Тема 6 Основы правового статуса человека и гражданина в зарубежных странах

Цель: уяснить понятие гражданства, а также значение дефиниций «филиация», принцип «права крови», принцип «права почвы», «натурализация», «оптация», «реинтеграция» и другие понятия.

План:

1 Понятие гражданства

2 Приобретение, прекращение гражданства

3 Правовое положение иностранцев

1 Гражданство является одним из элементов правового положения личности. Поэтому правовое положение лица зависит прежде всего от его статуса: гражданин, иностранец (гражданин другого государства), лицо без гражданства, лицо с множественным (частный случай – с двойным) гражданством.

Сам объём прав и свобод, которыми человек может пользоваться в конкретном государстве, а также объём возлагаемых на него этим государством обязанностей, находятся в прямой зависимости от наличия или отсутствия у него гражданства данного государства.

Гражданство – один из институтов конституционного права и означает устойчивую политико-правовую связь лица с государством, выражающую совокупность их взаимных прав и обязанностей.

Гражданин находится под суверенитетом государства, и последнее может требовать от него выполнения обязанностей, даже если он пребывает за границей. Государство, со своей стороны, должно защищать граждан на своей территории и оказывать им покровительство, когда они находятся за её пределами.

Таким образом, гражданство – это взаимосвязь лица и государства, порождающая с обеих сторон определённые права и обязанности.

Гражданство было известно уже в рабовладельческую эпоху, когда гражданами могли быть только свободные люди. В период феодализма существовал главным образом институт подданства, означавший не просто подвластность населения монарху, но и феодальную зависимость от него. В настоящее время термин «подданство» употребляется только в монархических государствах, причём ныне он обычно равнозначен термину «гражданство». Поэтому в развитых странах различие гражданства и подданства имеет лишь словесный характер: основы правового положения личности в монархии Великобритании мало чем отличаются от ситуации в республике Франции. В ряде монархий (например, в Испании, Бельгии, Нидерландах) термин «подданство» заменён в конституциях и законодательстве термином «гражданство».

Напротив, в развивающихся странах, в государствах Арабского Востока, в Африке указанное различие имеет существенное различие: подданный обязан быть лично верным монарху, население воспитывается в соответствующих традициях, нередко нарушение верности может быть сурово наказано.

Основные принципы гражданства, как правило, устанавливаются в конституциях, подробное же регулирование осуществляется обычными законами. Есть конституции, которые специальных норм о гражданстве не содержат. Такова, например, Конституция Италии; гражданство в этой стране регулируется Законом о гражданстве 1912 г. с позднейшими изменениями и Положением о гражданстве 1983 г.

Конституция Республики Куба 1976 г., напротив, имеет целую главу о гражданстве, где содержатся и такие нормы, которые чаще всего встречаются в обычных законах.

Законы о гражданстве регулируют порядок приобретения, изменения и прекращения гражданства.

2 В конституционном правесуществуют следующие способы приобретения гражданства:

1) по рождению;

2) принятие в гражданство;

3) восстановление в гражданстве;

4) выбор гражданства.

Весьмá редко гражданство приобретается в результате заключения или расторжения брака либо по иным основаниям.

1. Приобретение гражданства по рождению называется филиацией (от лат. filia – дочь, filius – сын). В порядке филиации гражданство приобретается на основе принципов «права крови» (jus sanguinis) или «права почвы» (jus soli). Первое означает приобретение ребёнком гражданства родителей независимо от места его рождения; второе – ребёнок становится гражданином того государства, на территории которого он родился, независимо от гражданства своих родителей. «Право почвы» нередко применяется в странах Латинской Америки. Кроме того, некоторые авторы выделяют и такой принцип в рамках филиации, как принцип «территориальности», который означает автоматическое приобретение ребёнком гражданства того или иного государства по факту нахождения ребёнка на территории данного государства в случае, когда оба родителя ребёнка неизвестны. Чаще всего указанные принципы в той или иной мере сочетаются.

2. Приём в гражданство данного государства иностранца или лица без гражданства по его заявлению называется натурализацией (фр. naturalization от лат. naturalis – подлинный, законный).

Натурализация возможна по закону (усыновление, в редчайших случаях – вступление в брак при соблюдении ряда условий), но обычно она осуществляется по заявлению. Заявление подаётся лицом в компетентные органы того государства, гражданство которого оно желает приобрести.

Натурализация может иметь место после более или менее длительного проживания иностранца или лица без гражданства на территории данного государства (ценз осёдлости). Например, в Венгрии надо прожить 3 года, в Алжире и Великобритании – 7 лет, в Германии – 8 (до 1999 г. было 15 лет), Испании и Норвегии – 10, в Швеции – 12, во Франции и в Республике Чад – 15 лет.

Кроме того, требуется знание языка этой страны, быть психически здоровым и не иметь некоторых болезней (например, СПИД), наличие средств к существованию (Австрия), иметь жилище (Германия), «хороший характер» (Великобритания) и др.; не быть зарегистрированным – в частности, в документах Интерпола – в качестве террориста и др.

Иногда круг прав натурализованных граждан несколько ýже, чем у прирождённых (США).

3. Восстановление в гражданстве какого-либо государства лиц, ранее его имевших и затем утративших по разным причинам называется реинтеграцией (от лат. re – повторное действие и integratio – восстановление, восполнение) Реинтеграция возможно для лица, которое состояло в гражданстве данного государства, но затем по какой-либо причине его утратило. От натурализации восстановление в гражданстве отличается обычно упрощённым порядком решения вопроса. Кроме того, упрощённый порядок приобретения гражданства может осуществляться в порядке регистрации.

4.Выбор гражданства той или иной страны называется оптацией (от лат. opto – выбирать). Оптация может иметь место в связи с переходом части территории от одного государства к другому или провозглашением части территории прежнего государства новым независимым государством. Лицам, проживающим на такой территории, предоставляется право в течение определённого времени оптировать (выбрать) гражданство того или другого государства, т.е. сохранить прежнее или получить новое. Обычно порядок и сроки оптации определяются договором между соответствующими государствами.

В конституционном праве существует и такой редкий способ приобретения гражданства, как трансферт (фр. transfert от лат. transferre переносить, переводить). Трансферт – это автоматическое изменение гражданства без права выбора в связи с переходом территории одного государства к другому, либо обмен населением между государствами на основе межгосударственного соглашения, что также влечёт автоматическое изменение гражданства.

Прекращение гражданства. Гражданство прекращается вследствие таких причин, как отказ от гражданства (выход из гражданства), утрата гражданства, лишение гражданства, оптация другого государства, а также по некоторым другим, более редким причинам.

Отказ от гражданства или выход из него может иметь место по заявлению заинтересованного гражданина и с согласия компетентных органов государства (заявление обычно подаётся в местный орган МВД (юстиции), но разрешение даёт глава государства).

Утрата гражданства как особый случай его прекращения носит в известной мере автоматический характер вследствие совершения лицом определённых запрещённых деяний, как, например, поступление на иностранную государственную службу. В странах, где предусмотрено автоматическое приобретение гражданства иностранкой в случае вступления её в брак с гражданином данного государства, расторжение этого брака влечёт утрату гражданства, приобретённого указанным образом.

Лишение гражданствакак одно из оснований прекращения гражданства предусматриваетрасторжение в одностороннем порядке по инициативе государства гражданских связей конкретного физического лица с данным государством вопреки желанию этого лица. В ряде стран разрешается лишать гражданства только натурализованных граждан и лиц, получивших гражданство по регистрации, за преступления, указанные в законе (например, приобретение гражданства незаконным путём, проявление нелояльности к государству, связи с врагом во время войны), но иногда в течение определённого срока после натурализации (6 лет в Австрии). Однако в большинстве случаев лишение гражданства наступает за недозволенное поведение к существующему политическому режиму и выступает как один из элементов наказания. Практика лишения гражданства существовала и в бывшем СССР в отношении как урождённых, так и натурализованных граждан. Лица, лишённые гражданства, обычно высылаются за пределы страны (экспатриация).

3 В демократическом государстве иностранцы по своему правовому положению в основном приравниваются к собственным гражданам (национальный режим), за отдельными указанными в законе изъятиями.

Иностранцы, как правило, не обладают многими политическими правами, хотя во всех странах Европейского Союза они участвуют в выборах органов местного самоуправления в стране постоянного проживания, а в государствах Латинской Америки на основе взаимности – и в выборах в парламент.

Некоторые обязанности, предусмотренные для граждан страны, не распространяются на иностранцев, например, всеобщая воинская обязанность. Кроме того, они не могут осуществлять некоторые занятия, занимать некоторые государственные должности, иногда приобретать некоторые объекты собственности и т.д.

Для въезда в страну с целью проживания, а в некоторых случаях и в связи с частными приглашениями, в качестве туриста и т.д. иностранцу необходимо разрешение (обычно МВД) с указанием срока, места жительства, занятия, необходимо зарегистрироваться в полиции. Есть квоты для постоянного проживания иностранцев.

Иностранец может быть депортирован за нарушение национального законодательства. Иностранцы имеют паспорт (удостоверение личности) своего государства, а в стране пребывания им выдаётся другой документ – вид на жительство (иногда, например, для иностранных студентов просто делается отметка в национальном паспорте).

Сказанное относится к «рядовым» иностранцам. На дипломатических представителей, на персонал миссий распространяется действие особых правил в соответствии с международным правом и соглашениями, заключёнными между государствами.

Контрольные вопросы:

1. Что из себя представляет гражданство как конституционно-правовой институт?

2. Как соотносятся между собой дефиниции «гражданство» и «подданство»?

3. Назовите способы приобретения гражданства.

4. Что означает филиация в конституционном праве?

5. Что означает принцип «права крови» и принцип «права почвы»?

6. Что означает натурализация в конституционном праве?

7. Что означает оптация в конституционном праве?

8. Что означает реинтеграция в конституционном праве?

9. Что означает репатриация в конституционном праве?

10. Что означает трансферт в конституционном праве?

11. По каким основаниям прекращается гражданство в зарубежных странах?

12. Что означает лишение гражданства и какие правовые последствия оно влечет?

13. Что означает термин «экспатриация»?

14. Охарактеризуйте правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в зарубежных странах.

Тема 7 Правовой статус глава государства в зарубежных странах

Цель: уяснить правовой статус главы государства: президента, монарха зарубежных стран, а также системы наследования трона в зарубежных странах, понятие регентства и т.д.

План:

1 Глава государства: понятие, место в государственном механизме

2 Президент. Правовое положение президента

3 Компетенция главы государства

1 Глава государства – это высший его представитель внутри и вне страны и вместе с тем символ единства нации, государства (народа и государства). (А.М. Осавелюк).

Глава государства – официальное лицо (орган), занимающее формально высшее место в иерархии государственных институтов и осуществляющее верховное представительство страны во внутриполитической жизни и в отношениях с другими государствами (Л.М. Энтин).

Глава государства – это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны, символ государственности народа.

В современных зарубежных странах главой государства по общему правилу выступает либо выборный президент, либо наследственный монарх. Весьма редко встречаются монархи, замещающие свой пост на основе выборов (например, в Малайзии и ОАЭ). Коллегиальный глава государства почти исчез из конституционной практики.

Поэтому ныне существуют следующие формы главы государства:

1) единоличный монарх, унаследовавший свою должность (например, в Великобритании, Японии, Испании, Бельгии, Нидерландах, Марокко);

2) единоличный монарх, назначенный своей семьей – правящей династией (например, в Саудовской Аравии);

3) единоличный монарх федеративного государства, выбранный на установленный период монархами субъектов федерации из своей среды (например, в Малайзии, ОАЭ);

4) единоличный президент, выбранный народом, парламентом или представительной коллегией на установленный срок (например, в США, Германии, Италии, Индии);

5) коллегиальный орган, выбранный парламентом на установленный срок; при этом отдельные полномочия главы государства, которые невозможно осуществлять коллегиально, как например, прием верительных грамот иностранных дипломатических представителей, передаются председателю коллегиального органа (например, на Кубе);

6) глава правительства, осуществляющий также функции главы государства (например, в землях Германии);

7) представитель британского монарха в государствах, имеющих статус британского доминиона, т.е. признающих главой государства британского монарха (например, в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, на Барбадосе);

8) единоличный или коллегиальный глава государства, узурпировавший власть в государстве, обычно без установления срока.

Глава государства, независимо от его разновидности, имеет некоторые общие для всех стран полномочия. В отношении парламента – это созыв его сессий, опубликование законов, право роспуска, иногда – право вето. Глава государства формирует правительство (порой лишь формально его утверждает), обладает правом увольнять министров и правительство в отставку, назначать судей, предоставлять гражданство и право убежища, заключать и ратифицировать определенного рода международные соглашения, назначать дипломатических представителей, награждать, помиловать осужденных и др., но осуществление этих полномочий на практике зависит от формы правления, от реального положения главы государства. Кроме того, любой форме правления одни полномочия глава государства может реализовывать самостоятельно, а для осуществления других требуется согласие или утверждение парламента или даже правительства (в условиях парламентарной республики).

Монарх.

Как правило, монарх (король, султан) является главой государства и одновременно главой исполнительной власти. На деле, однако, вся полнота власти ему принадлежит только в абсолютной монархии. Реально полномочиями главы государства и главы исполнительной власти он пользуется в дуалистической монархии, в парламентарной же монархии акты главы государства и главы исполнительной власти он совершает обычно по указанию правительства.

Монарх получает и передает свой пост по наследству. Существует несколько систем наследования:

1) салическая, когда престол наследуют только мужчины (прежде всего старший сын), а женщины, в том числе дочери, исключаются из числа наследников престола (Бельгия, Норвегия, Япония и др.);

2) кастильская, когда женщины, (дочери) наследуют престол, если у покойного монарха нет сыновей. Если же есть младший сын и его старшая сестра, то сын имеет преимущество (Великобритания, Дания с 1953 г., Испания, Нидерланды; в последней стране по сложившимся обстоятельствам более века, с 1890 г., на престоле находятся только женщины, сменяя друг друга);

3) австрийская (она существовала в прошлом), когда женщины могут наследовать трон при условии, что во всех поколениях данной династии нет мужчин;

4) шведская, в соответствии с которой по Закону 1979 г. женщины наследуют престол на равных основаниях с мужчинами. Такой же порядок установлен по Закону 1983 г. в Нидерландах;

5) мусульманская, когда трон наследует, по существу, не определенное лицо, а «благородная» правящая семья (часть династии), которая сама уже решает, кто именно из ближайших родственников покойного короля (не обязательно сын) займет освободившийся трон (Катар, Кувейт, Саудовская Аравия и др.). Эта же семья при высших священнослужителей и мусульманских ученых (улемов) смещает короля и ставит на его место другого члена семьи (так было, например, в Саудовской Аравии вследствие обвинения короля в недостаточном благочестии);

6) племенная, когда король рассматривается как главный вождь племени, а его наследника определяет племенной совет из числа многочисленных сыновей покойного. В Свазиленде это племенной совет ликоко во главе с королевой-матерью, в чем сказываются пережитки матриархата. Последний раз он избирал короля в 1982 г. из числа более 150 сыновей покойного.

Если престол наследует малолетний монарх, то до его совершеннолетия один из ближайших родственников монарха или другое близкое к нему лицо с согласия семьи и по совету высших должностных лиц, иногда с утверждения парламента или по назначению правительства, становится регентом.

Регентство (от лат. regens – правящий) – это временное коллегиальное (регентским советом) или единоличное (регентом) осуществление полномочий главы государства в монархиях в случае вакантности престола, малолетства, продолжительной болезни или временного отсутствия монарха. Регент и совет действуют от имени монарха. Если монархом (королевой) становится женщина, ее муж не становится королем, он лишь ее супруг и имеет особый высший дворянский титул.

2 Президент может занимать различное положение в системе государственной власти: быть только главой государства (Германия), одновременно главой государства и исполнительной власти (Бразилия, США), главой государства и фактическим руководителем правительства при наличии особой должности административного премьер-министра (Египет, Франция, Казахстан).

Президент избирается на определенный срок: 3 года в Латвии, 4 года в США, 5 – в Бразилии, 6 – в Египте, 7 – в Казахстане (с декабря 2012 г. будет избираться на 5 лет). Он может быть переизбран еще на один срок (США), переизбрание вообще не допускается (Мексика), может быть переизбран неограниченное число раз (Франция), неограниченное число раз может переизбираться как подряд, так и не подряд только первый президент страны (Казахстан). Бывали, однако, и «пожизненные президенты» (Туркмения).

Для избрания на должность президента обычно выдвигаются следующие условия: гражданство данного государства; наличие полных гражданских и политических прав; достижение определенного возраста (обычно 35 лет, но в Никарагуа – 25, в Венесуэле – 30, в Болгарии и Казахстане – 40, в Италии – 50). Иногда устанавливается и предельный возраст (например, в Намибии – не старше 65 лет). Многие конституции устанавливают для кандидата определенный срок проживания в данной стране (в Болгарии – 5 лет, на Украине – 10, в США – 14). В ряде случаев требуется, чтобы кандидат был не натурализованным гражданином, а уроженцем данной страны (Казахстан) или родившимся от ее граждан. В Нигерии кандидат на должность президента должен иметь среднее образование, в Турции, Азербайджане – высшее, на Филиппинах он должен уметь читать и писать.

Способы избрания президента.

Существуют различные способы избрания президента:

1) голосование в парламенте (Чехия, Словакия, Венгрия, Турция, Албания и др.);

2) голосование выборщиков. Избиратели голосуют за выборщиков, а последние, не собираясь вместе, избирают президента из числа кандидатов, выдвинутых партиями (Аргентина, США);

3) избрание президента специальной избирательной коллегией (Федеральное собрание в Германии, состоящее из членов нижней палаты и такого же числа представителей земель, Италия, Индия);

4) избрание непосредственно избирателями (Мексика, Украина, Франция и др.).

В отличие от монарха президент несет ответственность за свои действия. Он отвечает за государственную измену, взяточничество, совершение других тяжких преступлений. Уголовная ответственность наступает, как правило, после отрешения президента от должности. В США обвинительное заключение принимает Палата представителей, а судит Президента, т.е. решает вопрос об отстранении его от должности, Сенат.

В США импичмент против Президента пытались применить неоднократно. В 1825 г. для вынесения обвинительного приговора в Сенате в отношении Президента Джонсона не хватило 1 голоса; в 1974 г. угроза применения импичмента заставила уйти в отставку Президента Р. Никсона; в 1998 г. процедура импичмента была начата против Президента Б. Клинтона. Палата представителей признала его виновным в лжесвидетельстве под присягой и препятствовании правосудию. Дело было передано в Сенат, который обладает исключительным правом вынесения окончательного решения по существу дела, однако решение об отстранении так и не было принято.

3 В подавляющем большинстве стран национальное законодательство наделяет главу государства обширными правами и полномочиями в различных областях государственной деятельности. Практика функционирования конституционного механизма, реально существующая политическая ситуация вносят значительные коррективы в осуществление этих полномочий. Сравнительно отчетливо прослеживаются две основные тенденции. В одних странах наблюдается фактическое, а иногда и формальное ограничение полномочий главы государства, которые осуществляются за него правительством или главой правительства. В других – происходит расширение компетенции главы государства, зачастую выходящее за пределы, очерченные конституцией и другими действующими законодательными актами. Соответственно,, в первом случае имеет место фактическое ограничение полномочий, которыми наделен глава государства, а во втором – их существенное расширение. Обе тенденции связаны с процессом усиления правительственной власти в современном мире.

Представительские функции.

Глава государства председательствует на торжественных церемониях, выступает с официальными обращениями к парламенту и посланиями к нации. Такие послания зачастую содержат анализ внутренней и внешней политики государства, формулируют основные цели правительственной деятельности и намечают пути их достижения. Подобная практика широко распространена в большинстве президентских республик. В США ежегодные президентские послания по вопросам положения в стране рассматриваются как основной программный документ правительственной деятельности на предстоящий период. По важнейшим вопросам обращаются с посланиями к парламенту и нации главы государств во Франции и ряде других стран.

Исключительно большое значение имеют представительские функции главы государства в сфере внешних сношений. Он считается всегда выступающим от имени своего государства в силу своего положения и не нуждается в специальном на то уполномочии.

Полномочия главы государства в области государственного управления.

Глава государства играет важную роль в формировании правительства. Однако степень его воздействия на правительственную политику и круг реально осуществляемых в области государственного управления полномочий значительно различаются.

В парламентарных республиках и монархиях глава государства не может назначить правительство, которое не располагает поддержкой парламентского большинства. Соответственно замещение поста премьер-министра руководителем политической партии, победившей на парламентских выборах, происходит почти автоматически.

В странах, в которых глава государства наделен правительственной (исполнительной) властью, его полномочия в области государственного управления значительно более широки.

В президентских и монократических республиках (США, многие страны Латинской Америки, значительная часть развивающихся стран) президент является единоличным носителем правительственной власти. Члены правительства рассматриваются обычно как помощники и советники президента, им назначаются и увольняются.

В странах, в которых глава правительства выступает как единоличный носитель исполнительной власти, он играет решающую роль в определении программы правительственной деятельности; ему принадлежит право принятия окончательных решений. От имени главы государства и за его подписью издаются важнейшие акты исполнительной власти.

Полномочия главы государства включают в себя руководство административным аппаратом и вооруженными силами. Он производит назначения на высшие военные и гражданские должности.

Полномочия в сфере законодательной деятельности.

В парламентарных монархиях и республиках (за редким исключением) главе государства принадлежит формально право открытия и закрытия очередных и внеочередных сессий, а в ряде стран – право досрочного роспуска парламента или одной из его палат и назначения внеочередных выборов. Последние полномочия особенно активно используются в Великобритании и Японии. Однако на практике, а в Японии и согласно Конституции (ст. 7), соответствующие решения принимаются правительством. Сравнительно редко их выносит сам парламент (Швеция).

Внешнеполитические полномочия.

В этом качестве он представляет государство в международных отношениях, назначает и отзывает глав дипломатических представительств государства, ведет переговоры и подписывает международные договоры, подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических и иных представителей иностранных государств. Внешнеполитические полномочия президента зависят от его статуса в зависимости от вида республики (президентской, парламентарной, смешанной).

Полномочия в судебной области.

Президент назначает судей различного уровня, осуществляет помилование граждан.

Чрезвычайные полномочия.

Президент вправе объявлять чрезвычайное, военное, осадное положение в соответствии с принятым об этом законом (на определенный срок и под контролем парламента), вводить президентское в субъектах федерации, осуществлять федеральную интервенцию в субъекты (вмешательство).

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «глава государства».

2. Назовите формы главы государства в зарубежных странах.

3 От каких факторов зависит правовой статус главы государства в зарубежных странах?

3. Охарактеризуйте правовое положение монарха в зарубежных странах.

5. Назовите системы наследования трона в зарубежных странах.

6. Что означает салическая система наследования?

7. Что означает кастильская система наследования?

8. Что означает австрийская система наследования?

9. Что означает шведская система наследования?

10. Что означает мусульманская система наследования?

11. Что означает племенная система наследования?

12. Что означает термин «регентство»?

13. Охарактеризуйте правовой статус президента зарубежных стран.

14. Назовите способы избрания президента.

15. Охарактеризуйте вкратце компетенцию главы государства зарубежных стран.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: