Источник и ресурсы государственной власти
ТЕМА 3. КРИЗИСЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Источники и ресурсы государственной власти:
|
Традиции, мифы, обожествляющие носителя власти.
| Авторитет, престиж, харизма, т.е. исключительные личные качества правителя, политического лидера.
| Нередко источники и ресурсы государственной власти трактуют через категорию силы, т.е. физического, экономического, военного могущества.
| Природу государственной власти нередко определяют и через категорию воли, т.е. через действенное сознание субъектов, носителей политической воли, стремящихся овладеть реальностью, подчинить себе объективное бытие.
|
Ресурсы государственной власти:
|
социальные
|
| информационные
|
Государственная власть и управление как способ ее реализации - это
|
Право, возможность и способность государства через государственные органы и должностных лиц оказывать воздействие на судьбы, отношения и деятельность людей.
|
| Система соответствующих институтов и государственных органов, принимающих властные решения.
|
| Деятельность лиц, облеченных соответствующими властными полномочиями.
|
Сущностные признаки государственной власти и системы
государственного управления:
|
Легитимность, т.е. признание обществом их законности и правомерности.
|
| Наличие права на легитимное принуждение и использование специальных служб.
|
Официальный характер, регламентируемый конституцией и законами.
|
| Обязательный характер ее решений.
|
Структурированность аппарата власти, т.е. наличие специально созданных и взаимодействующих институтов власти.
|
| Обладание исключительными правами, такими как законное изъятие части доходов граждан и организаций посредством налогообложения.
|
Возможность отменять постановления и решения негосударственных политических организаций в установленном законом порядке.
|
Сущностные признаки кризиса государственного управления:
|
Обострение экономических и социальных конфликтов, которое приобретает ярко выраженный политический характер, так как требования и запросы адресуются структурам власти для изменения ее политического курса, стратегии и методов управления.
|
| Неспособность государственной власти управлять разрастающимися конфликтами, регулировать социально-экономические процессы и отношения прежними традиционными методами. Внутренняя и внешняя государственная политика все более проявляется как неустойчивая, «зигзаговая»
|
| Разбалансированность структурно-функциональной системы управления и политических институтов власти, разрыв взаимодействия, конструктивных связей с окружающей средой; крах легитимности государственной власти; напряженное состояние общества, грозящее катастрофой.
|
Этапы кризиса государственного управления:
|
Первый начальный этапхарактеризуется возникновением многочисленных конфликтных очагов в самых различных областях общественной жизни. В гибких плюралистических системах кризисы выделяют новое соотношение сил и интересов, их развязка может означать не что иное, как источник нового подъема общественного развития. В этом случае конфликты выполняют корректирующую, стабилизирующую роль. В жестких общественно-политических системах конфликты выполняют дестабилизирующую, расшатывающую роль, углубляют политический кризис.
|
| Второйэтап - развитие конфликтных ситуаций в обществе до такой степени, когда они уже не могут быть разрешены путем компромиссов и отражают функциональное расстройство механизмов деятельности государственной власти, общественных институтов, несоответствие структур, форм и методов управления изменившимся социально-экономическим условиям.
|
| Третий этап- развитие и обострение кризиса, распад существующих политических структур и энтропия системы государственного управления, т.е. рассеяние, обесценивание государственной власти, утрата властными органами своего сущностного качества - оказывать управляющее воздействие на общественные процессы. Речь идет об общественном кризисе управления.
|
Средства профилактики кризисных ситуаций:
|
Правовое обеспечение деятельности органов государственной власти и управления.
|
| Местное самоуправление.
|
Установление демократической процедуры законотворчества.
|
| Соблюдение правовых процедур разрешения споров.
|
Действие всех государственных органов в рамках и на основе закона.
|
| Конкретизация правомочий различных участников общественной деятельности.
|
Упорядочение правового статуса государственных органов, других институтов политической системы, включая партии, общественные организации и движения.
|