, по каким налогам и платежам предприятие ведет расчеты с бюджетом. По каждому налогу необхо­димо определить правильность: исчисления налогооблагаемой базы; применения ставок налогов и платежей; расчетов сумм налогов; при­менения льгот при расчете и уплате налогов; полноты и своевремен­ности уплаты налогов в бюджет; составления бухгалтерских записей по начислению и уплате налогов и платежей; составления и своевре­менности представления в инспекцию налогового комитета отчет­ности; ведения аналитического и синтетического учета по счету 68. Аналогично проверяются расчеты с фондом социальной защиты на­селения.

5. Проверка правильности отражения в балансе капитала и резервов. Уставный фонд отражается на счете 80 "Уставный фонд", на кото­ром учитываются только состояние и движение уставного фонда предприятия. При проверке следует иметь в виду, что величина ус­тавного фонда соответствует размеру, зарегистрированному в учре­дительных документах как совокупность вкладов учредителей. Пол­нота внесения вкладов контролируется путем сопоставления его раз­мера (кредит счета 80) с величиной задолженности по счету 75. Ре­зервный фонд учитывается на счете 82. При проверке обращается внимание на целевое расходование средств. В части фондов необхо­димо проверить законность их создания и правильность использова­ния.

6. Проверка правильности отражения в балансе полученных кре­дитов и займов.

Вопросы, связанные с выдачей и погашением кредитов, регули­руются правилами банков и кредитными договорами. При проверке аудитор должен обратить внимание на следующие моменты: исполь­зовался ли кредит по назначению или нет; как погашалась задолжен­ность по кредиту и оплачивались ли проценты за пользование креди­том; правильность ведения аналитического и синтетического учета по счетам 66 и 67.

Любые расхождения в методологии формирования одной и той же статьи вступительного и заключительного балансов долж­ны быть объяснены. Каждая статья баланса на конец года должна быть подтвер­ждена результатами тщательно проведенной инвентаризации. Все расхождения с данными бухгалтерского учета, а также все ошиб­ки, нарушения, выявленные в ходе инвентаризации, должны быть исправлены и отражены в соответствующих учетных реги­страх до представления годового отчета. Суммы статей баланса по расчетам с дебиторами, финансовыми, налоговыми органа­ми должны быть согласованы с ними и тождественны (т. е. под­тверждены актами сверки).

Необходимо проконтролировать соот­ветствие данных аналитического и синтетического учета по всем счетам, их взаимосвязь и соответствие данным Главной книги) и форм бухгалтерской от­четности.

На следующем этапе проверяется состав и правильность за­полнения форм бухгалтерской отчетности, их взаимоувязка, свое­временность ее представления, обеспечение сопоставимости показателей за отчетный период с показателями за соответст­вующий период предыдущего года. Также особое внимание уде­ляется проверке своевременности и правильности исправления ошибок в отчетности и наличию пояснений в пояснительной записке о корректировке отчетности. Внесение исправлений в бухгалтерский учет осуществляется в соответствии с Инструк­цией о порядке внесения исправлений в бухгалтерский учет в случае обнаружения ошибок, утвержденной постановлением Ми­нистерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2005 г. № 83.

При проверки сроков предоставления отчетности необходимо помнить, что организации (за исключением организаций, финансируемых из бюджета) представляют годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года (не позднее 1 апреля следующего за отчетным года). Бухгалтерская отчетность состоит из: бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении источников собственных средств, отчет о движении денежных средств, приложений, предусмотренных НПА по бухгалтерскому учету и отчетности, пояснительной записки.

Промежуточная бухгалтерская отчетность (месячная, квартальная) представляется в сроки, установленные Минфином РБ, республиканскими органами государственного управления, подчиненные Совмину РБ, но не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, за который составляется отчетность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: