Тема: Національна система виховання, шляхи її реалізації

Особенности финансового анализа предприятий-должников. Регламентные финансовые анализы. Нормативные документы, регламентирующие порядок проведения финансового анализа в процедурах банкротства (498, 367, 855)

4.4.1. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий». Постановление содержало преамбулу и три приложения. Действие двух приложений отменено законом. А Приложение 1, в котором содержится методика находится в составе действующих нормативных актов, и может использоваться финансовыми аналитиками, но для финансового анализа в судопроизводстве по делу о банкротстве применяются другие методики.

Система критериев оценки неплатежеспособ­ности и неудовлетворительной структуры баланса включала в себя показатели, широко используемые в практике фи­нансового анализа:

коэффициент текущей ликвидности, значения которого должны быть не меньше 2.

коэффициент обеспе­ченности собственными средствами, значения которого должны быть не меньше 0,1.

Структура баланса предприятия признавалась неудовлетворительной, а предприятие – неплатежеспособным, если хотя бы один из показателей не соответствовал установленному критерию. В этом случае рассчитывался коэффициент восстановления платежеспособности:

К3 = К тл 1 + 6 /Т (Ктл1 – Ктл0) / 2, > 1 (6)

где К тл1 – фактическое значение (на конец отчетного периода) коэффициента текущей ликвидности К1; Ктл0 – значение коэффициента текущей ликвидности на начало отчетного периода; 2 – нормативное значение коэффициента текущей ликвидности; 6 – нормативный период восстановления платежеспособности в месяцах; Т – отчетный период в месяцах

Коэффициент восстановления платежеспособности, принимающий значения больше 1, рассчитанный на нормативный период, равный 6 месяцам, свидетельствует о наличии реальной возможности у предприятия восстановить платежеспособность.

Коэффициент восста­новления (утраты) платежеспособности пред­приятия в установленные сроки позволяет определить наличие или отсутствие у предприятия реальной возможности утратить платежеспособность через 3 месяца или восстановить платежеспособность через 6 месяцев.

Если значения показателей не соответствовали критериям, предприятие признавалось неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса.

Признание пред­приятия неплатежеспособным и имеющим неудов­летворительную структуру баланса не означало признания предприятия несостоятельным (банкро­том). Это было лишь зафиксированное уполномоченным государственным органом (ФУДН) состояние финансовой неустойчивости. Предприятие включалось в систему мониторинга, предупреждалось о необходимости заблаговременного осуществления мер по предупреждению несостоятельности, стимулировалось к самостоятельному выходу из кризисного состояния. Только после мониторинга в течение нескольких кварталов и в совсем безнадежных случаях: полном отсутствии собственных оборотных средств, наличии кредиторской задолженности, превосходящей стоимость оборотных средств, хронической убыточности, при чистых активах, меньших чем установленный законом минимальный размер уставного капитала (ст. 99 ГК РФ) и др. предприятию предлагалось перейти к добровольной ликвидации. Если безнадежное предприятие на 100% было государственным, то оно могло быть продано на открытых торгах со статусом юридического лица, т.е. предприятие сохранялось, работники не увольнялись, менялся лишь собственник. Государственное предприятие становилось частным.

4.4.2. Постановление правительства от 25 июня 2003 г. № 367 «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»

Требования к проведению финансового анализа в процессе судопроизводства по делам о банкротстве установлены ст. 70 Закона о несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002 № 127 – ФЗ.

Анализ финансового состояния должника проводится в целях:

- определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим;

- определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Анализ финансового состояния осуществляет арбитражный управляющий, но если должник в соответствии с законом подлежит ежегодному обязательному аудиту, финансовый анализ выполняется аудиторской фирмой.

(Обязательный аудит проводится в случаях, если должник является ОАО, а для других ОПФ – если объем выручки от продажи продукции за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса превышает 20 миллионов рублей).

Для проведения анализа используются документы бухгалтерской отчетности, результаты инвентаризации, аудиторский заключения, документы, удостоверяющие государственную регистрацию прав собственности.

В результате анализа арбитражный управляющий осуществляет обоснование возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих применяемых в деле о банкротстве процедур.

В процедурах банкротства арбитражные управляющие и эксперты в области банкротства обязаны выполнять финансовый анализ в соответствии с постановлением правительства от 25 июня 2003 г. № 367 «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа» (далее - Правила).

1. Правила определяют принципы и условия проведения арбитражным управляющим финансового анализа, а также состав сведений, используемых арбитражным управляющим при его проведении. При проведении финансового анализа арбитражный управляющий анализирует финансовое состояние должника на дату проведения анализа, его финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность, положение на товарных и иных рынках.

2 Правила устанавливают цели проведения анализа:

а) подготовки предложения о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника и обоснования целесообразности введения в отношении должника соответствующей процедуры банкротства;

б) определения возможности покрытия за счет имущества должника судебных расходов;

в) подготовки плана внешнего управления;

г) подготовки предложения об обращении в суд с ходатайством о прекращении процедуры финансового оздоровления (внешнего управления) и переходе к конкурсному производству;

д) подготовки предложения об обращении в суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

3. требование использования данных инвентаризации для уточнения показателей бухгалтерской отчетности,

4. перечень документов, которые надлежит использовать для проведения анализа. При проведении финансового анализа проверяется соответствие деятельности должника нормативным правовым актам, ее регламентирующим. Информация о выявленных нарушениях указывается в документах, содержащих анализ финансового состояния должника.

5. требование о соблюдении принципа полноты и достоверности в процессе проведения анализа.

В документах, содержащих анализ финансового состояния должника, должны быть указаны:

а) реквизиты предприятия, арбитражного управляющего, дела о банкротстве.

б) результаты анализа активов и пассивов должника, возможности безубыточной деятельности, положения предприятия на товарных рынках, коэффициенты финансово-хозяйственной деятельности должника (Приложение № 1) и показатели, используемые для их расчета, рассчитанные поквартально не менее чем за 2-летний период, предшествующий возбуждению производства по делу о несостоятельности (банкротстве), а также за период проведения процедур банкротства в отношении должника, и динамика их изменения;

в) причины утраты платежеспособности с учетом динамики изменения коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности;

ж) результаты анализа хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности должника, его положения на товарных и иных рынках с учетом требований согласно приложению N 2;

з) результаты анализа активов и пассивов должника с учетом требований согласно приложению N 3;

и) результаты анализа возможности безубыточной деятельности должника с учетом требований согласно приложению N 4;

г) должны быть сделаны выводы:

о причинах утраты платежеспособности;

о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника;

о целесообразности введения соответствующей процедуры банкротства;

о возможности (невозможности) покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему.

Выбор между конкурсным производством и внешним управлением по своей сути является вопросом о целесообразности и возможности сохранения прежнего собственника, рабочих мест для работников должника, сумме требований кредиторов, которая будет погашена в конечном итоге. Не исключается возможность, что необъективно введенная процедура конкурсного производства послужит целям быстрой продажи имущества должника лицам, которые заинтересованы в его банкротстве, а необоснованно введенная процедура внешнего управления приведет к тому, что нечем будет погашать кредиторскую задолженность. Поэтому выводы финансового анализа должны подвергаться тщательному и компетентному контролю со стороны лиц, участвующих в деле (см. ст.35 Закона о несостоятельности (банкротстве)).

Арбитражный управляющий должен выяснить позицию собственников предприятия-должника, органов государственного или местного управления о целесообразности сохранения должника как хозяйствующего субъекта, а так же кредиторов в отношении выбора процедуры:

- есть ли предпосылки к заключению мирового соглашения;

- готов ли собственник взять на себя часть обязательств должника;

- существуют ли иные внешние источники пополнения оборотных средств (инвесторы);

Если все стороны настроены на ликвидацию предприятия, то, независимо от результатов финансового анализа, будет введена процедура конкурсного производства и предприятие будет ликвидировано.

Если есть хоть одна сторона, заинтересованная в восстановлении платежеспособности, то следует оценить место предприятия в рыночных отношениях: есть ли платежеспособный спрос на продукцию предприятия; если нет, то есть ли возможность перепрофилирования, если нет - то возможности восстановления платежеспособности нет.

Если платежеспособный спрос на продукцию предприятия существует, то рентабельна ли продукция данного предприятия, конкурентоспособна ли? Если нет — то почему? Как работают аналогичные предприятия-конкуренты? Причиной нерентабельности и неконкурентности в этой ситуации будет, скорее всего, неудовлетворительный менеджмент, а это означает, что восстановление платежеспособности возможно, введение внешнего управления желательно, и если оно будет доверено профессионалу в данной предметной области (отрасли), то результат, скорее всего, будет положителен;

Для эффективного производства мощности предприятия должны соответствовать объемам реализации продукции. АУ должен определить загрузку мощностей предприятия (отношение фактической загрузки к номинальной). Если загрузка низка (меньше 70%), то можно ли ее увеличить, если увеличить число заказов и расширения рынка сбыта? Если нельзя, то каков будет финансовый результат от реализации неиспользуемых основных средств и запасов? Если ликвидация неиспользуемых активов может принести убытки, то не приведет ли это к ухудшению показателя обеспеченности кредиторской задолженности всеми активами? Чаще всего, стремясь обеспечить денежными ресурсами внеочередные расходы, АУ, независимо от очевидного отрицательного финансового результата, реализуют имущество должника, после чего восстановление платежеспособности становится невозможно.

Арбитражному управляющему нужно исследовать, возможно ли в случае введения процедуры внешнего управления продолжение хозяйственной деятельности без дополнительных инвестиций, есть ли иные источники оборотных средств, возможен ли выход на безубыточный уровень (путем увеличения выпуска изделий и/или сокращения затрат на производство). Если это возможно, то следует рассмотреть и возможность введения внешнего управления.

4.4.3. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 855 "Об утверждении Временных правил проверки арбитражным наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства".

В соответствии с «Временными правилами проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства», утвержденными постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 855 выявление признаков преднамеренного банкротства осуществляется в 2 этапа.

На первом этапе проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период в соответствии с «Правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа», утвержденными Правительством Российской Федерации № 367.

В случае установления на первом этапе существенного ухудшения значений двух и более коэффициентов проводится второй этап выявления признаков преднамеренного банкротства должника. Под существенным ухудшением значений коэффициентов понимается такое снижение их значений за какой-либо квартал, при котором темп их снижения превышает средний темп снижения значений данных показателей в исследуемый период.

Второй этап анализа заключается в анализе сделок должника и действий органов управления должника за исследуемый период, которые могли быть причиной такого ухудшения. Источником информации служат приказы, распоряжения, протоколы заседаний совета директоров, договоры с контрагентами, другая распорядительная документация, письма, жалобы, результаты проверок вышестоящей организации, налоговой инспекции, аудиторских проверок и т.п. Если устанавливаются документы, по которым можно сделать вывод об умышленных действиях лиц, имеющих право давать указания, обязательные к исполнению предприятием, если устанавливается причинно-следственная связь между указаниями и резким ухудшением платежеспособности или даже возникновением несостоятельности предприятия, делается заключение о наличии признаков преднамеренного банкротства. На виновных лиц может быть наложена субсидиарная ответственность по долгам предприятия (они должны будут погасить часть задолженности своими личными средствами), административная ответственность (штраф и дисквалификация на 2 года), либо в случае нанесения преднамеренными действами ущерба кредиторам в крупном размере – следует уголовная ответственность в виде штрафа и лишения свободы до 6 лет.

Примеры преднамеренных банкротств:

- передача в дочерние общества имущества, долги - материнской компании, и затем прекращение перечисление прибыли материнской компании, а перечисление их некоторой управляющей компании. В этом случае возврат возможен через продажу акций дочерних компаний.

- продажа аффилированным лицам товаров по демпинговым ценам; Наращивание кредиторской задолженности и продажа банкрота подставным лицам.

В основном, вина за преднамеренные банкротства лежит на Законе об акционерных обществах, позволяющем собственникам практически произвольно распоряжаться имуществом своих предприятий.

Вопросы для самоконтроля
1. Каков порядок проведения анализа финансового состояния предприятия?
2. Каковы источники информации для проведения анализа финансового состояния?
3. В чем состоит суть вертикального и горизонтального анализа баланса предприятия?
5. Что такое ликвидность предприятия и в чем ее отличие от его платежеспособности?
6. На основании каких показателей производится анализ ликвидности предприятия?
7. В чем состоит понятие и оценка финансовой устойчивости предприятия?
8. Какие показатели используются для анализа деловой активности предприятия?
9. При каких условиях рассчитываются коэффициенты восстановления платежеспособности?

План

(1) Сутність національного виховання, його мета, завдання, категорії

(2) Принципи національного виховання, історія його розвитку

(3) Українська етнопедагогіка – основа національної системи виховання

(4) Шляхи і засоби реалізації національної системи виховання

(5) Напрями виховання в національній школі

Література:

- Концепція національного виховання. Дзюба, Стельмахович, Алексюк, Тхоржевський та ін. // „Освіта”.

- Ващенко Г. Виховний ідеал. Полтава, 1994.

- Вишневський О. Сучасне українське виховання. Львів, 1996.

- Кузь В. Основи національного виховання. Умань, 1993.

- Стельмахович М.Г. Народне дитинознавство. К., 1997.

- Національна доктрина розвитку освіти України у XXI ст. К., 2001.

(1) Національне виховання – це створена впродовж віків самим народом система поглядів, переконань, ідей, ідеалів, традицій, звичаїв, покликаних формувати світоглядну свідомість і ціннісні орієнтації молоді; передавати їй соціальний досвід, надбання попередніх поколінь.

Національне виховання – це родинознавче, вітчизнознавче, українознавче виховання („Концепція національного виховання”).

Поняття „національне виховання” рівнозначне державному вихованню, хоча останнє значно вужче. Державне виховання є складовою частиною національного і реалізується державними виховними інститутами, зокрема школою.

Головна мета національного виховання – передача молодому поколінню соціального досвіду, багатств духовної культури, національної ментальності народу, його своєрідності і формування на цій основі особистісних рис громадянина України.

Завдання національного виховання:

ü розвивати природні задатки дитини, її тіло і дух, зміцнювати здоров’я нації;

ü виховувати підростаюче покоління в дусі пізнання і збереження духовної культури людини;

ü проявляти турботу про формування інтелектуально розвиненої і духовно багатої особистості;

ü виховувати національну свідомість і самосвідомість, національний характер, світогляд, гуманістичні ідеали тощо;

ü формувати у молодого покоління загальнодержавні інтереси і потреби;

ü формувати патріотичні почуття;

ü формувати людину-творця.

Розкриваючи проблеми національного виховання, ми будемо користуватися цілою низкою термінів:

- українська національна педагогіка – це наука, що представлена народною педагогікою і науковою педагогікою;

- національна філософія (етнософія) – це самобутня система ідей, поглядів на природу, суспільство, всесвіт;

- національний світогляд – це обумовлена культурно-історичними умовами система поглядів, переконань, ідеалів;

- національна ідеологія – це ідейне багатство нації, система філософських, політичних, економічних, правових, моральних, естетичних і релігійних ідей, а також поглядів, ідеалів і принципів, які відображають інтереси, потреби і прагнення нації;

- національна психологія – це особливості певних психологічних процесів. Психологія українця – це психологія господаря. умілого хлібороба, захисника прав особистості і незалежності.

(2) Національна система виховання – це історично обумовлена і створена самим народом система ідей, поглядів, переконань, традицій, обрядів, спрямована на організацію життєдіяльності підростаючих поколінь.

Принципи національного виховання:

ü принцип природовідповідності (не ламати задатки в дитині до певних наук, видів діяльності, закладені природою);

ü принцип етнізації (виховання почуття причетності до свого народу, самосвідомості);

ü принцип культуровідповідності;

ü принцип гуманізації і демократизації;

ü принцип врахування вікових, статевих і індивідуальних особливостей;

ü принцип систематичності педагогічного впливу;

ü принцип посильного залучення дітей до трудової діяльності;

ü принцип творчого ставлення до дійсності;

ü принцип утвердження життєвого оптимізму.

Національна система виховання ґрунтується на засадах родинного виховання, народної педагогіки і науково-педагогічної думки.

(3) Українська етнопедагогіка – це основа національної системи виховання. Термін „народна педагогіка” був введений К.Д. Ушинським, а в Україні – О. Духновичем.

Народна педагогіка – це сукупність педагогічних відомостей і виховного досвіду народу, які знайшли своє відображення у звичаях, обрядах, фольклорі, традиціях сімейного і громадського виховання.

В середині 70-х років XX сторіччя в науковому обігу з’являється термін „етнопедагогіка” (Волков). Це поняття вказує на національну самобутність, етнічну специфіку та оригінальність традиційних педагогічних знань.

Українська етнопедагогіка складається з п’яти розділів:

- „Народне дитинознавство”: усталені погляди на розвиток дітей, емпіричні знання (донаукові, аксіоматичні, з досвіду народу) про умови і рушійні сили розвитку людських якостей на стадії дитинства.

- „Українське родинознавство” (фамілістика): об’єднує знання і досвід народу щодо створення міцної, здорової і щасливої сім’ї.

- „Родинна педагогіка”: батьки є головними природними вихователями, головний виховний вплив яких іде через слово, приклад, спосіб життя, мікроклімат сім’ї. Народна мудрість соціалізації дитини в сім’ї відбувається завдяки передачі їй дорослими духовного і практичного досвіду, прищеплення культури поведінки.

- „Народна дидактика”: досвід народу в галузі розумового розвитку дітей; вони концентруються у поглядах на принципи, зміст та методи навчання, на зміцнення пізнавальних сил і здібностей дитини. Реалізуються через мову, загадки, прислів’я, приказки, через залучення до посильної праці і спілкування з природою.

- „Народна педагогічна деонтологія”: це те обов’язкове, без чого немислиме істинне виховання справжньої людини (почуття приязні до інших народів, шанобливе ставлення до рідної землі та культури та ін...

(4) Національна система виховання реалізується через:

ü рідну мову (мова передає нащадкам досвід попередніх поколінь і є показником духовної культури народу);

ü фольклор (у ньому відображено весь історико-культурний шлях народу);

ü родинно-побутову культуру (вона представлена виховними традиціями, що об’єднують минуле і майбутнє);

ü народний календар, прикмети (це енциклопедія народної мудрості);

ü національні символи і національну символіку (тобто систему знаків, що уособлюють в собі закріплення права роду, племені. князівства).

(5) Зміст загальних завдань національного виховання учнів в сучасній школі може бути реалізований за такими напрямками:

- формування національної свідомості, самосвідомості;

- виховання духовної культури;

- виховання поваги до законодавства України та її символіки;

- виховання свідомого ставлення до навчання;

- формування високої мовної культури;

- утвердження принципів загальнолюдської моралі;

- формування творчої працелюбної особистості;

- естетичне і фізичне виховання;

- формування екологічної культури;

- розвиток індивідуальних здібностей і талантів, забезпечення умов їх самореалізації.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: