«Я приступил к исследованию Ш. с обычным ды, и последующее воспроизведение ряда не
для психолога любопытством, но без большой вызывало у него никаких затруднений,
надежды, что опыты дадут что-нибудь приме- Вскоре экспериментатор начал испытывать
чательное. чувство, переходящее а растерянность. Увели-
Однако уже первые пробы изменили мое чение ряда не приводило Ш. ни к какому замет-отношение и вызвали состояние смущения и ному возрастанию трудностей, и приходилось озадаченности, на этот раз не у испытуемого, признать, что объем его памяти не имеет ясных а у экспериментатора. границ. Экспериментатор оказался бессильным
Я предложил Ш. ряд слов, затем чисел, за- в, казалось бы, самой простой для психолога
тем букв, которые либо медленно прочитывал, задаче — измерении объема памяти,
либо предъявлял в написанном виде. Он виима- Я назначил Ш. вторую, затем третью встре-
тельно вв!слушивал ряд или прочитывал его и чу. За ними последовал еще целый ряд встреч,
затем в точном порядке повторял предложен- Некоторые встречи были отделены днями и не-
|
|
ный ему материал. делями, некоторые — годами.
Я увеличил число предъявляемых ему эле- Эти встречи еще более осложнили положе-
ментов, давал 30, 50, 70 слов или чисел, — это ние экспериментатора.
не вызвало никаких затруднений. Ш. не нужно Оказалось, что память Ш. не имела ясных было никакого заучивания, и если я предъявлял границ не только в своем объеме, но и в прочему ряд спав или чисел, медленно и раздельно ности удержания следов. Опыты показали, что читая их, он внимательно вслушивался, иногда он с успехом и без заметного труда может вос-обращался с просьбой остановиться или сказать производить любой длинный ряд слов, данных слово яснее, иногда, сомневаясь, правильно ли ему неделю, месяц, год, много лет назад. Неон услышал слово, переспрашивал его. которые из таких опытов, неизменно кончав-
Обычно во время опыта он закрывал глаза шихся успехом, были проведены спустя 15-
или смотрел в одну точку. Когда опыт был за- 16 лет(!) после первичного запоминания ряда и
кончен, он просил сделать паузу, мысленно без всякого предупреждения. В подобных слу-
проверял удержанное, а затем плавно, без за- чаях Ш. садился, закрывал глаза, делал паузу,
держки воспроизводил весь прочитанный ряд. а затем говорил: вДа-да...этобылоуваснатой
Опыт показал, что с такой же легкостью он квартире... вы сидели зэ столом, а я на качал-мог воспроизводить длинный ряд и в обратном не... вы были в сером костюме и смотрели на порядке — от конца к началу; он мог легко ска- меня так... вот... и вижу, что вы мне говори-зать, какое слово следует за какими и какое ли...в — и дальше следовало безошибочное слово было в ряду перед названными. В послед- воспроизведение прочитанного ряда. них случаях он делал паузу, как бы пытаясь пай- Если принять во внимание, нтоШ., который ти нужное слово, и затем — легко отвечал на к этому времени стал известным мнемонистом вопрос, обычно не делая ошибок. и должен был запоминать многие сотни и тысн-
|
|
Ему было безразлично, предъявлялись ли чи рядов, — этот факт становился еще более
ему осмысленные слова или бессмысленные удивительным».
слоги, числа или звуки, давались ли они в устной Из:ЛуриаА. Р. Маленькая книжка о большой пани и в письменной форме; ему нужно было /лятн: ум ммемонисга//Хрестоматия по пснио- лишь, чтобы один элемент предлагаемого ряда хопогни. Психологии памяти. Под. ред. Ю. Б. Гип- был отделен от другого паузой в две-три секун- пенрейгер, и. Я. Романова. — М.: ЧеРо, 1998:
Развитие болезни начинается с утраты памяти на время, далее утрачивается память на недавние события, а затем — и на давно прошедшие. Вначале забываются факты, затем чувства, последней разрушается память привычек. Восстановление памяти вдет в обратном порядке. Например, при нарушении памяти у полиглотов последнее, что они забывают, — это родной язык. А при восстановлении функций памяти у них в первую очередь появляется способность говорить на родном языке. В других случаях память может оказаться нарушенной со стороны ее динамики. Такие больные в течение какого-то отрезка времени хорошо запоминают и воспроизводят материал, однако спустя короткое время не могут этого сделать. Если человеку с таким нарушением памяти предложить запомнить 10 слов, то после второго или третьего предъявления он будет помнить 6-7 слов, после пятого — лишь 3 слова, а после шестого — опять 6-8. Эти больные то подробно, в деталях воспроизводят содержание басни, рассказа, то вдруг не в состоянии передать совсем легкий сюжет. Таким образом, в этом случае мнемичсская деятельность носит прерывистый характер. Нарушается ее динамическая сторона.
Больные с поражением лобных долей мозга, как правило, не теряют памяти, но их мнемическая деятельность может существенно затрудняться патологической инертностью однажды возникших стереотипов и трудным переключением с одного звена запоминающей системы на другое.
Исследования, проведенные за последние десятилетия, позволили ближе подойти к характеристике тех нарушений памяти, которые возникают при общемозговых нарушениях психической деятельности. Если эти нарушения вызывают слабость и нестойкость возбуждений в коре головного мозга, нарушения памяти могут выразиться в общем снижении объема памяти, затруднении заучивания и легкой тормозимое™ следов интерферирующими воздействиями.
Интересно, что в случаях умственной отсталости нарушения логической памяти могут иметь место на фоне хорошо сохраненной механической памяти, которая в отдельных случаях может быть удовлетворительной по своему объему.