Принципы управления в новой парадигме.
Основные положения (были сформулированы в 70-80- е годы).
Современная система взглядов на управление за рубежом.
Причины возникновения:
1. научно- технический прогресс;
2. концентрация научного и производственного потенциала;
3. в послевоенный период в мировой экономике заметную роль стали играть отрасли, непосредственно удовлетворяющие потребности людей, а также отрасли, основанные на прогрессивных технологиях;
4. производство все больше ориентируется на специализированные запросы потребителей, то есть на небольшие по емкости рынки, что привело к образованию большого числа малых и средних предприятий, к усложнению системы связей между организациями, к высокой значимости таких критериев бизнеса, как гибкость, динамичность и адаптативность к требованиям внешней среды.
1. предприятие – это открытая система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды;
2. ориентация не на объемы выпуска, а на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребителей;
|
|
3. ситуационный подход ук управлению, признание важности быстроты и адекватности реакции;
4. главный источник прибыли – люди, обладающие знаниями, и условия для реализации их потенциала;
5. система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, мотивацию работников и стиль руководства.
· лояльность к работающим;
· ответственность как обязательное условие успешного менеджмента;
· коммуникации, пронизывающие фирму по горизонтали и по вертикали;
· атмосфера в фирме, помогающая раскрытию способностей работающих;
· установление долевого участия каждого работающего в общих результатах;
· своевременная реакция на изменение в окружающей среде;
· методы Работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой;
· непосредственное участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласованной работы;
· умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер;
· честность и доверие к людям;
· опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал;
· качество личной работы и ее постоянное совершенствование.
Централизованные организации – те, в которых руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений.
Достоинства централизованных организаций:
1. централизация улучшает контроль и координацию специализированных функций, уменьшает количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых менее опытными менеджерами;
|
|
2. сильное централизованное управление позволяет избежать ситуаций, при которых одни отделы фирмы растут и развиваются за счет других или организации в целом;
3. централизованное управление позволяет более экономно и легко использовать опыт и знания персонала центрального административного органа.
На практике не встречается полностью централизованных ил децентрализованных организаций. В организациях с сильно децентрализованными структурами важнейшие задачи часто принимаются только служащими, занимающими достаточно высокие должности (не ниже руководителя отдела). Такая форма децентрализации в крупных фирмах называется федеральной децентрализацией.
Децентрализованные организации – организации, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления.
Преимущества децентрализованных структур:
1. управлять крупными организациями централизованно невозможно из-за огромного количества требующейся информации и, следовательно, сложности процесса принятия решений;
2. децентрализация дает возможность принимать решения тому руководителю, который ближе всего стоит к возникшей проблеме и лучше всего ее знает;
3. децентрализация стимулирует инициативу и позволяет личности отождествить себя с организацией;
4. децентрализация помогает подготовке молодого руководителя к более высоким должностям, предоставляя ему возможность принимать важные решения в начале карьеры. Это обеспечивает приток в организацию талантливых руководителей.