ТЕМА № 14. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1. Прокуратура Республики Беларусь: задачи и
основные направления деятельности.
2. Компетенция органов прокуратуры.
3. Система органов прокуратуры.
4. Комитет государственного контроля: задачи и
основные направления деятельности.
5. Компетенция органов государственного контроля.
6. Система органов государственного контроля.
1. Прокуратура Республики Беларусь: задачи и основные направления деятельности
В соответствии со ст.125 Конституции Республики Беларусь надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах.
|
|
Надзор за точным и единообразным исполнением законов и иных нормативных актов – это главная задача органов прокуратуры, предопределяющая их предназначение и роль в системе органов государства. Они призваны принимать меры к устранению любых нарушений законодательства, от кого бы они не исходили.
Организация и порядок деятельности органов прокуратуры, их полномочия определяются Конституцией Республики Беларусь (ст.ст.125 – 128), Законом «О прокуратуре Республики Беларусь» от 29 января 1993 г. (с последующими изменениями и дополнениями), другими законодательными актами (УПК, ГПК, ХПК и др.), а также приказами и указаниями Генерального прокурора Республики Беларусь.
В юридической литературе до настоящего времени дискутируется вопрос о месте органов прокуратуры в системе разделения властей. Одни ученые полагают, что прокуратура выступает своего рода контрольным органом законодательной власти (парламента), другие – относят ее к органам исполнительной власти с подчинением непосредственно главе государства. Однако преобладающей является точка зрения, что прокуратура является самостоятельной структурой, не входящей ни в одну из ветвей власти. Она образует отдельную ветвь государственной власти – контрольно-надзорную, у которой свои специфические задачи и функции.
|
|
Так, авторы учебника «Судоустройство» А.А.Данилевич и И.И.Мартинович считает, что «Прокуратура Республики Беларусь – этот система органов, на которые Конституцией Республики Беларусь возложено осуществление особой формы государственной деятельности – надзор за точным и единообразным исполнением законов» (см.: Судоустройство: Учебник / Под ред. А.А.Данилевича и И.И.Мартинович. – Мн., 2002, с.245).
Прокурорский надзор осуществляется от имени государства (ст.1 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь»). Его главная задача – «обеспечение верховенства закона, укрепление законности в целях защиты прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, общественных объединений» (ч.1 ст.2 Закона).
Прокуратура Республики Беларусь действует по следующим направлениям:
1) надзор за точным и единообразным исполнением законов республиканскими, местными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, местными Советами депутатов, воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной безопасности, внутренних дел, субъектами хозяйствования независимо от принадлежности и форм собственности, учреждениями и организациями, политическими партиями, иными общественными объединениями, должностными лицами и гражданами (общий надзор);
2) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
3) надзор за соответствием закону судебных решений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях;
4) надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом;
5) расследование преступлений в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законом;
6) участие в рассмотрении дел судами, поддержание государственного обвинения.
Наиболее сложным и широким направлением прокурорского надзора является надзор за исполнением законов органами власти и управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор). Осуществляя общий надзор, прокуратура не должна подменять органы государственного и хозяйственного управления и контроля, вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий, учреждений и организаций.
Полномочия прокурора определяются по сферам прокурорского надзора.
В области общенадзорной деятельности прокурор вправе:
1) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещение поднадзорных органов и организаций; иметь доступ к их документам; проверять исполнение закона;
2) требовать от руководителей и иных должностных лиц предоставления издаваемых ими приказов, инструкций, решений и иных актов, необходимых документов и материалов, статистических и иных сведений, проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных предприятий, учреждений и организаций и подчиненных им должностных лиц; проведения экспертиз, проверок по поступившим в прокуратуру материалам, сообщениям и заявлениям; обязывать сообщать об их результатах;
3) вызывать должностных лиц, граждан и требовать от них объяснений по поводу нарушений закона;
4) в случаях, предусмотренных законом, истребовать от должностных лиц, граждан декларации об источниках доходов;
5) проверять законность административного задержания и применения к ним мер воздействия за административные правонарушения.
Полномочия прокуроров по общему надзору, как и по другим отраслям прокурорского надзора, реализуются путем принесения в соответствующие органы протестов, представлений, постановлений, предписаний, официальных предупреждений.
|
|
Протест приносится на противоречащий закону правовой акт или действие должностного лица. Протест подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок после его поступления. О результатах рассмотрения протеста прокурор незамедлительно оповещается в письменной форме. Принесение протеста приостанавливает действие противоречащего закону акта до его рассмотрения.
Представление вносится в орган или должностному лицу, полномочным устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок по представлению прокурора должны быть приняты конкретные меры по устранению нарушений закона и о результатах должно быть письменно сообщено прокурору. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору заранее сообщается о дне заседания, в котором он вправе принять участие.
Постановление выносится в зависимости от характера нарушения закона. Например, при установлении признаков преступления прокурор обязан вынести постановление о возбуждении уголовного дела, в случае совершения административного правонарушения – постановление о возбуждении административного дела.
Предписание выносится в тех случаях, когда нарушение закона носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам государства, юридических лиц и граждан. Предписание подлежит немедленному исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокурору. В случае несогласия с требованием, содержащимся в предписании, оно может быть обжаловано вышестоящему прокурору, который обязан рассмотреть жалобу с десятидневный срок.
Официальное предупреждение выносится в целях предупреждения правонарушений при наличии сведений о готовящихся противоправных действиях должностных лиц и граждан. Оно выносится в письменной форме и объявляется должностному лицу или гражданину под расписку.
|
|
В сфере надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, прокурор наделяется широкими полномочиями, закрепленными в Законе «О прокуратуре Республики Беларусь», УПК, Законе «Об оперативно-розыскной деятельности», приказах и указаниях Генерального прокурора Республики Беларусь, а именно:
1) рассматривает и разрешает жалобы на действия и решения лиц, производящих дознание и предварительное следствие;
2) отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание;
3) санкционирует заключение лица под стражу, производство обыска, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемку, прослушивание телефонных и иных переговоров, телеграфных сообщений;
4) продлевает срок расследования, содержания под стражей в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных законом;
5) возбуждает уголовные дела, прекращает либо приостанавливает производство по уголовным делам, направляет уголовные дела в суд;
6) при необходимости требует от руководителей органов внутренних дел, государственной безопасности, органов дознания производства проверок в целях устранения нарушений закона.
Названные полномочия позволяют прокурору не только выявлять нарушения закона в деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, но и устранять их своей властью.
Актами прокурорского надзора в этой отрасли являются постановление, указание, санкция, представление.
В сфере надзора за соответствием закону судебных решений прокурор вправе:
1) участвовать в судебном разбирательстве дел;
2) в случаях и в порядке, установленных законом, приносить частные, кассационные и надзорные протесты на решения, приговоры, определения и постановления;
3) в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело, по которому решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу и приносить протест в порядке надзора;
4) проверять законность исполнения решений, приговоров, определений и постановлений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях.
Основным актом прокурорского реагирования в указанной сфере является протест прокурора на судебное решение, приговор, определение или постановление.
Значительные полномочия прокуроры имеют и в других сферах своей деятельности.