Источник и ресурсы государственной власти

ТЕМА 3. КРИЗИСЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Источники и ресурсы государственной власти:
Традиции, мифы, обожествляющие носителя власти. Авторитет, престиж, харизма, т.е. исклю­чительные личные качества правителя, политического лиде­ра. Нередко источники и ресурсы государ­ственной власти трактуют через ка­тегорию силы, т.е. физического, эко­номического, воен­ного могущества. Природу государственной власти нередко определяют и через категорию воли, т.е. через действенное сознание субъектов, носителей поли­тической воли, стремящихся овладеть реальностью, под­чинить себе объективное бы­тие.
Ресурсы государственной власти:

природные   идеологические
экономические   силовые
социальные   информационные
демографические
Государственная власть и управление как способ ее реализации - это

Право, возможность и способность госу­дарства через госу­дарственные органы и должностных лиц оказывать воздейст­вие на судьбы, от­ношения и деятель­ность людей.   Система соответ­ствующих инсти­тутов и государ­ственных орга­нов, принимаю­щих властные решения.   Деятельность лиц, облечен­ных соответст­вующими вла­стными полно­мочиями.
Сущностные признаки государственной власти и системы государственного управления:

Легитимность, т.е. признание общест­вом их законности и правомерности.   Наличие права на легитимное при­нуждение и ис­пользование спе­циальных служб.
Официальный ха­рактер, регламен­тируемый консти­туцией и законами.   Обязательный ха­рактер ее решений.
Структурирован­ность аппарата вла­сти, т.е. наличие спе­циально созданных и взаимодействующих институтов власти.   Обладание исключитель­ными правами, такими как законное изъятие части доходов граждан и органи­заций посредством налого­обложения.
Возможность от­менять постанов­ления и решения негосударственных политических ор­ганизаций в уста­новленном зако­ном порядке.
Сущностные признаки кризиса государственного управления:

Обострение экономических и социальных конфликтов, ко­торое приобретает ярко выра­женный политический харак­тер, так как требования и за­просы адресуются структурам власти для изменения ее поли­тического курса, стратегии и методов управления.   Неспособность государственной власти управлять разрастающими­ся конфликтами, регулировать социально-экономические процес­сы и отношения прежними тради­ционными методами. Внутренняя и внешняя государственная поли­тика все более проявляется как неустойчивая, «зигзаговая»   Разбалансированность структурно-функциональной системы управ­ления и политических институтов власти, разрыв взаимодействия, конструктивных связей с окру­жающей средой; крах легитимно­сти государственной власти; на­пряженное состояние общества, грозящее катастрофой.
Этапы кризиса государственного управления:

Первый начальный этапхарак­теризуется возникновением мно­гочисленных конфликтных очагов в самых различных областях об­щественной жизни. В гибких плю­ралистических системах кризисы выделяют новое соотношение сил и интересов, их развязка может означать не что иное, как источник нового подъема общественного развития. В этом случае конфлик­ты выполняют корректирующую, стабилизирующую роль. В жест­ких общественно-политических системах конфликты выполняют дестабилизирующую, расшаты­вающую роль, углубляют политический кризис.   Второйэтап - развитие кон­фликтных ситуаций в обществе до такой степени, когда они уже не могут быть разрешены путем компромиссов и отражают функциональное расстройство механизмов деятельности госу­дарственной власти, обществен­ных институтов, несоответствие структур, форм и методов управления изменившимся со­циально-экономическим услови­ям.   Третий этап- развитие и обо­стрение кризиса, распад суще­ствующих политических структур и энтропия системы государственного управления, т.е. рассеяние, обесценивание государственной власти, утра­та властными органами своего сущностного качества - ока­зывать управляющее воздей­ствие на общественные про­цессы. Речь идет об общественном кризисе управления.
Средства профилактики кризисных ситуаций:

Правовое обеспе­чение деятельно­сти органов госу­дарственной вла­сти и управления.   Местное само­управление.
Установление де­мократической процедуры законо­творчества.   Соблюдение правовых процедур разрешения спо­ров.
Действие всех государственных органов в рамках и на основе за­кона.   Конкретизация правомочий различных участ­ников обществен­ной деятельности.
Упорядочение право­вого статуса государ­ственных органов, дру­гих институтов поли­тической системы, включая партии, обще­ственные организации и движения.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: