ТЕМА 3. КРИЗИСЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
| Источники и ресурсы государственной власти: |
| Традиции, мифы, обожествляющие носителя власти. | Авторитет, престиж, харизма, т.е. исключительные личные качества правителя, политического лидера. | Нередко источники и ресурсы государственной власти трактуют через категорию силы, т.е. физического, экономического, военного могущества. | Природу государственной власти нередко определяют и через категорию воли, т.е. через действенное сознание субъектов, носителей политической воли, стремящихся овладеть реальностью, подчинить себе объективное бытие. |
| Ресурсы государственной власти: |







| социальные | | информационные |



| Право, возможность и способность государства через государственные органы и должностных лиц оказывать воздействие на судьбы, отношения и деятельность людей. | | Система соответствующих институтов и государственных органов, принимающих властные решения. | | Деятельность лиц, облеченных соответствующими властными полномочиями. |







| Легитимность, т.е. признание обществом их законности и правомерности. | | Наличие права на легитимное принуждение и использование специальных служб. |
| Официальный характер, регламентируемый конституцией и законами. | | Обязательный характер ее решений. |
| Структурированность аппарата власти, т.е. наличие специально созданных и взаимодействующих институтов власти. | | Обладание исключительными правами, такими как законное изъятие части доходов граждан и организаций посредством налогообложения. |
| Возможность отменять постановления и решения негосударственных политических организаций в установленном законом порядке. |
| Сущностные признаки кризиса государственного управления: |



| Обострение экономических и социальных конфликтов, которое приобретает ярко выраженный политический характер, так как требования и запросы адресуются структурам власти для изменения ее политического курса, стратегии и методов управления. | | Неспособность государственной власти управлять разрастающимися конфликтами, регулировать социально-экономические процессы и отношения прежними традиционными методами. Внутренняя и внешняя государственная политика все более проявляется как неустойчивая, «зигзаговая» | | Разбалансированность структурно-функциональной системы управления и политических институтов власти, разрыв взаимодействия, конструктивных связей с окружающей средой; крах легитимности государственной власти; напряженное состояние общества, грозящее катастрофой. |
| Этапы кризиса государственного управления: |



| Первый начальный этапхарактеризуется возникновением многочисленных конфликтных очагов в самых различных областях общественной жизни. В гибких плюралистических системах кризисы выделяют новое соотношение сил и интересов, их развязка может означать не что иное, как источник нового подъема общественного развития. В этом случае конфликты выполняют корректирующую, стабилизирующую роль. В жестких общественно-политических системах конфликты выполняют дестабилизирующую, расшатывающую роль, углубляют политический кризис. | | Второйэтап - развитие конфликтных ситуаций в обществе до такой степени, когда они уже не могут быть разрешены путем компромиссов и отражают функциональное расстройство механизмов деятельности государственной власти, общественных институтов, несоответствие структур, форм и методов управления изменившимся социально-экономическим условиям. | | Третий этап- развитие и обострение кризиса, распад существующих политических структур и энтропия системы государственного управления, т.е. рассеяние, обесценивание государственной власти, утрата властными органами своего сущностного качества - оказывать управляющее воздействие на общественные процессы. Речь идет об общественном кризисе управления. |
| Средства профилактики кризисных ситуаций: |







| Правовое обеспечение деятельности органов государственной власти и управления. | | Местное самоуправление. |
| Установление демократической процедуры законотворчества. | | Соблюдение правовых процедур разрешения споров. |
| Действие всех государственных органов в рамках и на основе закона. | | Конкретизация правомочий различных участников общественной деятельности. |
| Упорядочение правового статуса государственных органов, других институтов политической системы, включая партии, общественные организации и движения. |