Тема 9 Правительство в зарубежных странах

Цель: уяснить место правительства в механизме государства зарубежных стран, порядок формирования, состав, структуру правительства зарубежных стран.

План:

1 Правительство зарубежных стран, его место в системе высших органов

2 Глава правительства, порядок его назначения, правовое положение и роль

3 Полномочия правительства

1 Правительство может иметь различные названия: Правительство (Чехия), Совет министров (Индия), Федеральное правительство (Германия), Кабинет (Япония), Государственный совет (КНР), Административный совет (КНДР), Федеральный совет (Швейцария) и т.д.

Как правило, правительство – это коллегиальный орган исполнительной власти, обладающий общей компетенцией, осуществляющий руководство государственным управлением.

Осуществление правительственной (исполнительной) власти может составлять прерогативу одного лица (в президентских республиках, странах с монократическими режимами) или коллегиального органа.

Классификация правительства по основанию их структуры и состава.

Во многих странах наблюдается процесс выделения в правительстве внутреннего кабинета, который и является действительным носителем правительственной власти. Пример Великобритании. Правительство этой страны насчитывает примерно 100 членов, однако практически не собирается в полном составе. Все важнейшие вопросы обсуждаются и решаются на заседаниях кабинета, который объединяет под руководством Премьер-министра ведущих членов правительства (примерно около 20 человек).

По партийному составу различают однопартийные и коалиционные правительства. Однопартийные правительства характерны для Великобритании, Канады и др. Коалиционные правительства имеют место в Италии, в странах Бенилюкса и др., иногда в Индии, Малайзии и др.

Правительство меньшинства – возникает тогда, когда отсутствует одна доминирующая партия, а создание коалиций в силу межпартийных противоречий оказывается невозможным.

Существуют временные правительства. Например, временное правительство действовало во Франции в 1944 – 1946 годах и в 1958 году.

Формирование правительства.

Для парламентарных монархий и парламентских республик характерно формирование правительства на парламентской основе. Внепарламентский способ образования правительства типичен для президентских и смешанных республик, стран с монократическими режимами и дуалистических монархий.

Парламентская инвеститура дается либо нижней палатой (Великобритания), либо обеими палатами (Италия). Только после получения инвеституры производится окончательное назначение правительства актом главы государства, и оно считается приступившим к исполнению своих обязанностей. Решающее значение при применении данной процедуры имеет расстановка политических сил в парламенте. В случае, если какая-либо партия или блок партий располагает абсолютным большинством депутатских мандатов, на пост премьер-министра автоматически назначается лидер победившей партии (коалиции). Характерны для Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии и др. стран.

Сложнее обстоит дело, когда ни одна партия не располагает большинством в парламенте. В этом случае глава государства проводит консультации с лидерами партий, представленных в парламенте (нижней палате), пытаясь выяснить возможности и шансы того или иного политического деятеля. В некоторых странах (Бельгия, Нидерланды и др.) в этом случае назначается не премьер-министр, а форматор правительства. Проводятся закулисные переговоры с руководством партий. В случае неудачи переговоров форматором назначается новое лицо. В случае, если прийти к соглашению не удается, назначаются досрочные парламентские выборы.

В ряде стран (ФРГ, Япония, Швеция и др.) применяется процедура, при которой глава правительства формально избирается парламентом или нижней палатой.

В ФРГ кандидат на пост канцлера предлагается президентом и считается избранным, если получил абсолютное большинство голосов. В Швеции избранным считается кандидат, против которого не проголосовало большинство депутатов Риксдага (подобное правило привело к тому, что в октябре 1978 г. в стране было сформировано правительство, располагавшее поддержкой лишь 10% депутатов).

Сравнительно редко встречается практика, когда все члены правительства избираются парламентом. Пример – Швейцария, где Федеральный совет (правительство) в составе семи человек избирается на совместном заседании обеих палат федерального собрания на срок полномочий нижней палаты (4 года).

В президентских республиках глава государства сам является носителем правительственной власти. Он подбирает, назначает и увольняет членов кабинета.

Состав и структура правительства.

С точки зрения перечня должностных лиц состав правительства в различных странах различен. В состав правительства помимо его главы входят обычно государственные министры, министры, министры без портфеля, статс-секретари, а также младшие министры и парламентские секретари.

Глава правительства может иметь разные официальные названия – премьер Государственного совета в КНР, министр-председатель в Болгарии, государственный министр в Швеции.

Под руководством премьера работают министры, государственные министры. В одних странах ранг государственного министра выше обычного (Франция, Португалия), в других – считается более низким (Великобритания); в Японии государственными министрами именуются все члены правительства. Очень редко во главе министерства стоят сразу два или более министров (случай, известный в практике Финляндии).

В состав правительства часто включаются министры без портфеля – лица, которые не руководят какими-либо ведомствами, но на заседаниях правительства имеют право решающего голоса. Иногда они выполняют отдельные поручения премьер-министра, координируют работу группы министерств.

В некоторых странах, особенно в Великобритании, по традиции сохраняются средневековые названия должностей отдельных членов правительства, иногда не дающие точного представления о круге их занятий: лорд-канцлер (по существу, это министр юстиции), лорд-хранитель печати, канцлер казначейства (министр финансов).

В США министры официально называются секретарями (кроме министра юстиции, именуемого «генеральный атторней», и министра связи, именуемого «генеральный почтмейстер»). Министерства (в США) носят официальное наименование департаментов.

В некоторых развивающихся странах существует должность главного министра (министра-координатора), курирующего работу нескольких однородных министерств; бывают также министры, управляющие крупными регионами страны.

Конституцией или законом может быть установлена определенная численность министров: не менее 7 в Норвегии, 7-15 в Ирландии, не более 14 в ОАЭ.

В странах тоталитарного социализма должность министра с правом решающего голоса имеют иногда заместители председателей крупных государственных комитетов, например, планирования, руководители массовых общественных организаций – женской, молодежной, профсоюзов, включаемых в состав правительства в соответствии с их общественным положением.

Нередко в составе правительства создаются более узкие структуры, которые могут выполнять некоторые (порой довольно важные) полномочия правительства. Существует 4 формы таких органов:

1) различают правительство и кабинет (в некоторых странах с влиянием англосаксонского права – в самой Великобритании, в Индии и др.). Правительство включает всех министров, младших министров. Однако правительство никогда не собирается в полном составе как особый орган. Заседает и правит страной кабинет, как правило, включающий около 20 министров;

2) различают совет министров и совет кабинета (в некоторых странах континентального права – Франция, франкоязычные страны Африки и др.). Заседания совета министров – это официальные заседания правительства, проходящие под председательством президента; на них принимаются наиболее важные решения. Заседания совета кабинета проходят под председательством премьер-министра; на них рассматриваются главным образом оперативные вопросы;

3) в странах тоталитарного социализма, в постсоциалистических государствах нередко внутри правительства создается особый орган – президиум или бюро правительства. В его состав входят премьер, его заместители, иногда некоторые министры. Президиум (бюро) принимает решения по многим важным вопросам, относящимся к компетенции правительства;

4) в некоторых случаях в составе правительства создаются межведомственные комитеты или комиссии, объединяющие группы родственных министерств. Им также делегируются полномочия по решению отдельных вопросов компетенции правительства.

Особую роль в правительстве играет глава правительства. Каков его статус и полномочия, рассмотрим во втором вопросе.

2 Названия главы правительства бывают различны, однако в большинстве стран он именуется премьер-министром, т.е. первым министром (от фр. premier – первый). От него зависит подбор кандидатур в состав правительства. Нередко в парламентарных республиках парламент избирает или назначает только премьер-министра, остальных министров он назначает и смещает сам (Болгария, Германия). Часто он принимает решения от имени правительства. При нем создаются различные органы – ведомство федерального канцлера в Германии, гражданский и военный кабинеты во Франции. У него есть личный секретариат.

Премьер-министры имеют высокий должностной оклад. Выше всех оплачиваются Премьер-министр Сингапура – 810 тыс. долл. США в год, Премьер-министр Японии – 400 тыс. (вдвое больше Президента США и в 14 раз больше Президента Польши).

При правительстве создается орган управления делами правительства.

Срок полномочий правительства определяется на основе различных критериев. В президентских республиках оно назначается в принципе на срок полномочий самого главы исполнительной власти. В парламентарных странах правительство остается у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства в парламенте.

Некоторые лица бессменно занимали должность премьер-министра почти полтора десятка лет (М. Тэтчер в Великобритании, Г. Коль в Германии и др.), в отдельных странах они сменяются очень быстро (Италия), хотя в той же Италии А. Фанфани занимал эту должность 6 раз на короткие сроки.

Важным консультативным органом правительства является во Франции, Италии государственный совет, состоящий из высших должностных лиц и ученых-юристов. Он предварительно рассматривает акты правительства.

3 Решения, принимаемые правительством или от его имени главой исполнительной власти либо комитетом кабинета, могут значительно различаться по своей юридической природе.

Акты исполнительной власти могут носить различные наименования в отдельных странах. В США – это исполнительные приказы президента, в Великобритании – приказы королевы в совете, во Франции – ордонансы и декреты и т.д. В качестве собирательного понятия используется чаще всего термин «регламентарные акты» правительства.

Правительство призвано обеспечить охрану существующего публичного порядка, гарантировать права и свободы человека, защиту внешних интересов государства. На него возложено осуществление экономических, социальных и иных функций в сфере государственного управления.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «правительство».

2. Какие названия может иметь правительство зарубежных стран?

3. Как классифицируются правительства по основанию их структуры и состава?

4. Какие правительства различают по партийному составу?

5. Что означает понятие «правительство меньшинства»?

6.Охарактеризуйте вкратце порядок формирования правительства в зарубежных странах.

7. Охарактеризуйте состав и структуру правительства зарубежных стран.

8. Что означает понятие «министр без портфеля»?

9. Охарактеризуйте правовое положение главы правительства в зарубежных странах.

10. Что означает дефиниция «регламентарные акты»?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: