Феноменальная память

«Я приступил к исследованию Ш. с обычным ды, и последующее воспроизведение ряда не

для психолога любопытством, но без большой вызывало у него никаких затруднений,

надежды, что опыты дадут что-нибудь приме- Вскоре экспериментатор начал испытывать

чательное. чувство, переходящее а растерянность. Увели-

Однако уже первые пробы изменили мое чение ряда не приводило Ш. ни к какому замет-отношение и вызвали состояние смущения и ному возрастанию трудностей, и приходилось озадаченности, на этот раз не у испытуемого, признать, что объем его памяти не имеет ясных а у экспериментатора. границ. Экспериментатор оказался бессильным

Я предложил Ш. ряд слов, затем чисел, за- в, казалось бы, самой простой для психолога

тем букв, которые либо медленно прочитывал, задаче — измерении объема памяти,

либо предъявлял в написанном виде. Он виима- Я назначил Ш. вторую, затем третью встре-

тельно вв!слушивал ряд или прочитывал его и чу. За ними последовал еще целый ряд встреч,

затем в точном порядке повторял предложен- Некоторые встречи были отделены днями и не-

ный ему материал. делями, некоторые — годами.

Я увеличил число предъявляемых ему эле- Эти встречи еще более осложнили положе-

ментов, давал 30, 50, 70 слов или чисел, — это ние экспериментатора.

не вызвало никаких затруднений. Ш. не нужно Оказалось, что память Ш. не имела ясных было никакого заучивания, и если я предъявлял границ не только в своем объеме, но и в проч­ему ряд спав или чисел, медленно и раздельно ности удержания следов. Опыты показали, что читая их, он внимательно вслушивался, иногда он с успехом и без заметного труда может вос-обращался с просьбой остановиться или сказать производить любой длинный ряд слов, данных слово яснее, иногда, сомневаясь, правильно ли ему неделю, месяц, год, много лет назад. Не­он услышал слово, переспрашивал его. которые из таких опытов, неизменно кончав-

Обычно во время опыта он закрывал глаза шихся успехом, были проведены спустя 15-

или смотрел в одну точку. Когда опыт был за- 16 лет(!) после первичного запоминания ряда и

кончен, он просил сделать паузу, мысленно без всякого предупреждения. В подобных слу-

проверял удержанное, а затем плавно, без за- чаях Ш. садился, закрывал глаза, делал паузу,

держки воспроизводил весь прочитанный ряд. а затем говорил: вДа-да...этобылоуваснатой

Опыт показал, что с такой же легкостью он квартире... вы сидели зэ столом, а я на качал-мог воспроизводить длинный ряд и в обратном не... вы были в сером костюме и смотрели на порядке — от конца к началу; он мог легко ска- меня так... вот... и вижу, что вы мне говори-зать, какое слово следует за какими и какое ли...в — и дальше следовало безошибочное слово было в ряду перед названными. В послед- воспроизведение прочитанного ряда. них случаях он делал паузу, как бы пытаясь пай- Если принять во внимание, нтоШ., который ти нужное слово, и затем — легко отвечал на к этому времени стал известным мнемонистом вопрос, обычно не делая ошибок. и должен был запоминать многие сотни и тысн-

Ему было безразлично, предъявлялись ли чи рядов, — этот факт становился еще более

ему осмысленные слова или бессмысленные удивительным».

слоги, числа или звуки, давались ли они в устной Из:ЛуриаА. Р. Маленькая книжка о большой па­ни и в письменной форме; ему нужно было /лятн: ум ммемонисга//Хрестоматия по пснио- лишь, чтобы один элемент предлагаемого ряда хопогни. Психологии памяти. Под. ред. Ю. Б. Гип- был отделен от другого паузой в две-три секун- пенрейгер, и. Я. Романова. — М.: ЧеРо, 1998:

Развитие болезни начинается с утраты памяти на время, далее утрачивается па­мять на недавние события, а затем — и на давно прошедшие. Вначале забываются факты, затем чувства, последней разрушается память привычек. Восстановление памяти вдет в обратном порядке. Например, при нарушении памяти у полиглотов последнее, что они забывают, — это родной язык. А при восстановлении функций памяти у них в первую очередь появляется способность говорить на родном языке. В других случаях память может оказаться нарушенной со стороны ее динами­ки. Такие больные в течение какого-то отрезка времени хорошо запоминают и воспроизводят материал, однако спустя короткое время не могут этого сделать. Если человеку с таким нарушением памяти предложить запомнить 10 слов, то после второго или третьего предъявления он будет помнить 6-7 слов, после пятого — лишь 3 слова, а после шестого — опять 6-8. Эти больные то подробно, в деталях воспроизводят содержание басни, рассказа, то вдруг не в состоянии передать со­всем легкий сюжет. Таким образом, в этом случае мнемичсская деятельность но­сит прерывистый характер. Нарушается ее динамическая сторона.

Больные с поражением лобных долей мозга, как правило, не теряют памяти, но их мнемическая деятельность может существенно затрудняться патологической инертностью однажды возникших стереотипов и трудным переключением с одно­го звена запоминающей системы на другое.

Исследования, проведенные за последние десятилетия, позволили ближе по­дойти к характеристике тех нарушений памяти, которые возникают при общемоз­говых нарушениях психической деятельности. Если эти нарушения вызывают сла­бость и нестойкость возбуждений в коре головного мозга, нарушения памяти мо­гут выразиться в общем снижении объема памяти, затруднении заучивания и легкой тормозимое™ следов интерферирующими воздействиями.

Интересно, что в случаях умственной отсталости нарушения логической памя­ти могут иметь место на фоне хорошо сохраненной механической памяти, которая в отдельных случаях может быть удовлетворительной по своему объему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: