Основные направления деятельности

Система органов прокуратуры

Органы прокуратуры в Республике Беларусь образуют единую централизованную систему, которую возглавляет Генеральный прокурор, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

В соответствии со ст.12 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» в Республике Беларусь действует трехзвенная система органов прокуратуры. Она состоит из территориальных и специализированных прокуратур.

К территориальным прокуратурам относятся: республиканская прокуратура, представляющая центральный аппарат управления, прокуратуры областей (г.Минска), прокуратуры районов (городов), межрайонные прокуратуры.

К числу специализированных прокуратур относятся: военная, транспортная, прокуратура по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях.

Военная прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов в Вооруженных Силах и действует по тем же направлениям и теми же методами, что и территориальная прокуратура.

Система военных прокуратур включает Белорусскую военную прокуратуру, межгарнизонные прокуратуры и прокуратуры по надзору за законностью на государственной границе и в пограничных войсках, приравненные по своему правовому положению к районным и межрайонным прокуратурам.

Транспортные прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов на транспорте (водном, воздушном, железнодорожном, метрополитене, за исключением автомобильного).

Система транспортных прокуратур включает Белорусскую транспортную прокуратуру, действующую на правах областной, транспортные прокуратуры городов Минска, Могилева, Бреста, Гродно, Витебска, Гомеля, Барановичи и Орши, действующие на правах межрайонных прокуратур.

Прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях образованы только в двух городах – Орше и Могилеве. Они имеют статус районных прокуратур и подчиняются прокурорам соответствующих областей.

Структура органов прокуратуры определяется как внутренняя организация прокуратур, то есть подразделение их на соответствующие управления, отделы, инспекции.

4. Комитет государственного контроля: задачи и

Государственный контрольпредставляет собой одну из важнейших функций
государства, осуществляемых в целях организации выполнения конституционных
установлений, иных актов законодательства, соблюдения государственной дисциплины,
правильного использования финансовых средств и имущества, а также работы с
предложениями и заявлениями граждан.

Для этих целей создаются специальные государственные и контрольные
подразделения в государственных органах. Так, в Республике Беларусь действуют разные виды государственных контрольных органов: таможенный, пограничный, налоговый, финансовый, пожарный, санитарно-эпидемиологический и др.

Особый вид государственного контроля осуществляют органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

В новой редакции Конституции Республики Беларусь имеется глава 8 «Комитет государственного контроля». В ст. 129 Конституции устанавливается, что государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, осуществляет Комитет государственного контроля. Статья 130 Конституции определяет, что Комитет государственного контроля образуется Президентом Республики Беларусь и что председатель этого органа назначается Президентом. В ст.131 Конституции записано, что компетенция, организация и порядок деятельности Комитета государственного контроля определяются законодательством.

Первоначально правовое положение Комитета государственного контроля и его территориальных органов регулировалось указом Президента Республики Беларусь от 5 декабря 1996 г. № 510 "О Комитете государственного контроля Республики Беларусь". 9 февраля 2000 г. принят Закон "О Комитете государственного контроля Республики Беларусь".

Основными направлениями деятельности Комитета государственного контроля (далее – КГК) и его территориальных органов в ст.2 Закона являются:

1) осуществление контроля за исполнением республиканского бюджета, соблюдением законодательства в области финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов;

2) осуществление контроля за расходованием средств республиканского и местных бюджетов на содержание государственных органов, сохранностью и использованием государственного имущества;

3) осуществление контроля за исполнением актов законодательства по вопросам аренды, а также разгосударствления, приватизации и иного отчуждения объектов государственной собственности и инвестиционной деятельности;

4) осуществление контроля за законностью использования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями государственных ресурсов;

5) осуществление контроля за соблюдением государственными органами, банками законодательства, регулирующего использование кредитных и валютных средств, и состоянием контрольно- ревизионной работы в государственных органах;

6) осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, представительств и учреждений Республики Беларусь, действующих за рубежом и финансируемых за счет средств республиканского бюджета;

7) осуществление контроля за соблюдением законодательства при использовании черных и цветных металлов, их лома и отходов, в области получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях;

8) осуществление контроля за исполнением Национальным банком Республики Беларусь и иными банками, страховыми и небанковскими финансовыми организациями законодательства, регулирующего отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения;

9) осуществление контроля за соблюдением законодательства при осуществлении валютных операций на территории Республики Беларусь.

О деятельности КГК Республики Беларусь могут свидетельствовать следующие цифры, взятые из отчета Председателя КГК А.Тозика Президенту Республики Беларусь А.Лукашенко. За 2004 год сотрудниками КГК Республики Беларусь проведено 13,5 тысяч проверок, в т.ч. более 40 комплексных, соблюдения государственными органами, организациями всех форм собственности законодательства, регулирующего хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. Результатом деятельности органов госконтроля и финансовых расследований стало поступление в бюджет средств и обращение в доход государства материальных ценностей на общую сумму более 130 млрд. рублей. Банкам возвращено 2,2 млн. долларов и 10,4 млрд. рублей проблемных кредитов (см.: Контрольная работа // газета «Советская Белоруссия». 2005, 6 января).

Определяя задачи КГК Республики Беларусь на 2005 год, А.Лукашенко отметил, что усилия органов госконтроля и финансовых расследований должны быть направлены на обеспечение максимально бережного и эффективного использования государственных материальных и финансовых ресурсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: