Компетенция органов прокуратуры

ТЕМА № 14. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

1. Прокуратура Республики Беларусь: задачи и

основные направления деятельности.

2. Компетенция органов прокуратуры.

3. Система органов прокуратуры.

4. Комитет государственного контроля: задачи и

основные направления деятельности.

5. Компетенция органов государственного контроля.

6. Система органов государственного контроля.

1. Прокуратура Республики Беларусь: задачи и основные направления деятельности

В соответствии со ст.125 Конституции Республики Беларусь надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах.

Надзор за точным и единообразным исполнением законов и иных нормативных актов – это главная задача органов прокуратуры, предопределяющая их предназначение и роль в системе органов государства. Они призваны принимать меры к устранению любых нарушений законодательства, от кого бы они не исходили.

Организация и порядок деятельности органов прокуратуры, их полномочия определяются Конституцией Республики Беларусь (ст.ст.125 – 128), Законом «О прокуратуре Республики Беларусь» от 29 января 1993 г. (с последующими изменениями и дополнениями), другими законодательными актами (УПК, ГПК, ХПК и др.), а также приказами и указаниями Генерального прокурора Республики Беларусь.

В юридической литературе до настоящего времени дискутируется вопрос о месте органов прокуратуры в системе разделения властей. Одни ученые полагают, что прокуратура выступает своего рода контрольным органом законодательной власти (парламента), другие – относят ее к органам исполнительной власти с подчинением непосредственно главе государства. Однако преобладающей является точка зрения, что прокуратура является самостоятельной структурой, не входящей ни в одну из ветвей власти. Она образует отдельную ветвь государственной власти – контрольно-надзорную, у которой свои специфические задачи и функции.

Так, авторы учебника «Судоустройство» А.А.Данилевич и И.И.Мартинович считает, что «Прокуратура Республики Беларусь – этот система органов, на которые Конституцией Республики Беларусь возложено осуществление особой формы государственной деятельности – надзор за точным и единообразным исполнением законов» (см.: Судоустройство: Учебник / Под ред. А.А.Данилевича и И.И.Мартинович. – Мн., 2002, с.245).

Прокурорский надзор осуществляется от имени государства (ст.1 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь»). Его главная задача – «обеспечение верховенства закона, укрепление законности в целях защиты прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, общественных объединений» (ч.1 ст.2 Закона).

Прокуратура Республики Беларусь действует по следующим направлениям:

1) надзор за точным и единообразным исполнением законов республиканскими, местными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, местными Советами депутатов, воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной безопасности, внутренних дел, субъектами хозяйствования независимо от принадлежности и форм собственности, учреждениями и организациями, политическими партиями, иными общественными объединениями, должностными лицами и гражданами (общий надзор);

2) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

3) надзор за соответствием закону судебных решений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях;

4) надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом;

5) расследование преступлений в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законом;

6) участие в рассмотрении дел судами, поддержание государственного обвинения.

Наиболее сложным и широким направлением прокурорского надзора является надзор за исполнением законов органами власти и управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор). Осуществляя общий надзор, прокуратура не должна подменять органы государственного и хозяйственного управления и контроля, вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий, учреждений и организаций.

Полномочия прокурора определяются по сферам прокурорского надзора.

В области общенадзорной деятельности прокурор вправе:

1) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещение поднадзорных органов и организаций; иметь доступ к их документам; проверять исполнение закона;

2) требовать от руководителей и иных должностных лиц предоставления издаваемых ими приказов, инструкций, решений и иных актов, необходимых документов и материалов, статистических и иных сведений, проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных предприятий, учреждений и организаций и подчиненных им должностных лиц; проведения экспертиз, проверок по поступившим в прокуратуру материалам, сообщениям и заявлениям; обязывать сообщать об их результатах;

3) вызывать должностных лиц, граждан и требовать от них объяснений по поводу нарушений закона;

4) в случаях, предусмотренных законом, истребовать от должностных лиц, граждан декларации об источниках доходов;

5) проверять законность административного задержания и применения к ним мер воздействия за административные правонарушения.

Полномочия прокуроров по общему надзору, как и по другим отраслям прокурорского надзора, реализуются путем принесения в соответствующие органы протестов, представлений, постановлений, предписаний, официальных предупреждений.

Протест приносится на противоречащий закону правовой акт или действие должностного лица. Протест подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок после его поступления. О результатах рассмотрения протеста прокурор незамедлительно оповещается в письменной форме. Принесение протеста приостанавливает действие противоречащего закону акта до его рассмотрения.

Представление вносится в орган или должностному лицу, полномочным устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок по представлению прокурора должны быть приняты конкретные меры по устранению нарушений закона и о результатах должно быть письменно сообщено прокурору. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору заранее сообщается о дне заседания, в котором он вправе принять участие.

Постановление выносится в зависимости от характера нарушения закона. Например, при установлении признаков преступления прокурор обязан вынести постановление о возбуждении уголовного дела, в случае совершения административного правонарушения – постановление о возбуждении административного дела.

Предписание выносится в тех случаях, когда нарушение закона носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам государства, юридических лиц и граждан. Предписание подлежит немедленному исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокурору. В случае несогласия с требованием, содержащимся в предписании, оно может быть обжаловано вышестоящему прокурору, который обязан рассмотреть жалобу с десятидневный срок.

Официальное предупреждение выносится в целях предупреждения правонарушений при наличии сведений о готовящихся противоправных действиях должностных лиц и граждан. Оно выносится в письменной форме и объявляется должностному лицу или гражданину под расписку.

В сфере надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, прокурор наделяется широкими полномочиями, закрепленными в Законе «О прокуратуре Республики Беларусь», УПК, Законе «Об оперативно-розыскной деятельности», приказах и указаниях Генерального прокурора Республики Беларусь, а именно:

1) рассматривает и разрешает жалобы на действия и решения лиц, производящих дознание и предварительное следствие;

2) отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание;

3) санкционирует заключение лица под стражу, производство обыска, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемку, прослушивание телефонных и иных переговоров, телеграфных сообщений;

4) продлевает срок расследования, содержания под стражей в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных законом;

5) возбуждает уголовные дела, прекращает либо приостанавливает производство по уголовным делам, направляет уголовные дела в суд;

6) при необходимости требует от руководителей органов внутренних дел, государственной безопасности, органов дознания производства проверок в целях устранения нарушений закона.

Названные полномочия позволяют прокурору не только выявлять нарушения закона в деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, но и устранять их своей властью.

Актами прокурорского надзора в этой отрасли являются постановление, указание, санкция, представление.

В сфере надзора за соответствием закону судебных решений прокурор вправе:

1) участвовать в судебном разбирательстве дел;

2) в случаях и в порядке, установленных законом, приносить частные, кассационные и надзорные протесты на решения, приговоры, определения и постановления;

3) в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело, по которому решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу и приносить протест в порядке надзора;

4) проверять законность исполнения решений, приговоров, определений и постановлений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях.

Основным актом прокурорского реагирования в указанной сфере является протест прокурора на судебное решение, приговор, определение или постановление.

Значительные полномочия прокуроры имеют и в других сферах своей деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: